Налоговый аудит проводится по направлениям. Налоговый аудит — безопасность Вашего бизнеса

Налоговый аудит – не самая желанная процедура для предприятия, но она позволяет обойти ряд серьезных для компании проблем.

Вы узнаете:

  • Что такое налоговой аудит и с какой целью он проводится.
  • Какие существуют виды налогового аудита.
  • Как выбрать аудиторскую компанию.
  • Когда необходимо проводить инициативный налоговый аудит предприятия.
  • В каких случаях проводится досудебный налоговый аудит.

Что такое налоговый аудит

Налоговый аудит – это процедура, в ходе которой инспекторы проверяют отчетность предприятия в части уплаты обязательных взносов и устанавливают, насколько она достоверна. Отметим, в этих бумагах компаний сегодня содержатся определенные налоговые показатели, выходящие за рамки бухучета. Именно поэтому проверяющие должны обладать определенными профессиональными навыками и знаниями, чтобы судить о качестве отчетности.

Совет . Предварительно стоит проводить внутренний налоговый аудит, в ходе которого компания может детально изучить всю документацию, исправить выявленные ошибки и избежать штрафных санкций со стороны инспекторов.

Таким образом, налоговый аудит – это комплекс определенных услуг, которые оказывают как индивидуальные эксперты, так и специализированные компании. Процедура предусматривает проверку правильности начисления и уплаты обязательных взносов в бюджет и внебюджетные фонды, составление налоговой отчетности, проведение консультаций. Кроме того, сюда же может включаться организация, восстановление и ведение бухгалтерского учета в части, связанной с фискальными сборами.

По сей день неясно, какое место налоговый аудит занимает среди услуг, которые предоставляют индивидуальные специалисты и компании. Кроме того, аудит налогового учета не закреплен на законодательном уровне. В связи с этим следует развивать и совершенствовать методологические и организационно-методические основы данной деятельности.

Термин «налоговый аудит» часто можно встретить в спецлитературе и перечне услуг, которые оказывают как индивидуальные эксперты, так и организации. Но что именно представляет собой данный вид ревизии, какими особенностями обладает и что включает в себя, трудно сказать точно. В современном отечественном законодательстве и международных стандартах аудита понятие также не раскрывается полностью.

Опираясь на существующие научные данные и исследования на тему, специалисты трактуют налоговый аудит по-своему. По их мнению, он является комплексной независимой проверкой налогового учета, правильности начисления и уплаты взносов, оценкой фискальных рисков в деятельности компании.

В рамках аудита тщательно изучают соответствующую отчетность предприятия-заказчика. Цель такой проверки – выявление неточностей, допущенных при составлении финансовых или бухгалтерских отчетов, и их устранение в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Узнайте, как запрещено работать с 1 января 2019 года

Редакция электронного журнала «Коммерческий директор» подготовила подборку основных изменений, которые влияют на работу коммерческого отдела и всей компании в целом. Узнайте, кому бояться штрафов и как избежать проверок.

Какие виды налогового аудита существуют

Налоговый аудит бывает комплексным, тематическим и структурным. В рамках комплексной проверки специалисты исследуют всю годовую налоговую отчетность. Если проводится тематический аудит, ревизируются конкретные бумаги за выбранной отрезок времени. Структурный аудит налогового учета – это проверка декларации по отдельным видам обязательных взносов, уплачиваемых предприятием по месту расположения его филиалов.

Комплексный аудит является наиболее масштабной процедурой при организации налогового аудита. На ее проведение эксперты тратят много времени, а проверяемый объект – финансов. Это серьезное и большое обследование, в ходе которого в документации могут быть допущены некоторые неточности, как несущественные, так и весьма значительные. Вместе с тем комплексный аудит налогового учета – самый оптимальный вариант для клиента, если его ожидает плановая проверка фискальных органов. В ходе подобного обследования также можно лучше изучить расходы компании и понять, как их сократить.

Тематический аудит подходит клиентам, которые знают о наиболее проблемных сферах своего предприятия и стараются исправить недочеты. Благодаря этой проверке удается лучше изучить отчетность, найти и устранить пробелы. Тематическое обследование занимает меньше времени, чем комплексное, что также является его преимуществом.

Структурный аудит предпочитают использовать компании с многочисленными подразделениями. Этот вид проверки дает возможность узнать обо всей системе налогообложения предприятия, сравнить и уравновесить фискальную нагрузку на филиалы.

Существует и так называемый экспресс-аудит , выделяемый в отдельную категорию. Он сочетает в себе признаки комплексного и тематического и представляет собой проверку всей налоговой отчетности за максимально короткое время. К этому виду прибегают, если для проведения комплексного нет достаточных финансовых и временных ресурсов, а тематический выполнить нельзя, поскольку необходимо проверить большой объем информации. Помимо этого, экспресс-аудит налоговых рисков становится палочкой-выручалочкой для клиента, желающего приобрести целое предприятие или его часть. При этом анализируются потенциальные убытки в ходе реализации имеющейся фискальной политики или по одному из направлений деятельности организации, выставленной на продажу.

С какой целью проводится налоговый аудит

Прежде всего, налоговый аудит предприятия проводят, чтобы избежать штрафов из-за нарушения законодательных норм по уплате обязательных взносов и сборов. Функции налогового аудита – это проверка:

  • начислений и выплат налогов и сборов;
  • обоснованности применения льгот при расчете взносов в бюджет;
  • правильности формирования деклараций по налогам;
  • фискальных рисков;
  • формирования и отражения налогов в учете.

Налоговый аудит – важное мероприятие для любой компании. И чем выше риски при исчислении и уплате обязательных взносов, чем больше их объем у фирмы, тем острее ощущается потребность в таком обследовании.

Выполняя налоговый аудит, индивидуальный эксперт или специализированная компания старается провести все процедуры в соответствии с интересами заказчика, в частности по вопросам оптимизации и планирования налогообложения. Вместе с тем проверяющие исследуют, насколько правильно и обоснованно ведется расчет, как выплачиваются обязательные взносы, как компания использует льготы, как операции отражаются в соответствующих отчетах (зачастую о них ничего не сказано на законодательном уровне). В ходе обследования анализируют, как составлены налоговые декларации, отвечают ли они современным законодательным нормам.

Все процедуры налогового аудита позволяют минимизировать риски. Благодаря такой проверке руководитель компании не беспокоится о возможных штрафах и санкциях, которые на него могут наложить фискальные органы.

Таким образом, налоговый аудит позволяет увидеть ошибки, допущенные при составлении отчетов, узнать не только о недоимках, но и переплатах сумм обязательных взносов. При этом недочеты не всегда возникают из-за невнимательности бухгалтеров. Не последнюю роль здесь играет постоянно меняющееся фискальное законодательство. По итогам проверки организация может исправить погрешности и только потом передать результаты налоговой инспекции, избежав штрафов.

Сегодня аудиторские компании предлагают клиентам не только консультации и проверки. В течение последних нескольких лет заказчики стали интересоваться сопутствующими услугами – анализом финансово-хозяйственной деятельности, налоговым и управленческим консультированием, связанным в том числе с реструктуризацией компании, правовым сопровождением и представительством интересов в фискальных органах, автоматизацией бухучета и внедрением IT. Клиенты также заказывают оценку стоимости активов компаний как имущественных комплексов, предпринимательских рисков, создание и анализ инвестпроектов, разработку бизнес-планов и ряд других услуг. То есть популярность налогового аудита во всех его проявлениях растет изо дня в день.

Компании, которым крайне необходима проверка, заключают договор на проведение налогового аудита со специализированными организациями. Договор на налоговый аудит включает в себя объем работ, которые необходимо выполнить в рамках данной процедуры. Обычно общая стоимость услуги из-за этого возрастает.

Кем являются субъекты налогового аудита

Как правило, налоговый аудит заказывают крупные компании, ведущие разноплановую деятельность и проводящие операции по импорту и экспорту. Ввиду большого оборота средств на данных предприятиях их обязательства по налогам также велики. Суммы пеней и других денежных взысканий нередко очень высоки. Независимая проверка нужна таким фирмам в целях сокращения налоговых выплат, минимизации всевозможных рисков, в том числе штрафов.

Проведение налогового аудита для крупных компаний – выгодное мероприятие с экономической точки зрения. Организации устраняют ошибки и передают в фискальные органы грамотно оформленную достоверную документацию. Аудит позволяет исправить неточности в налоговом учете, под которым понимают не только исчисление обязательных взносов в бюджет с прибыли, описанных в гл. 25 Налогового кодекса РФ, но и расчет сумм всех платежей, вменяемых компании законом.

Субъектами налогового аудита также становятся предприятия, для которых проведение общих проверок такого формата обязательно. Речь в данном случае идет об ОАО, кредитных и страховых компаниях, фондовых и товарных биржах, инвестиционных фондах, государственных внебюджетных фондах, созданных за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц на основании закона РФ. Общий аудит налогового учета обязателен для организаций и ИП, имеющих ежегодную прибыль от продажи товаров или услуг более 500 тыс. МРОТ или размер активов баланса на конец отчетного года свыше 200 тыс. МРОТ, а также для других компаний, которым согласно законодательству требуется такое обследование. В таком случае анализ состояния исчисления и уплаты взносов в бюджет лучше выполнять в ходе обязательной аудиторской проверки.

Налоговый аудит также заказывают компании, в которых поменялся главный бухгалтер. Из-за этого, как правило, бухгалтерский и налоговый учет тоже перестраиваются, и порой не в лучшую сторону. Обычно все вопросы по расчетам с бюджетом решает главный бухгалтер, и наладить правильный фискальный учет, исправив погрешности предшествующего специалиста, довольно трудно. Аудит налоговой отчетности призван помочь компании в такой ситуации.

Проверку может заказать также владелец или руководитель предприятия, желающий узнать, правильно ли ведется начисление и уплата обязательных взносов.

Мнение эксперта

Как выбрать аудиторскую компанию

Алексей Дорожный,

директор по развитию бизнеса компании Bazis logistics & distribution, г. Москва

Планирование налогового аудита в 2008 году стало для нас важной задачей. О выборе специалистов в этой сфере впервые мы задумались, когда приняли решение о приобретении нескольких транспортных предприятий в российских регионах. Все располагало к выгодной покупке. Приобретение подобных компаний – довольно трудный процесс. Нам потребовалось узнать реальную стоимость предприятий, их имущества, движимых и недвижимых активов. Мероприятие усложнялось еще и тем, что существенная часть технических средств компаний находилась в залоге у банков.

Мы поняли, что самостоятельная оценка транспортных предприятий отнимет слишком много времени и сил. Кроме того, не факт, что результат окажется точным. И тогда мы стали думать – какой фирме поручить профессиональный аудит.

Вот как мы поступили.

  1. Провели анализ российского рынка , изучив аудиторские компании. Информацию брали из СМИ и Интернета. Первостепенным для нас был срок, в течение которого фирма оказывает аудиторские услуги (компании, работающие менее 5–7 лет, не рассматривали), ее репутация, перечень работ (насколько он обширен) и цена на них. В итоге мы сформировали список подходящих фирм с достаточным опытом деятельности, отличной репутацией и положительными рекомендациями заказчиков.
  2. Попросили наших клиентов порекомендовать фирмы , поскольку дорожим их мнением. Частью нашей целевой аудитории являются крупные холдинги и промышленные российские предприятия.
  3. Опубликовали в журнале «Главбух» информацию о тендере на предоставление услуг по аудиту. Далее выбрали заинтересовавшие нас фирмы и поручили своим специалистам обсудить с их представителями условия сотрудничества в рамках деловых встреч.
  4. Выбирая подходящего для нас аудитора, изучили практический опыт потенциальных партнеров , область деятельности (с какими фирмами работали, какие методики применяли). Зачастую знакомились с результатами проведенных ранее проверок, ведь даже то, как оформлена итоговая документация, может сказать о многом. Важно, чтобы в процессе переговоров аудиторские компании давали гарантии в письменном виде. К примеру, специалисты должны пообещать, что оценят фирму в соответствии с ее реальной рыночной ценой и что при проведении налоговой проверки инспекция не предъявит никаких претензий. Если мы видели, что фирма не уделяет данному вопросу должного внимания, не рассматривали ее.
  5. Чтобы удостовериться, что мы сделали правильный выбор, сначала просили аудитора выполнить анализ какого-нибудь узкого направления работы фирмы , не поручая ответственных вопросов. Далее смотрели, как компания справилась с заданием, и уже на основании этого определяли, стоит ли с ней сотрудничать.

В итоге на выбор подходящей аудиторской фирмы у нас ушло около одного-полутора месяцев. Мы не торопились, да и большая часть организаций не совсем охотно сообщала нам о практических наработках. Но все же поиски увенчались успехом. Мы нашли региональную компанию из Калуги, оценивающую именно транспортные активы и подобные виды бизнеса. Соотношением цены и качества предоставленных услуг мы остались довольны.

  • Как найти партнеров по бизнесу, которые увеличат ваши продажи

Методика проведения налогового аудита

Аудит налоговой отчетности каждая компания проводит по-своему, применяя наработанные методики. Универсальной схемы организации налогового аудита не существует. Несмотря на то что фискальная система в России едина, все предприятия работают по разным схемам исчисления обязательных платежей в бюджет. Из-за этого нередко возникают неточности и нарушения. Задача налогового аудита заключается именно в поиске и исправлении ошибок, допущенных компанией.

В рамках обследования организация или частный аудитор выполняет некое задание, изучая бухгалтерскую и налоговую отчетность. В ходе проверки становится ясно, соответствует ли документация законодательным требованиям, отражены ли в ней процессы уплаты взносов в различные бюджеты и внебюджетные фонды.

При налоговом аудите компания сначала оценивает действующую систему формирования обязательных платежей на обследуемом объекте. Далее проверяется и подтверждается (или не подтверждается) правильность начисления и уплаты взносов в бюджет и внебюджетные фонды. После этого фирма оформляет и предоставляет результаты проверки.

На каждой стадии налогового аудита специалисты проводят определенные мероприятия. Сначала анализируют элементы системы налогообложения экономического субъекта, определяют основные факторы, влияющие на налоговые показатели, проверяют, верно ли исчисляются взносы. На этом же этапе проводится правовая и налоговая экспертиза действующей системы хозяйственных отношений, анализ схемы оборота документов, оценка функций и полномочий служб, отвечающих за расчет и погашение обязательных платежей. Также специалисты предварительно определяют налоговые показатели экономического субъекта. Благодаря перечисленным выше действиям удается разобраться в тонкостях главных хозяйственных операций анализируемой компании, понять, соответствует ли система исчисления взносов в бюджет законодательным требованиям, узнать об обязательствах по налогам и возможных рисках.

Далее следует основной этап анализа. Здесь главное – выявить участки, проверить которые нужно особенно тщательно. Предварительный анализ позволяет узнать о слабых местах налоговой системы компании. Именно поэтому анализировать все ее участки не нужно. К примеру, на первой стадии обследования аудитор может понять, что у проверяемого объекта возникнут сложности с НДС на экспорт в связи с реализацией товаров (работ, услуг) за границу, с налогом на прибыль трудности могут быть вызваны неправильным учетом доходов и расходов для налогообложения. Также не исключены проблемы с акцизами, если предприятие занимается реализацией подакцизных товаров, и т. д. Вместе с тем аудит налогового учета способен показать и безопасные области деятельности. Чаще всего такими участками являются простые налоги (на рекламу, транспортный налог и т. д.).

Проверять порядок исчисления обязательных взносов в компании можно выборочно. Но если речь идет о крупном предприятии с разветвленной системой, множеством филиалов, дочерних фирм с разным порядком налогообложения, оценивать нужно все. В данном случае проверке подлежат налоговые отчеты, которые субъект предоставляет по установленным формам, соответствие начисления обязательных взносов законодательным нормам, период их погашения и другие процедуры.

Каждый вид выплат специалисты анализируют по-разному. Так, при проверке исчисления налога на прибыль оценивается подтверждающая документация и экономическая обоснованность расходов.

Аудиторы также исследуют, правильно ли сформирована налоговая база, как заполнены налоговые декларации. Как было отмечено выше, налоговый учет – это регистрация всех операций, в том числе бухучет, включающий в себя информацию, влияющую на фискальные начисления компании. В данный момент почти все обязательные взносы рассчитываются на основании данных бухучета. Исключение составляет лишь налог на прибыль.

В ходе экспертизы специалисты анализируют бухгалтерский и налоговый учет за весь срок, выделенный для проверки. Аудиторы рассматривают первичную документацию, просят руководство пояснить, в соответствии с какими методиками и показателями ведется налоговый расчет. Эксперты, бухгалтерская, юридическая службы и руководство компании при этом взаимодействуют друг с другом.

Аудиторы должны знать о специализации проверяемого объекта, представлять, как он работает. В качестве примера можно привести обналичивание денежных средств. Чтобы документально оформлять подобные процедуры, компании часто прибегают к заключению фиктивных договоров подряда. Такие сделки следует грамотно юридически оформлять. В противном случае компания рискует столкнуться с неприятностями. При проверке эксперту следует уделить внимание всем проблемным и рисковым сделкам объекта (с точки зрения налогообложения). В связи с этим и руководству, и бухгалтерской службе нужно предоставить аудитору и формальные, и фактические сведения о своей работе.

Обследуемый объект и эксперт должны тесно взаимодействовать между собой еще и потому, что в течение проверки бухгалтерии следует быстро устранять выявленные недостатки. Налоговый аудит предприятия призван не найти как можно больше погрешностей и отразить это в отчете, а исправить ошибки совместно с сотрудниками компании. Если какие-то пробелы нельзя устранить в силу тех или иных обстоятельств, эксперты отражают это в отчете и консультируют работников, как в будущем не столкнуться с подобными ситуациями.

Третий, завершающий, этап налогового аудита – подведение итогов и оформление заключения. Оно должно содержать в себе мнение экспертов о том, насколько полно и верно в компании ведутся расчеты, как экономический субъект отражает и перечисляет платежи в бюджет и внебюджетные фонды, верно ли он применяет и использует налоговые льготы.

Но непосредственно в заключении отсутствуют рекомендации и аналитические данные. В связи с этим заказчик аудита налогового учета должен требовать отчет о проделанной работе, где детально описаны все выявленные недостатки вместе с предложениями по их устранению. Проводившая проверку компания или частный специалист полностью отвечает за достоверность данных и их занесение в итоговый документ обследования.

  • Как бороться с должниками: 5 шагов к организации финансового контроля

Какова степень ответственности аудиторов при проведении налогового аудита

И специалисты аудиторской компании, и сотрудники фискальной службы могут обнаружить нарушения действующего закона. Но при этом цель налоговой инспекции – привлечь компанию к ответственности. Задача же аудитора – указать на ошибки и помочь их исправить, как раз предотвратив возможные штрафы. У независимых экспертов нет полномочий обязывать клиентов выполнять те или иные процедуры. Они вправе лишь консультировать и советовать, как поступить.

Если аудитор выявляет неточности в бухгалтерских отчетах, нарушения Налогового кодекса РФ, то непременно сообщает об этом руководителю компании-заказчика и предлагает внести коррективы в отчетность, уточнить расчеты и налоговые декларации. Если бухгалтерский отдел не учитывает рекомендации и не устраняет ошибки, эксперт вправе письменно уведомить об этом руководство компании и отметить, какие меры ответственности предусмотрены за нарушения. Далее руководитель определяет, принимать во внимание выводы аудиторской компании или нет. То есть проверяющий перестает отвечать за последствия деятельности обследуемого субъекта. При этом он наделен определенными обязательствами перед заказчиком. К примеру, не имеет права разглашать конфиденциальные коммерческие данные предприятия, где проводит ревизию.

Как только налоговая проверка и аудит завершается, клиент может заказать иные услуги экспертной компании. К примеру, воспользоваться рекомендациями по оптимизации действующей системы налогообложения, провести налоговый аудит лизинговых операций, узнать о схемах начисления обязательных платежей с учетом специфики бизнеса, с помощью эксперта попробовать рациональнее применить налоговые льготы, выработать комплекс мер по оптимизации взносов в бюджет и внебюджетные фонды и снижению рисков, связанных с методиками их расчета. Предприятие также может воспользоваться рекомендациями, как сделать так, чтобы принципы налогообложения отдельных филиалов или дочерних компаний соответствовали единой системе, как контролировать правильность начисления взносов и сборов внутри организации, как адаптировать существующую систему налогового планирования и учета к вероятным изменениям требований фискального законодательства.

Аудитор вправе защищать интересы проверяемого объекта перед налоговой инспекцией. Взаимодействие с фискальными органами в процессе и по итогам обследования необходимо, чтобы получать разъяснения по актам проверок, которые их сотрудники выполняли на предприятии, и разрешать конфликты между анализируемым объектом и инспекцией.

Как уже было отмечено, аудиторская компания, предоставляя дополнительные услуги, может указать на различные нарушения в деятельности проверяемого объекта и разъяснить, какие санкции за них предусмотрены. Эксперт вправе порекомендовать, как устранить неприятные последствия, связанные с выявленными отклонениями от требований Налогового кодекса РФ, разработать новые проекты по формированию единой системы налогообложения предприятия и каких-либо его частей. Кроме того, проверяющая компания вправе дать советы относительно адаптации элементов и регистров бухучета (в том числе при использовании компьютерной обработки информации) к выбранной концепции управления обязательными платежами, выработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в фискальном законодательстве и иным параметрам, значительно влияющим на полноту, точность и своевременность начисления и внесения взносов в бюджет и внебюджетные фонды. При этом аудиторы часто вырабатывают оперативные управленческие и организационно-правовые методы по созданию постоянно действующей системы налогового планирования.

Стоит отметить, что должный эффект оказание дополнительных услуг оказывает в том случае, если перед этим провели непосредственно налоговый аудит предприятия. Если же такой проверки не было, специалисты не могут использовать все необходимые сведения о компании и ее направлениях, а значит, находить рациональные пути устранения недочетов.

Сегодня в России многие методы аудита налоговых отчетов определены не до конца, не выбрана их суть. Непонятно, какие цели и задачи преследует данная проверка, по каким принципам и критериям она проводится. Нет единых подходов к анализу налоговых отчетов, аудит не описан поэтапно. Проверку расчетов по обязательным платежам оценивают с тех же позиций, что и для бухгалтерских (финансовых) отчетов. Методика налогового аудита должна состоять из теории и практических рекомендаций. Только в этом случае обследование будет проведено качественно. В ходе проверки непременно следует учитывать особенности работы и специфику налогообложения предприятия.

Итоги аудита оформляют в виде заключения и отчета. Отметим, что на законодательном уровне данная документация никак не закреплена. Это говорит о том, что если налоговая инспекция будет проверять предприятие, заключение аудита в расчет она не примет. Сегодняшний практический опыт свидетельствует о том, что благодаря аудиту намного проще организовать эффективную систему налогообложения в нынешних условиях.

Когда необходимо проводить инициативный налоговый аудит предприятия

Как было отмечено ранее, аудиторские компании и индивидуальные эксперты проверяют систему налогообложения хозяйствующего субъекта, помогают в разработке и ведении отчетов. Специалисты проводят аудит налоговых рисков, консультируют по вопросам, связанным с исчислением и выплатой обязательных взносов. Эксперты анализируют бухгалтерские отчеты, выявляют ошибки, противоречащие законодательным нормам, и устраняют их.

Обычно услуги таких специалистов заказывают крупные предприятия со множеством филиалов или многоуровневой структурой и большим документооборотом. Компании среднего и малого бизнес-сегмента пользуются услугами аудиторских компаний, чтобы оптимизировать налогообложение.

Крайне важным является своевременное проведение налогового аудита. Если вся отчетность приводится в соответствие с законодательными нормами, компания может избежать большей части проблем. Инициативный налоговый аудит не является обязательным мероприятием. Провести его специализированная компания может только в том случае, если этого хочет непосредственно клиент, то есть, по его волеизъявлению. Налоговый аудит не гарантирует освобождение от проверок фискальных органов. Однако крупным предприятиям независимое обследование нередко необходимо, поскольку позволяет существенно сократить расходы. Ниже мы рассмотрим выгоду для компаний от проведения налогового аудита.

  • Управленческая отчетность: виды отчетов и порядок их составления

Выгодно ли проводить инициативный налоговый аудит

Точно рассчитать сумму средств предприятия, сэкономленных благодаря налоговому аудиту, невозможно, так как ошибки в отчетах бывают разными. Однако на основе нескольких примеров эффективной проверки такого рода можно составить объективное представление о данном процессе.

Пример . Одна компания, поставляющая полезные ископаемые и сырье, решила оспорить результаты налоговой проверки. Предприятие обязали доплатить свыше 10 млн рублей в связи с предъявлением к нему претензий. С этими требованиями компания не согласилась и обратилась в аудиторскую фирму. По итогам оспаривания проверки поставщика освободили от выплаты 10 млн рублей, а также возместили судебные издержки на сумму 300 тыс. руб. Стоимость аудита составила 950 тыс., ROI оценивается в 985 %.

Таким образом, налоговый аудит иногда позволяет не только избежать лишних расходов, но и вернуть потраченные средства.

Пример. Фирма по производству мебели, поставляющая 40 % своих товаров за рубеж, хотела воспользоваться правом на возврат НДС из бюджета, но не смогла, в связи с чем и попросила помощи у аудиторов. В ходе судебного разбирательства, инициированного аудиторской компанией, удалось вернуть 6 млн рублей и наладить схему возврата НДС.

Налоговый аудит ставит перед собой очень важную цель – оптимизировать расходы проверяемого субъекта.

Пример. Аудиторская компания оказала поддержку крупному технопарку. В ходе обследования эксперты проверили, как распределяется НДС между несколькими видами деятельности. Итоги показали, что в течение трех лет клиент переплатил свыше 30 млн рублей. Аудитор предложил распределять НДС по другой схеме, благодаря чему избавил технопарк от лишних расходов.

Примеры, описанные выше, показывают, насколько выгоден для компаний налоговый аудит. Затраты на его проведение окупаются практически моментально. Но чтобы процедуры налогового аудита стали максимально эффективными, предпочтение следует отдавать тому виду проверки, которая более всего соотносится со спецификой деятельности компании в данный момент.

Проведение налогового аудита для всех предприятий почти одинаково. Отличаться оно может только с учетом особенностей бизнеса.

К примеру, к добыче полезных ископаемых в России применяется множество налогов. Сумма и порядок их выплаты определяются добываемым ресурсом (компании могут заниматься разработкой металлов, нефти, минералов и т. д.). Нарушения в выплате НДПИ, как правило, связаны со специфическими и адвалорными ставками.

Ошибки в уплате налога на прибыль чаще всего бывают вызваны неверно сформированной налоговой базой, неправильным применением налоговых льгот или простыми математическими просчетами. Неточности при начислении НДС, как правило, связаны с учетом данного налога к вычету. По таким же методикам выстраиваются схемы уклонения от выплат.

Некоторые налоговые взносы на транспорт вообще не нужны. К ряду транспортных средств не применяются обязательные выплаты в принципе.

Неточности в налогах на имущество обычно вызваны неверно составленными договорами на аренду. Эксперты смотрят, грамотно ли они сформулированы юридически, выявляют ошибки, допущенные и клиентом, и его контрагентом.

В Налоговый кодекс РФ довольно часто вносятся коррективы. Помимо этого, меняется значение существующих законодательных норм. Учитывая все это, налоговый аудит – лучшее решение, позволяющее избежать как денежных штрафов, так и более серьезных санкций. Такая помогает позволяет предприятию не переплатить сегодня и избежать лишних расходов по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в дальнейшем.

В каких случаях проводится досудебный налоговый аудит

В фискальной службе достаточно давно действует досудебный аудит – одно из структурных подразделений этого органа. Его деятельность позволяет разрешить сложные ситуации с налогоплательщиками, выявить и урегулировать проблемы в деятельности налоговых инспекций, не прибегая к долгим разбирательствам в суде.

Работает досудебный аудит по достаточно простому и отлаженному принципу. Налогоплательщики обращаются в фискальную службу с жалобами и возражениями. Далее рассматривают, правомерно ли при работе с заявлениями действуют (или бездействуют) налоговые органы. Если выясняется, что права предприятия нарушены, в ходе досудебной проверки выполняются все необходимые процедуры по их восстановлению.

Досудебный аудит для налогоплательщиков очень полезен. Оформление и подача жалоб, в сравнении с судебным производством, осуществляется быстрее и проще. Это связано с тем, что заявление можно составить в относительно свободной форме. Не требуется участие консультантов и адвокатов, нет госпошлин при его подаче. Когда апелляционная жалоба поступает в налоговую инспекцию, все мероприятия по реализации оспоренных решений, вынесенных по итогам проверок, приостанавливаются.

Досудебный аудит налогового учета имеет и еще одно весомое преимущество – урегулирование проблем в кратчайшие сроки. На основании общего правила жалобу изучают всего в течение месяца. Налоговый орган выносит то или иное заключение по результатам ее рассмотрения. Данное решение нижестоящие инспекции исполняют сразу же.

Помимо этого, досудебный аудит, несмотря на внутриведомственную основу данной системы, объективен и независим. Почему? Куратором этой структуры выступает руководство налогового органа. Проведение досудебного аудита строго регламентировано, и никаких дополнительных процедур в его рамках проводить нельзя. При изучении жалоб и возражений учитывают сформировавшуюся судебную практику. Существующие показатели оценки эффективности аудита предусматривают исключительно глубокое и детальное изучение жалоб и возражений, без формальностей.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Понятие аудит является достаточно широким, и налоговый аудит является всего лишь небольшой частью. Налоговый аудит – это услуга анализа всей финансовой документации на предмет начисления или уплаты всех видов сборов и налогов, а также соответствие их налоговому законодательству.

В результате совершенной проверки аудитор, опираясь на законодательный кодекс, высказывает своё мнение о достоверности ведения налогового учета в организации заказчика, дает оценку рисков и консультацию по вопросам улучшения положения. Аудит должен производиться как минимум по одному заранее выбранному отделу документов.

Определение

Цель налогового аудита налогов – уберечь предпринимателя от штрафов и других санкций за несоблюдение норм закона. Специалисты, проводящие аудит, проверяют всю отчетность на предприятии и стараются найти в ней моменты, противоречащие закону.

Такие неточности возникают не только из-за неопытности работников бухгалтерского отдела, но и из-за регулярных правок в законодательстве. Услугами аудита пользуются компании, бизнес которых тесно связан с большим документооборотом. Многоуровневые или холдинговые организации тоже нуждаются в подобной проверке. Маленькому и среднему бизнесу также необходимо пользоваться это услугой с целью налаживания системы бухгалтерии.

Своевременный налоговый аудит очень важен . Приведение документов в должное состояние перед настоящей проверкой избавит от множества проблем, ведь вернуть обратно переплаченные средства получится не раньше трех лет после уплаты налога. Именно поэтому только своевременно проведенная операция определит, насколько она была эффективна .

Налоговый аудит находится на месте пересечения двух других услуг (аудит и консультация) и трудно сказать, к чему эта услуга ближе. Вопросы, связанные с налогообложением, даже на маленьких предприятиях бывают очень сложны, что уж тут говорить о гигантах бизнеса, у которых объем и разнообразие услуг сами по себе формируют большой спектр документации, за которой нужно внимательно следить.

Большинство предприятий выполняют аудит по стандартной схеме . Однако, в зависимости от специализации и специфики организации, он может иметь некие отличия. Так, добыча руды, или других ресурсов на территории РФ будет облагаться множеством пошлин, процедура погашения которых будет существенно отличаться в зависимости от добываемого ресурса. С таким разнообразием документов может возникнуть проблема, которая может привести к проблеме с уплатой налогов

Ошибки при уплате налога на прибыль, как правило, возникают из-за некорректно созданной налоговой базы или нерационального использования положенных налоговых льгот. А вот проблемы с отчислениями НДС связанны с использованием этого налога в вычете, тем же методом создаются и схемы по уклонению от его погашения.

Налоговая правовая база довольно часто вносит коррективы в толкование своих законов. При такой тенденции налоговый аудит — это лучший способ избежать штрафов и санкций и быть уверенным в корректности своей бухгалтерии.

Задачи и цели

Перед проведением запланированного налогового аудита необходимо составить перечень главных задач , которые задают основное направление для деятельности коллектива аудиторов. Как правило, такие задачи схожи по характеристикам у большинства аудиторов, выполняющих проверку документации:

  1. Проверка сумм, которые были уплачены в бюджет посредством налога и тех, что только подлежат выплате.
  2. Оценка правомерности использования льгот и понижений налоговых ставок.
  3. Проверка операций, которые связаны с импортом и экспортом услуг и товаров.
  4. Нахождение потенциального риска, который связан с некорректным начислением налога и его сборов в результате проведения финансовой деятельности.
  5. Предоставление руководителю предприятия-заказчика детального отчета с советами по оптимизации налоговых отношений.

Каждая аудиторская организация имеет свои собственные способы и методы проведения аудита. Все они отличаются своей эффективностью и могут быть подобраны индивидуально, исходя из специфики организации или предприятия.

Именно поэтому предприятия, для которых аудит будет обязательно процедурой, указывают в договорах предполагаемый объем работы. Однако если предприятие делает всё, чтобы минимизировать свои риски, связанные с налогообложением, ему следует проводить полный и детальный налоговый аудит по всем отделам. Проверка бухгалтерии должна проводиться только сплошным методом .

Виды

Весь налоговый аудит можно разделить на три типа : структурный, комплексный, тематический. Структурный проверяет документацию по выбранным отделам документов. Тематический – проверка документации одного отдельно выбранного отдела.

Комплексный аудит — это тщательный анализ всей отчетности бухгалтерии предприятия за год. Структурный аудит идеально подойдет для предпринимателей, чья структура организации разветвлена. Такой аудит позволит захватить абсолютно всю систему налогов на предприятии, также он поможет грамотно распределить налоговую нагрузку на подразделения.

Тематический аудит подойдет только тем заказчикам, которые сами прекрасно понимают какой именно отдел в их предприятии требует к себе большего внимания.

Тематический аудит подразумевает под собой углубления во все детали документов только одной области и нахождения потенциального риска. Также стоит упомянуть скорость его проведения, в сравнении с комплексным она гораздо больше.

Комплексный аудит всегда требует большого количества затраченного времени поставщика услуг аудита и огромных финансовых трат со стороны заказчика. Кроме того, даже при такой колоссальной проверке могут быть утеряны с виду все возможные мелкие помарки в документации, которые могут быть как незначительными, так и существенными. Такой аудит подходит заказчику в преддверии проверки служб налоговой инспекции.

Также ещё существует такой вид, как экспресс-аудит . Этот вид комбинирует в себе тематический и комплексный. Экспресс-аудит — это проверка большой части бухгалтерии в сжатые сроки. Услугу используют только в том случае, если нет времени и средств для комплексного аудита.

В некоторых ситуациях он может быть незаменим, например, при покупке другой компании нужно быстро оценить все налоговые издержки и риски по другим направлениям. В таком случаи поможет только экспресс-аудит.

Методика проведения

Аудит бухгалтерии предприятия делится на две части. Первая — это предварительная оценка систем учета предприятия, а вторая — проверка на достоверность налоговых отчислений. В рамках первой части выполняются такие работы, как:

  1. Диагностика системы документооборота и работы отделов, отвечающих за переводы и платежи.
  2. Нахождение факторов, которые могут влиять на налоговые статистики.
  3. Проверка техник и методик исчисления платежей на предмет ошибок и неточностей.
  4. Точный подсчет налоговых показателей предприятия.

В процессе выполнения этой работы аудиторы способны углубиться во всю специфику бизнеса и оценить все потенциальные нарушения норм закона. Чтобы точно сказать, какое количество времени нужно для реализации поставленных задач, аудитору понадобится 1-2 часа . В основном сроки зависят только от масштабности компании и объема документов.

Достоверность налоговых отчислений

На данном этапе проводится анализ всей налоговой документации: по НДС, декларациям налога на прибыль, справки по авансовым платежам и т.д. Как правило, эта процедура занимает не более 3-5 дней на один отдел документов. Таким образом при многоуровневой или разветвленной системе сроки могут быть значительно больше.

По отчетам данного этапа аудитор делает выводы о структуре налогообложения, исправляет все недочеты и неточности, а также предлагает варианты оптимизации .

Результаты

Поэтапная работа налогового аудитора позволяет без труда проанализировать всю финансовую документацию предприятия, взяв во внимание все нюансы и особенности. Полученные результаты после проведенной проверки позволят заказчику в срочном порядке принять соответствующие меры по исправлению неточностей в налоговом учете.

В полученном письменном отчете будет широко отражена финансовая ситуация, что позволит точно охарактеризовать всю систему налогообложения в организации.

Результатом проведенного налогового аудита всегда будет пакет документов под названием «Отчет о результате налогового аудита». С одной стороны, в этом документе, который будет ссылаться на все нормы закона, содержится подробное описание всех найденных нарушений и отклонений, а также советы по их устранению и нормализации. С другой же стороны, будет финальное заключение о состоянии налогового учёта.

Сказать точно, столько денег способен сэкономить налоговый аудит для организации, нельзя, потому что у каждой компании своя специфика и свой штат рабочих. Но можно привести примеры , которые помогут понять общую картину.

Компания по производству мягких игрушек поставляет 50% от выпускаемой ей продукции за рубеж, она имеет полное право возвращать НДС из бюджета. Однако использовать это право на практике не удавалось, так как им отказывают в этом, ссылаясь на неточности в документации.

Директор предприятия воспользовался помощью аудиторской организации. После проверки было проведено судебное разбирательство, в результате которого компании было возращено 7 млн. рублей и была полностью отлажена процедура выплаты НДС.

Из приведенного примера можно понять, что аудит налогообложения в подавляющем большинстве случаев является выгодной услугой , которая может окупиться сразу после её проведения. Чтобы получить больше выгоды, следует выбирать именно тот вид налогового аудита, который подходит вашему предприятию.

Благодаря современным методам проверки, которые подразумевают под собой не только проверку обычной документации, но и всех электронных баз, почтовых ящиков и т.д., можно устранить все недостатки и проблемы с бухгалтерской деятельностью вне зависимости от специфики организации.

Выводы

Налоговый аудит на сегодняшний день является жесткой необходимостью. Он служит «репетицией», во время которой можно исправить все ошибки и привести документацию предприятия в порядок перед настоящей проверкой налоговых служб.

Вовремя проведенный налоговый аудит поможет в будущем избежать проблем с законодательными органами и сохранить хорошую репутацию как надежный партнер в бизнесе.

Налоговый аудит ― это один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Налоговый аудит представляет собой оценку существующей модели налогообложения компании клиента, а также разработку заключения о возможности повышения эффективности в среде налогового учета компании.

Под налоговым аудитом мы подразумеваем специальное аудиторское задание по рассмотрению порядка формирования бухгалтерских и налоговых отчетов клиента с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты предприятием клиента налогов и других платежей в бюджеты разных уровней, а также во внебюджетные фонды.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом, а т.к. объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, то такой метод проверки вполне применим для налогового аудита.

Целью налогового аудита являются:

· подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов

· общий анализ системы налогообложения экономического субъекта;

· определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

· проверка методики исчисления налоговых платежей;

· предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

· подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды

· минимизация налоговых выплат

Заказчики налогового аудита

Для того, чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, компаниям целесообразно и экономически выгодно проводить налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств, которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Методика налогового аудита

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:

· предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;

· проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

· оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия.

Так, на первом этапе необходимо:

· провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

· проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;

· провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;

· проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

· осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности.

В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством. В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок.

На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

Т.е. при проведении налогового аудита рассматриваются следующие вопросы:

· Оценка правильности определения налогооблагаемой базы;

· Оценка правомерности применения налоговых льгот;

· Оценка правильности расчета налоговых обязательств, в том числе:

§ налогу на добавленную стоимость,

§ акцизам,

§ налогу на прибыль организаций,

§ налогу на доходы физических лиц,

§ единому социальному налогу,

§ таможенным пошлинам и сборам,

§ налогу на имущество организаций,

§ транспортному налогу,

§ земельному налогу,

§ налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: