Схему органов государственного регулирования рынка ценных бумаг. Принципы и формы регулирования рынка ценных бумаг

Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг яв-

ляется главным инструментом государственной политики на рынке ценных бу-

маг, основные задачи которой сформулированы в Концепции развития рынка

ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Рос-

* создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов

привлечения инвестиций в частный

сектор российской экономики и, прежде всего, привлечение частных ин-

вестиций на приватизированные предприятия.;

* создание условий для финансирования дефицита государственного бюд-

жета (прежде всего - федерального бюджета) на основе связанных с рынком

ценных бумаг методов неинфляционного финансирования

государственных расходов;

* обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования

средств населения;

* перестройка системы управления приватизированными предприятиями и

создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирую-

щего воздействия рынка ценных бумаг на администрацию российских компа-

* предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть

в результате операций на рынке ценных бумаг путем защиты прав участников

рынка ценных бумаг, и в первую очередь, прав инвесторов;

* создание цивилизованного рынка и интеграция российского рынка цен-

ных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места

российского рынка ценных бумаг в системе международных рынков капиталов;

* защита интересов и законных прав граждан, юридических лиц и госу-

дарства на основе борьбы с суррогатами ценных бумаг, борьбы с мошенни-

чеством и пресечения незаконной деятельности на фондовом рынке.

Указанные задачи носят стратегический характер, комплиментарны и

должны решаться комплексно, в увязке друг с другом. При их решении необ-

ходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных

механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в на-

родном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное

вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты

рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей госу-

дарственного регулирования, от решения которой зависит само существова-

ние рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

Вместе с тем, хотя система регулирования рынка ценных бумаг несет

значительную политическую нагрузку, она должна формироваться в четком

соответствии с необходимостью обеспечить эффективное выполнение рынком

ценных бумаг ряда экономических функций, определяющих экономические за-

дачи регулирования рынка.

Основной стратегической задачей всей системы государственного регули-

рования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соб-

людения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок

ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономи-

ческие функции - мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и

формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.

Поскольку рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов

аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, при формировании режима

его регулирования необходимо также учитывать и комплекс конкретных эко-

номических и политических задач государства, в частности, отражающих

специфику начального этапа развития рынка, а также необходимость форми-

рования государственного контроля, обеспечивающего прозрачность и управ-

ляемость финансовых потоков в государстве (понимаемую прежде всего как

способность государства влиять на финансовые потоки в соответствии со

своими приоритетами - например, приоритетами промышленной политики).

Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных

бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профес-

сиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную от-

расль рыночной экономики, обеспечивающую значительное количество высоко-

оплачиваемых рабочих мест и генерирующую значительные налоговые поступ-

ления. Таким образом, в задачи государственного регулирования входит

также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших от-

раслей сферы финансовых услуг, и сохранение национального контроля за

этой отраслью. Основными практическими задачами развития этой отрасли

как части национальной экономики являются:

* стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России (в

противном случае - если операции с российскими ценными бумагами будут

осуществляться главным образом за границей - возможности развития этой

отрасли будут резко ограничены);

* обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов

по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на рос-

сийском рынке ценных бумаг.

Решение указанных задач непосредственно связано с задачами техничес-

кого регулирования рынка (поддержание оптимальных количественных и ка-

чественных параметров рынка) - мерами регулирования, направленными на

обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний кур-

сов ценных бумаг в результате спекулятивной игры (например, на основе

ограничения возможностей дилеров привлекать заемные средства для финан-

сирования спекулятивных операций). В ряду задач технического регулирова-

ния особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые мо-

гут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых сис-

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка

органами государственного регулирования применяются различные методы как

функционального, так и институционального регулирования.

Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с ре-

гулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и

качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким обра-

зом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов

регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности

конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение

объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования

относятся, например, установление требований к размеру собственных

средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограни-

чение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут при-

вести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институцио-

нальное регулирование является основой регулирования банковской дея-

тельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех слу-

чаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности де-

лает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты

интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких

видов деятельности относится, например, хранение и обслуживание ценных

В отличие от методов институционального регулирования, методы функци-

онального регулирования связаны с установлением правил совершения опре-

деленных операций (т. е. выполнения определенных функций). Например, во

многих странах действует законодательство, предусматривающее обязанность

брокера в приоритетном порядке (по отношению к собственным операциям)

исполнять заявки на покупку или продажу ценных бумаг, поступившие от

клиентов. Требование вести учет клиентских ценных бумаг отдельно от сво-

их собственных применяется в России по отношению ко всем финансовым инс-

титутам, принимающим на хранение и обслуживание ценные бумаги клиентов,

и относится к методам функционального регулирования.

Поскольку в большинстве случаев для зашиты интересов инвесторов на

рынке ценных бумаг основной акцент делается имеет именно на то, как про-

фессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состоя-

ние профессиональных участников, именно методы функционального регулиро-

вания составляют основу регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуслав-

ливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной

деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулиро-

вания рынка ценных бумаг.

Поскольку методы функционального регулирования рынка, составляющие

основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил

совершения операций, они во многом смыкаются с вопросами деловой этики и

обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников

рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет

использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих

вопросов. Совпадение интересов государства и участников рынка существует

прежде всего в сфере предупреждения и разрешения конфликтов между участ-

никами, улучшения управления рисками, снижения возможностей для мошенни-

чества и других противоправных действий, поддержки ликвидности и ста-

бильности рынка, внедрения лучших стандартов профессиональной дея-

тельности. Решение указанных задач на базе саморегулируемых организаций

требует специализации последних по видам профессиональной деятельности,

а характер решаемых задач - формирование стандартов профессиональной де-

ятельности и принуждение к их исполнению - обуславливает необходимость

отказа от принципа конкурентности в сфере саморегулирования.

Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по

многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным,

и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регу-

лирование.

К основным принципам регулирования относятся:

1. Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который

заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему

саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную

функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите

прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулиро-

вания всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования

рынка на всей территории Российской Федерации.

3. Принцип минимального государственного вмешательства и принцип мак-

симального саморегулирования, который означает, что государство регули-

рует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолют-

но необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных

функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в

саморегулируемые организации.

4. Принцип равных возможностей, означающий:

* стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через

отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

* равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регули-

рования рынка;

* гласное и конкурсное распределение государственной поддержки раз-

личных проектов на рынке ценных бумаг;

* отсутствие преимуществ для государственных предприятий, функциони-

рующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

* запрет для государственных органов давать публичные оценки профес-

сиональных участников рынка;

* отказ от государственного регулирования цен на услуги профессио-

нальных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).

5. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.

6. Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

Несмотря на то, что государство будет стремиться передать возможно

большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организа-

циям, именно система прямого государственного регулирования несет основ-

ную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является ос-

новой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов

государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

* Функциональное регулирование в сочетании с методами институцио-

нального регулирования по вопросам организации контроля и надзора за де-

ятельностью участников рынка;

* Использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при

помощи и под контролем государства;

* Распределение полномочий по регулированию рынка между госведомства-

ми на основе жесткой ответственности за результаты;

* Приоритет защиты мелких инвесторов и населения, всех форм коллек-

тивных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

* Приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

* Максимальное разделение рисков;

* Предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе

регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

К основным объектам регулирования (участникам рынка ценных бумаг) от-

1. Эмитентов ценных бумаг и организации, привлекаемые эмитентами для

исполнения своих обязанностей перед инвесторами (включая регистраторов,

аудиторов, платежных агентов и т. д.).

2. Профессиональных посредников, действующих на рынке ценных бумаг,

осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг

(включая брокерскую, дилерскую, депозитарную и иные виды

деятельности). Среди профессиональных участников рынка ценных бумаг особую роль играют

инфраструктурные организации (фондовые биржи и другие организаторы торговли, расчетные и клиринговые

организации).

3. Инвесторов и организации, профессионально занимающиеся управлением инвестициями.

4. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В основе регулирования всех видов профессиональной деятельности на

рынке ценных бумаг (2-я группа) и деятельности по управлению инвестиция-

ми лежит лицензирование указанных видов деятельности (см. главу 15).

Следует отметить, что лицензирование в широком смысле не сводится к од-

нократному акту выдачи лицензии тому или иному участнику рынка. Речь

должна идти о систематических проверках деятельности участников рынка на

предмет выполнения требований, вытекающих из обладания лицензией на ве-

дение конкретной профессиональной деятельности.

Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка входит

в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Регулирование деятельности ряда участников рынка (например, коммер-

ческих банков, страховых компаний или негосударственных пенсионных фон-

дов), полностью или частично (в отдельных аспектах их деятельности) от-

несено к компетенции других ведомств. В итоге совокупное регулирование

рынка ценных бумаг в России осуществляется несколькими органами, в ком-

петенцию которых входят разные аспекты. Этими органами, помимо ФКЦБ, яв-

ляются: Центральный банк России (ЦБР), Министерство финансов России

(Минфин), Антимонопольный комитет, Госналогслужба России и другие орга-

Участие различных ведомств в регулировании деятельности субъектов

рынка ценных бумаг строится на основе предусмотренного законодательством

обязательного согласования всех нормативных актов по вопросам рынка цен-

ных бумаг всех органов государственной власти и управления, принимаемых

ими в пределах своей компетенции, с ФКЦБ России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите основные задачи создаваемой в России системы регулиро-

вания рынка ценных бумаг.

2. Каковы экономические функции системы регулирования рынка?

3. Почему необходима система государственного контроля рынка ценных

4. Опишите методы технического, институционального и функционального

регулирования рынка.

5. Перечислите основные принципы регулирования рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг (р. ц. б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование р. ц. б. охватывает всех его участников:

o эмитентов;

o инвесторов;

o профессиональных фондовых посредников;

o организаций инфраструктуры рынка…

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование р. ц. б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

o эмиссионные;

o посреднические;

o инвестиционные;

o спекулятивные;

o залоговые;

o трастовые и т.п.

Регулирование р. ц. б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

o государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

o регулирование со стороны профессиональных участников р. ц. б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р. ц. б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

o общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

o поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

o защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

o обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

o создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

o в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п. ;

o воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.) .

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

o создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

o отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

o контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

o систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Направления :

1. Лицензирование деятельности проф участников

2. Защита прав инвесторов

3. Защита от противоправных действий на РЦБ

4. Аттестация кадров для финансового рынка

5. Выработка нормативно-правовой базы

Модели регулирования:

1. Модель ограниченного вмешательства. Большая роль в саморегулировании. Государство только контролирует. Объект со стороны государства - только деятельность проф участников. (В США только налоги регулируют). Наличие большого количества типовых стандартов - федеральные стандарты (что-то вроде рекомендательных актов)

2. Модель жесткого вмешательства (Россия)

Принципы регулирования:

1. Принцип сочетания саморегулирования и государственного регулирования. В виде передачи государством своих нормотворческих и контрольных функций определенным категориям участников рцб, организованным в саморегулируемые организации.

2. Принцип гос контроля за проф участниками. Государство имеет право осуществлять контроль надзор за любыми проф участниками. (система регулирования определяется государством, осуществляющим меры по защите прав и законных интересов участников рынка)

3. Принцип рыночного регулирования. Приоритет отдается экономическим мерам воздействия.

4. Принцип открытости информации о рынке.

5. Принцип обеспечения эффективности финансового рынка. Регулирование не должно мешать развитию финансового рынка.

6. Единство нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

Государственно-правовое регулирование:

Лицензирование

Контроль за исполнением законодательства

Привлечение к ответственности

Регистрационные действия

Правотворчество

Разрешение споров.

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками р. ц. б. на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

o разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

o осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

o контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

o информационная деятельность на рынке;

o обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.

Саморегулирование :

Организация торговли фин инструментами

Аттестация кадров

Защита интересов инвесторов и клиентов

Разрешение споров

Применение санкций

Внутренний контроль.

Формы контроля за участниками . Это то, как регулятор получает информацию.

1. Проверки регулятором. Плановые и внеплановые.

2. Проверки саморегулирующими организациями. Проверяют узкий круг: соответствие квалификационных требований (аттестация кадров, имеется несколько ступений разных прав); соблюдение правил СРО; оценка рисков.

3. Предоставление информации. Обязаны все предоставлять информацию: об операциях, акционерах, держателях ценных бумаг.

4. Оперативно-розыскная деятельность. Негласная. Осуществляют право-охранительные органы. Все крупные учасники находятся под постоянным контролем (ммвб, московский депозитарий и др).

Способы регулирования. Бывают прямые (юридические) и косвенные.

Прямые :

2) ограничения

3) предписания

4) лицензирование

5) приостановление деятельности участников

Косвенные :

1) учетные ставки, ставка рефинансирования

2) нормы резирвирования

3) собственные средства.


Похожая информация.


Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и прове­ренную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основными из указанных принципов являются:

Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональ­ным участником или между профессиональными участниками;

Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестицион­ных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Имен­но такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

Максимально широкое использование процедур раскрытия инфор­мации обо всех участниках рынка эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объектив­ного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих префере­нции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

При разделении полномочий между регулирующими органами следу­ет исходить из того, что нормотворчестве и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

    обеспечение гласности нормотворчества широкое публичное обсуж­дение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

    соблюдение принципа преемственности российской системы регули­рования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фон­дового рынка с международным. "Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и ис­пользовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

    оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управле­ния (коммерческими организациями, общественными организациями).

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование —это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам. Внешнее регулирование— это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

. общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Цели регулирования рынка ценных бумаг:

1) поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

2) защита участников рынка от недобросовестности отдельных лиц или организаций;

3) обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

4) создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

5) в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;

6) воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

Создание нормативной базы функционирования рынка;

Отбор профессиональных участников рынка;

Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

Систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг:

Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;

Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных;

Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;

При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и всерастущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

. оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления


Регулирование РЦБ это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все операции на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

· Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

· Регулирование со стороныпрофессиональных участников РЦБ, или саморегулирование;

· Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

Цели регулирования:

· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

· защита участников рынка от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц;

· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

· создание эффективного рынка, на котором имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а риск адекватно вознаграждается;

· в отдельных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, нововведений и т.д.;

· воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей (повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

· создание нормативно-правовой базы функционирования рынка;

· отбор профессиональных участников рынка;

· контроль соблюдения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

· систему санкций за уклонение от норм.

Принципы регулирования РЦБ:

· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

· выделение тех ценных бумаг, которые в наибольшей степени нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

· обеспечение конкуренции между участниками рынка;

· обеспечение гласности нормотворчества;

· соблюдение принципов преемственности российской системы регулирования РЦБ и учет опыта мирового рынка.

Под системой регулирования и контроля на фондовом рынке следует понимать совокупность институтов, осуществляющих регулирование и контроль за функционированием рынка ценных бумаг и набор законодательных и правовых актов, которые обеспечивают нормативно-правовую базу фондового рынка.

Регулирующими институтами фондового рынка в РФ являются органы государственного регулирования рынка ценных бумаг, представленные правительственными органами, и саморегулируемые организации.


Вопрос 2. Государственное регулирование РЦБ

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг состоит из высших органов государственной власти (Президент, Государственная Дума, Правительство), государственных органов регулирования министерского уровня (Министерство финансов, ЦБ РФ, федеральная антимонопольная служба, и др.).

Высшие органы государственной власти осуществляют общее (концептуальное) руководство развитием рынка ценных бумаг через органы регулирования министерского уровня (органы исполнительной власти), осуществляют подготовку и утверждение законов, указов и распоряжений в области ценных бумаг, проводят мониторинг их выполнения.

Органы государственной власти министерского уровня (исполнительные органы власти) осуществляют регулирование рынка ценных бумаг путем нормотворческой деятельности, а также выполняют надзорную функцию за деятельностью на этом рынке.

Выдача лицензий на профессиональную деятельность осуществляется Службой Банка России по финансовым рынкам, которая с 01.09.2013 года заменила Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), существовавшую с марта 2004 г. после упразднения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) создана решением Совета директоров Банка России от 08.08 2013 в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.

СФР является подразделением Банка России, которому переданы полномочия ФСРФ по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками (на основании Федерального закона от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

Задачами СФР среди прочих являются:

· участие в развитии, обеспечении стабильности финансового рынка Российской Федерации и его инфраструктуры, оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

· формирование конкурентной среды на финансовом рынке Российской Федерации

· проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций; регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями,

· защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению

· обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов.

Государственное регулирование обеспечивается путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных бумаг и контроля соблюдения условий эмиссии;

· лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).

К функциям службы Банка России по финансовым рынкам среди прочих относятся:

разработка

o основных направлений развития финансовых рынков,

o единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности на РЦБ;

· установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; к порядку ведения реестра;

· осуществление лицензирования;

· в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контроль порядка проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками РЦБ.;

· обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг, а также создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Помимо прямого административного управления рынком ценных бумаг существует еще и косвенное государственное управление этим рынком через имеющиеся в распоряжении государства экономические рычаги и капиталы, к которым относятся система налогообложения, денежная политика, государственные капиталы, собственность и ресурсы. В совокупности инструменты прямого и косвенного регулирования позволяют воздействовать на рынок ценных бумаг, исходя из сложившейся ситуации на данном рынке, в экономике государства в целом, а также на мировых финансовых рынках.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. Поэтому отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ:

· существует определенная процедура выпуска ценных бумаг;

· в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами;

· осуществляется контроль за использованием инсайдерской информации. Лицам, владеющим такой, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам.

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Однако в России роль государства на фондовом рынке двойственна. С одной стороны, на российском рынке ценных бумаг государство выступает крупнейшим заемщиком, оказывая прямое воздействие на количественные и качественные параметры рынка. С другой стороны, одновременно государство является и крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на корпоративном рынке ценных бумаг. Поэтому важнейшей особенностью российского рынка является самостоятельная роль государства не только как регулятора РЦБ (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:

· эмитента (при выпуске государственных ценных бумаг);

· профессионального участника (продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации);

· акционера значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ;

· верховного арбитра в спорах между участниками рынка (через систему судебных органов).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: