Стратегия развития региона. Экономическое развитие регионов Стратегии социально экономического развития региона

Существует множество определений категории «стратегия развития». Например, по П. Друкеру, стратегия есть способ реализации теории бизнеса в практической деятельности, цель которой - обеспечить организации возможность достижения желаемых результатов; стратегия позволяет системе целенаправленно искать и использовать в своих интересах благоприятные возможности. Стратегию иногда определяют как выбор основных долгосрочных целей, что сводит понятие стратегии к методу и процессу выбора. По определению, существующая цель после произведённого выбора становится стратегической. Стратегия также включает необходимость оценочного подхода к выбору цели и направлений движения к её достижению.

Развитие - это движение вперёд, формирование новых черт, становление новых структурных характеристик системы, а также её рост и расширение.

Стратегия развития является достаточно емкой и многоплановой категорией, которую можно классифицировать по разным признакам. Данному вопросу посвящали свои работы И. Ансофф, Э. Боумен, А. Градов, П. Друкер, М. Круглов, Г. Минцберг, М. Портер, Г. Хэмел и другие зарубежные и отечественные ученые. Каждый из них разрабатывал классификацию стратегий развития в рамках интересующей его предметной области исследования.

Стратегии развития региона целесообразно группировать по следующим признакам:

  • - типу покупателей, выделяя стратегии, предназначенные населению (дифференцированные по социальным группам, категориям, объединениям, месту жительства); юридическим лицам (дифференцированные по предприятиям, организациям, их видам) и органам управления территорией;
  • - видам (потребительские, маркетинговые, предпринимательские, трудовые и организационные стратегии);
  • - сферам деятельности (производство, услуги, инфраструктура, сфера управления, социальная сфера и др.);
  • - отраслям (промышленность, сельское хозяйство, образование, транспорт, связь, строительство и т.д.);
  • - направлениям (инвестиционная, инновационная, финансовая, институциональная, развитие импортозамещающих производств и т.д.);
  • - стратегическим приоритетам, выделяя стратегии стабильности функционирования (они являются основными для развития региона, обеспечивая стабильность его функционирования и существования); ключевые стратегии (которые оказывают доминирующее влияние на конкурентоспособность региона, выделяя его среди множества других территорий); новаторских стратегий (которые формируют потенциал успеха региона в будущем).

Выгоду от наличия у региона ясной стратегии развития извлекают не только те, кто ориентируется на нее в своей деятельности, но и представители других регионов, не участвующие непосредственно в реализации стратегии. Поскольку они могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на ход реализации стратегии, постольку в процессах формирования и реализации стратегии необходимо учитывать и их социально-экономические интересы.

Стратегия социально-экономического развития позволяет согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого вектора развития. Этот вектор формируется с учётом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Следует заметить, что долгосрочная региональная стратегия - это не «застывший и неприкасаемый» документ. Напротив, стратегия предполагает внесение в неё необходимых корректировок с учётом анализа её промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках.

Наличие стратегии развития позволяет создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций. Известно, что конкуренция на рынке инвестиций становиться более жёсткой и интернациональной. Чтобы победить в этом соревновании, инвесторам следует представить убедительные планы стратегического развития на длительную перспективу, создать лучшие условия и гарантии, выдержать схватку за инвестора у других, схожих регионов. Это особенно актуально для значительного числа российских регионов, не имеющих нефтегазовых месторождений, и зачастую в глазах инвесторов почти не отличающихся друг от друга.

Стратегия социально-экономического развития позволяет сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесёт наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволят создать в регионе целые кластеры - группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций (производителей, поставщиков комплектующих, услуг, научно-исследовательских учреждений и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга). Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно концентрировать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях.

Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и её устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития.

Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям региона получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок региональных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из федерального бюджета, например, на реализацию целевых программ, адресных инвестиционных проектов, на программы развития особых экономических зон.

Наличие стратегии позволяет главе исполнительной власти продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.

Сегодня в каждом регионе РФ разрабатываются свои стратегии развития, но эта работа зачастую носит замкнутый и непубличный характер. В результате конечный продукт стратегирования имеет нередко целый набор недостатков.

Так, основной чертой стратегии часто становится нацеленность на получение средств из федерального бюджета. При этом регион рассматривается в изоляции от экономического развития соседних областей и России в целом. В документе часто описываются меры восстановления и развития всех сфер и отраслей, которые есть на территории субъекта, и отсутствуют приоритеты экономического развития.

Грамотно построенная стратегия должна быть основана не на совокупности прогнозов развития ресурсов региона, а ориентироваться на реальные бизнес-проекты и стратегии основных экономических игроков.

Для разработки четкой и реализуемой стратегии необходимо сформировать коллективное видение будущего региона с участием основных экономических игроков, органов власти, СМИ и многих других структур. Кроме того, необходимо разработать набор конкретных проектов и определить, кто возьмет на себя ответственность за их реализацию.

Можно выделить два уровня стратегии.

На первом уровне основной задачей является привлечение инвестиций в регион. Основное внимание при этом уделяется стимулированию роста отдельных отраслей и снятие барьеров на пути из развития, а также антикризисные действия в отношении тех отраслей, которые имеют невысокие показатели на общероссийском фоне, но являются актуальными для региона.

Второй уровень стратегии должен основываться на духовно-нравственной и гуманитарной сферах, в которых заложены скрытые резервы экономического роста и конкурентоспособности региона.

Сочетание обоих уровней стратегии дает огромный синергетический эффект. В частности, повышение культурного и духовного богатства населения области будет способствовать и усилению мотивации к труду, повышению социально-экономического развития региона. Четкие и продуманные стратегии каждого региона имеют важнейшее значение для определения стратегии экономического развития России в целом.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

АБДУРАХМАНОВА М.А.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье рассматриваются проблемы развития рыночной инфраструктуры в регионе в аспекте формирования стратегического планирования. Показана необходимость активизации инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры. Определена миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры. Показан алгоритм стратегического планирования рыночной инфраструктуры. Выполнен анализ внешней и внутренней среды влияния на формирование рыночной инфраструктуры в регионе.

АВ1ЯЛЫНМАЖ)УА М.А.

STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET

In article problems of development of a market infrastructure in region in aspect of formation of strategic planning are considered. Necessity of activization of investment process for sphere of a market infrastructure is shown. Mission of strategy of development of a market infrastructure is defined. The algorithm of strategic planning of a market infrastructure is shown. The analysis of the external and internal environment of influence on formation of a market infrastructure in region is made.

Ключевые слова: стратегия, стратегические цели, регион, рыночная инфраструктура, управление, рынок, инвестиции.

Keywords: strategy, strategic targets, region, market infrastructure, management, the market, investments

Развитию рыночной инфраструктуры отведено значительное внимание при разработке стратегических планов социально-экономического развития регионов. Эффект функционирования отраслей регионального хозяйства и объектов рыночной инфраструктуры зависит не от превалирующей на данный момент формы собственности, а от механизма управления многоотраслевой системой хозяйства регионов. Поэтому необходим поиск стратегии, способной оптимизировать процессы в области функционирования рыночной инфраструктуры.

В основе функционирования региональной рыночной инфраструктуры должна лежать идея саморазвивающейся хозяйственной единицы, способной активно формировать рынок региона. Это позволит обеспечить активизацию инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры и определить

перспективу его распределения. Методические основы стратегического развития рыночной инфраструктуры должны предусматривать оптимальное сочетание экономической сферы развития объектов рыночной инфраструктуры с социальной. Миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры определяет общественно-правовое, социально-экономическое и воспроизводственное предназначение, смысл существования рыночной инфраструктуры в условиях трансформируемой экономики и усиления ее регионализации.

Миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры предполагает повышение эффективности и стабилизацию экономических связей и отношений в региональном комплексе.

Генеральной стратегией для реализации миссии должна быть стратегия экономического прорыва . Концепция прорыва в развитии рыночной инфраструктуры определяется как превращение существующих ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные преимущества, выявление новых резервов, рационализация институциональной, управленческой структуры на всех уровнях, которые в совокупности придадут необходимый импульс к развитию региональной рыночной инфраструктуры.

На основе миссии в целевом блоке фокусируются стратегические цели, отражающие основные каналы реализации управленческих решений, выработанных стратегией. Основным документом целевого блока может быть стратегический план развития рыночной инфраструктуры региона. Достоинством стратегического плана является построение его под лозунгом «стратегического партнерства» , поскольку в процесс стратегического планирования вовлекаются все заинтересованные участники рынка, административная и законодательная ветви власти, население.

Структуру стратегического плана развития рыночной инфраструктуры, на наш взгляд, можно представить как совокупность следующих элементов:

❖ анализ внутренней и внешней среды развития рыночной инфраструктуры региона,

❖ разработка концепции развития,

❖ определение стратегических целей и подцелей, на базе которых формулируются конкретные задачи с системой количественных и качественных показателей,

❖ разработка действий и выработки тактики их осуществления,

❖ анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Реализация элементов стратегического плана развития рыночной инфраструктуры представляет собой стадии цикла стратегического планирования (рис.1.). Анализ внешних и внутренних факторов развития рыночной инфраструктуры региона раскрывает ее экономический потенциал и источники развития. Внешние факторы позволяют охарактеризовать природно-географическое положение региона его экономическую конъюнктуру, основные мировые тенденции и их влияние на развитие рыночной инфраструктуры.

Внутренние факторы характеризуют количественный и качественный составы материальных и трудовых ресурсов рыночной инфраструктуры, развитие и значимость каждого инфраструктурного элемента, развитие предпринимательской активности, инвестиционный климат и инвестиционную емкость рынка. Сопоставление внутренних и внешних факторов позволяет уточнить внутренние и внешние ресурсы, которые могут быть привлечены для осуществления стратегии экономического прорыва в развитии рыночной инфраструктуры региона. Кроме того, на этой ступени стратегического цикла анализируются риски, тенденции инфляционных процессов, перспективы экономического роста и экономические ресурсы других регионов, с которыми осуществляются торговые и коммерческие взаимоотношения.

Рис. 1. Цикл (алгоритм) стратегического планирования рыночной инфраструктуры

Анализ внешней и внутренней среды необходим для определения стратегической позиции, в горизонтальной плоскости отражающей значение стратегического потенциала, в вертикальной - состояние привлекательности внешнего климата .

Реальная сила стратегической позиции усиливается стратегической активностью руководства, специалистов и персонала, реализующего стратегию. Только взаимодействие стратегической позиции и стратегической активности порождает синергетический эффект от внедрения стратегии, определяя ее успех.

На основе прогнозо-аналитического сопоставления, проведенного на основании анализа внутренних и внешних факторов, производится выбор стратегических целей. Выбор стратегических целей исходит из того, что они должны удовлетворять требованиям измеряемости, достижимости, временной адекватности, что означает на практике разработку количественных и качественных показателей для выражения целей. Цели будут значимыми, если они правильно сформулированы, если непосредственные исполнители о них информированы в полном объеме и если осуществляется стимулирование их реализации. Постановка стратегических целей развития рыночной инфраструктуры в настоящее время осложнена, так как сами категории «рыночная инфраструктура» и «рыночный потенциал» являются новыми для нашей экономики. Они мало изучены, для них не разработана система пока-

зателей. Для выбора целей развития рыночной инфраструктуры необходимо проводить анализ, синтез и прогноз развития оптового рынка, сети розничной торговли, функционирования всех видов бирж, банковской системы, рынка ценных бумаг, информационного рынка. Каждый элемент должен быть проанализирован, синтезирован и спрогнозирован как по отдельности, так и в совокупности, причем в составе четко обозначенной региональной системы рыночной инфраструктуры.

Стратегические цели можно структурировать по трем критериям:

❖ по уровню приоритетов (общерегиональные цели, цели определенного инфраструктурного канала);

❖ по направленности деятельности (финансовые, маркетинговые, рыночные, социальные);

❖ по направленности целей рыночной инфраструктуры (стабилизация, развитие, бурный рост).

Стратегические цели развития рыночной инфраструктуры следующие:

❖ выработка системного подхода к управлению рыночной инфраструктурой,

❖ оптимизация и стабилизация продовольственной ситуации в регионе,

❖ достижение баланса между объемами ввоза и вывоза,

❖ оптимизация поставок и объемов потребления, то есть выравнивание спроса и предложения,

❖ сокращение сроков поставки,

❖ улучшение качества продукции,

❖ осуществление всего комплекса контролирующих функций по качеству продукции и экологии ее производства,

❖ снижение трансакционных издержек,

❖ формирование статистического и информационного блоков по инфраструктурным элементам,

❖ формирование и поддержка инноваций, внедряемых в рыночную инфраструктуру.

Для успешной реализации стратегии развития рыночной инфраструктуры необходима непрерывная оценка стратегического плана путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки как раз и выступает механизмом обратной связи для корректировки стратегии.

После принятия стратегии необходимо проанализировать организационную структуру управления на предмет ее способности обеспечить достижение поставленных целей. Возможно, что стратегия определит структуру. При этом некоторые структурные звенья будут заменяться более оптимальными с точки зрения выбранной стратегии. Этап формирования новой структуры в процессе стратегического планирования является залогом успешной реализации стратегического плана.

В блоке стратегических целей развития рыночной инфраструктуры разрабатывается Концепция, на базе которой осуществляется выработка стратегии и постановка задач развития региона. Концепция должна учиты-

вать местную специфику и обладать способностью воспринимать необходимые коррективы по ходу ее разработки. Подчеркивается, что для разработки концепции развития рыночной инфраструктуры значение качества маневренности усиливается системными свойствами инфраструктуры: открытостью и мобильностью.

Для реализации стратегии развития рыночной инфраструктуры товарных рынков в регионах разрабатывается наряду с Концепцией развития рыночной инфраструктуры и Комплексная Программа как комплекс мер ее реализующих.

Важным достоинством, отмечаемым при анализе Комплексной Программы развития инфраструктуры товарных рынков, является системный подход в ее разработке. Формирование «системы организаций и условий их функционирования», обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления», является основной целью Программы.

Адекватно поставленной цели разработаны задачи и мероприятия, реализацию которых предполагается осуществлять поэтапно:

1. В качестве первоочередных мероприятий, формирующих нормативно-правовую «почву», регулирующих деятельность как отдельных элементов рынков, так и образующихся связей, предлагаются мероприятия по совершенствованию действующих документов. Внутренние расчеты и платежи осуществляются в соответствии с нормами и правилами бухгалтерской и налоговой отчетности. Появление (для некоторых - реставрация) новых инфраструктурных форм, таких, как биржи, торгово-терминальные центры, торговля через Интернет, требуют разработки и законодательного закрепления иных финансовых документов. К разработке новых документов предъявляется требование их универсальности и учет специфических особенностей отдельных инфраструктурных сегментов. Необходимы нормативные акты, упорядочивающие взаимоотношения участников товарных рынков.

2. В качестве направления повышения эффективности функционирования рынков и элементов инфраструктуры необходимы рекомендации по оптимизации размещения объектов складского хозяйства на региональном (межрегиональном) уровне и в отдельных секторах рынков.

3. Унификация информационного обеспечения по формированию и развитию рыночной инфраструктуры в целях создания единой информационной среды.

4. Внедрение технологии терминально-транспортного обслуживания в Республике Дагестан для включения ее в систему межрегиональных товаро-потоков и для улучшения инвестиционной привлекательности, поскольку транспортная подсистема является материальной базой рыночной инфраструктуры и ее развитие будет способствовать развитию новых элементов рыночной инфраструктуры.

Для осуществления стратегических целей целевого блока разрабатывается ресурсный блок. Поскольку ресурсы являются основой развития эконо-

мики любого региона, то в русле заданной стратегии важно проработать всевозможные варианты их использования, включая и альтернативные. Ресурсный блок должен включать финансовые, материальные и людские ресурсы. Финансовое обеспечение возможно за счет:

❖ образования паевых фондов с участием как государства, так и капитала частного предпринимательства,

❖ выделения определенного ежегодного процента из доходной части бюджета регионального уровня,

❖ объявления инвестиционного конкурса (тендера) на развитие или строительство объектов рыночной инфраструктуры, финансирование которого в случае выигрыша может осуществляться из федерального бюджета на возвратной основе.

По мнению автора, для привлечения инвестиций в инфраструктуру государством должны быть разработаны налоговые освобождения и льготы, достаточно привлекательные для возникновения желания вложить капитал в инфраструктуру. Это необходимо из-за того, что инвестиции в инфраструктурные отрасли рассматриваются большинством предпринимателей как квазиблаго.

Необходимо разработать меры, направленные на снижение инвестиционных рисков, что будет гарантировать реальным и потенциальным инвесторам возврат кредитных средств; активизировать привлечение иностранного капитала под гарантии правительства; разработать программу концессионного обеспечения региона.1

Также нужна поддержка предпринимательской активности как ресурсного фактора эффективного функционирования региональной экономики, особенно в части создания условий для развития малого и среднего бизнеса, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса образуют основную массу посредничества.

Стратегия развития рыночной инфраструктуры региона должна дополняться, на наш взгляд, Концепцией государственной политики в сфере идеологии потребления товаров и услуг. Разработать подобную Концепцию сроком до 2020 г. должно Народное Собрание Республики Дагестан. Государственная политика в области идеологии потребления подразумевает комплекс мероприятий, формирующих условия, при которых удовлетворение потребностей различных групп населения в товарах и услугах обеспечивается с учетом их физиологических особенностей, традиций, экономического положения.

Исходя из того, что рыночная инфраструктура должна обеспечивать взаимодействие и наличие «обратной связи» между производителями и потребителями, между спросом и предложением, обеспечивая эффективность

1 Государство за вознаграждение по договору передает иностранному предпринимателю (юридическому или физическому лицу) исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность в пределах определенного срок а на объектах государственной (муниципальной) собственности). Исторически в период 19001910 гг. и во времена НЭПа форма привлечения иностранного капитала в виде

функционирования рынка и всей экономики, целесообразно решить следующие стратегические задачи:

1. Сформировать сеть организаций, осуществляющих посреднические функции в области складского хозяйства для эффективного обеспечения оптовой торговли и продвижения товара с минимальными затратами.

2. Повысить конкурентоспособность товаров продовольственной группы за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам.

3. Совершенствовать нормативно-правовые основы функционирования товарных рынков и их инфраструктуры.

4. Создать достоверную и многоканальную связь между рыночными агентами с помощью эффективной модернизированной информационной базы.

5. Организовать научно-методическое и кадровое обеспечение развития инфраструктуры.

Стратегический план развития рыночной инфраструктуры является эффективным в том случае, если он обеспечен ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми), а стратегические цели способны реализовать «прорыв», активизировать резервы рыночной инфраструктуры региона, обеспечить воспроизводство ее элементов и улучшить качество жизни населения.

В результате реализации стратегии управления рыночной инфраструктурой произойдет активизация ее элементов. Концентрация и «транзит» деловой активности российских производителей позволят региону реализовать свой потенциал как одного из российских инфраструктурных центров и будут содействовать интеграции российских товаропроизводителей в общероссийскую торгово-производственную сеть.

Литература_

1. В новый век. Стратегический план развития Южного федерального округа. - Ростов, - 2003г., - С.13.

2. Гапоненко А. Практика развития ценовой активности в регионе. - М.: 2004г. - С.387.

3. Баранычев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. - 2003, - №5, - С.88.

Аннотация. Особую роль в создании условий для регионального развития сыграло принятия « Стратегии социально- экономического развития России на период до 2010 года». Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов.

Ключевые слова: стратегия развития, регион, экономика, управление, стратегия, цели, социально- экономическое развитие.

Abstract: Special role in creating conditions for regional development has played a decision "Strategy of socio-economic development of Russia until 2010. " The main objectives of the Strategy are to strengthen the single economic space, political integrity and security of the state and harmonious development of all regions.

Keywords : Development strategy, region, economics, management, strategy, aims, socio-economic development.


Боташева Лейла Султановна

Боташева Лаура Султановна
кандидат экономических наук, доцент
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

Региональная экономика как мезоуровень обладает характерными особенностями. С одной стороны, она является подсистемой народного хозяйства, тесно связанной с другими составляющими. С другой стороны, на территории региона как хозяйственная развивается система связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами и организациями. В регионе, являющемся социально-экономической системой, действуют три вида субъектов – государственные (в том числе самого субъекта Федерации), муниципального образования и отдельные юридические и физические лица. В настоящее время в регионах РФ требуется реформирование системы регионального управления, которая зачастую не учитывает финансовых, хозяйственных, управленческих и социальных различий между субъектами Федерации. Самый важный и главный объект системы регионального управления- экономические интересы и отношения, проявляющиеся в самих субъектах Федерации.

Разработка стратегии регионального развития начинается с установления цели. Стратегическая цель развития региона представляет собой долгосрочные ориентиры, реализация которых обеспечивает переход всей региональной системы в новое качественное состояние, соответствующее интересам населения, делового сообществ и органов управления. Шеховцева Л.С. определяет стратегические цели региона как стратегические намерения, которые детерминируют новые возможности региона (социально- экономические, конкурентные, экологические и др.) и выступают как девиз, вдохновляющий население, деловое сообщество и сотрудников органов управления на достижение поставленных целей. Они позволяют придать происходящему связанность и единство и обеспечивают здравую ориентацию, интуитивно понятную сему региональному сообществу, ориентацию, которой можно следовать длительное время.

В общем виде процесс стратегического управления развитием региона включает в себя постановку генеральной цели и выделение подцелей в зависимости от выбранных ориентиров развития сфер и отраслей региональной экономики, а также методы, инструменты и механизмы для достижения установленных количественных и качественных параметров нового состояния региональной системы. Цели и подцели развития региона должны быть согласованы во внешней (на национальном и международном уровнях) и внутренней среде (интересы населения, делового сообщества и т.д.). Достижение такого согласования возможно через коммуникационные каналы системы стратегического управления через представителей целеносителей региона с представителями внешней и внутренней среды. Возможность обеспечения развития региона зависит от согласованности действий на всех уровнях управленческой иерархии – на уровне региона и страны в целом, на уровне отраслей и предприятий. Главными целями регионального управления, по мнению исследователей, выступают:

Обеспечение роста экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти;
- укрепление финансового положения региона за счет его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций;
- повышения уровня жизни населения;
- сокращение безработицы, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса;
- выравнивание уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также взаимоотношений с федеральным Центром.

Особую роль в создании условий для регионального развития сыграло принятие «Стратегии социально – экономического развития России на период до 2010 года», которая включает разделы по регионально политике. Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов.

Задачами региональной политики на федеральном уровне являются:

  1. усиление процесса межрегиональной интеграции;
  2. снижение дифференциации условий социально-экономического развития регионов;
  3. обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на сей территории РФ;
  4. законодательное определение условий предоставления государственной помощи, обеспечение равных условий в конкурентной среде;
  5. создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала.

На уровне субъекта Федерации формируются собственные региональные стратегии развития, которые определяют приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов.

Таким образом, важнейшей частью системы регионального управления стал прогнозно – аналитический документ – Стратегия экономического и социального развития региона. Наполнением этого синтетического документа являются результаты аналитических и прогнозных расчетов.

Подобным документом в Карачаево-Черкесии является Стратегия социально-экономического развития КЧР на период до 2030 г. . В предусмотрено, что достижение цели Стратегии будет реализовано в четыре этапа на основе четырех среднесрочных программ.

Первый этап - 2010-2015 годы.

Обеспечение базы перехода от низкопроизводительной проблемной экономики к высокопроизводительной индустриальной экономике с основами постиндустриальной инновационной экономики. Снятие институциональных и инфраструктурных ограничений развития экономики. Формирование институциональной инфраструктурно- обеспеченной социальной сферы, соответствующей среднероссийскому уровню. Формирование адекватной росту экономики транспортно-логистической системы. Обеспечение низкой дотационности бюджета, создание экономической базы вывода КЧР на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого экономического роста. Обеспечение среднероссийского темпа роста благополучия населения. Создание основы для формирования информационного общества.

Обеспечение ускоренного развития промышленности на основе модернизации имеющихся производственных мощностей, создание новых высокотехнологичных производств, с помощью реализации более тридцати достаточно крупных инвестиционных проектов со сроком окупаемости 3-5 лет, предусмотрев предоставление гарантий Правительства РФ и субсидирование части процентной ставки инвестиционного кредита. Повышение эффективности АПК на основе перехода к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечив при этом переориентацию, в основном, на производство органических (экологически чистых) продуктов. Обеспечение существенного роста туристско-рекреационной сферы, развитие, наряду с горнолыжным, и других видов туризма, уделяя особое внимание возможности использования лечебных ресурсов Республики, которые формируют инфраструктуру лечебного туризма и тем самым обеспечивают его всесезонность. Обеспечение электроэнергетической самодостаточности Республики на основе реализации инвестиционных проектов строительства гидроэлектростанции, в том числе, и малых. Создание условий для ускоренного развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, инновационного. Достижение среднероссийского уровня по обеспеченности и темпам развития инновационно - образовательного комплекса Республики. Создание условий для устойчивого развития всех сфер экономики.

Второй этап - 2015-2020 годы.

Завершение формирования рыночной и инновационной инфраструктуры и дальнейшее их развитие. Обеспечение значительного роста налоговой составляющей в ВРП Республики на основе формирования высокопроизводительной индустриальной экономики, производящей, в основном, продукцию с высоким уровнем добавочной стоимости. Дальнейшее развитие транспортно-логистической системы. Обеспечение опережающего на 5 % социально- экономического развития КЧР (относительно среднероссийского уровня). Формирование информационного общества. Достижение бездотационного режима хозяйствования и самофинансирования, а также обеспечение изменения статуса «дотационного региона» в статус – «региона – донора». Дальнейшее развитие гидроэнергетики и туристко-рекреационной сферы. Создание условий для перевода экономики на инновационный путь развития. Формирование институциональной инфраструктуры развития инновационно ориентированной экономики. Обеспечение устойчивого развития всех сфер экономики, с ежегодным ростом ВРП, равным 9,5 %. Достижение уровня доходов населения, превышающего среднероссийский на 10%. Обеспечение доли высокотехнологичного сектора в добавленной стоимости не менее 20%.

Третий этап - 2020-2025 годы.

Обеспечение устойчивого развития экономики, роста благосостояния населения и производства наукоемкой продукции за счет повышения роли Республиканской инновационной системы и инновационно-образовательного комплекса. Достижение существенного роста поступлений в бюджет от внешнеэкономической и инновационной деятельности. Обеспечение доли высокотехнологичного сектора экономики знаний не менее 27%.

Четвертый этап 2025-2030 годы.

Достижение европейских стандартов жизни населения. Формирование конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста. Создание условий для дальнейшего ускоренного развития инновационной экономики и обеспечения ее постиндустриального развития.

От согласованности существующих потребностей и стратегии регионального развития зависит эффективность управления регионом, что требует использования форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизмов государственной поддержки социально- экономического развития субъектов РФ, особенно депрессивных регионов.

В современной практике получили широкое распространение два основных подхода к построению системы управления региональным развитием: политика выравнивания и теория полюсов роста. Политика выравниванияпредполагаетподдержку отдельных территорий в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени. Объективными основными для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и др.

Теория полюсов ростаобъясняет неравномерность социально – экономического развития. Региональный полюс роста- это набор развивающихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызвать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Образование полюсов роста происходит только тогда, кода существует ключевая (ведущая) отрасль относящаяся к наиболее динамичным отраслям (при наличии благоприятных условий для интенсивного внедрения достижений НТП). В основу политики поляризованного развития положен принцип дифференцированного подхода к регионам, который свидетельствует о необходимости сбалансированности процессов развития по всей территории страны. Необходимости найти такие точки экономического роста и вкладывать в них средства, чтобы получить равномерно рассредоточенные центры капитализации страны, что, в свою очередь, приведет ускорению экономического роста. Именно в таких регионах могут быть реализованы федеральные проекты, эффект которых будет распространяться и на другие регионы. Неопределенность экономической и региональной политики федерального центра, отсутствие определенного долгосрочного представления о будущем (ведения) и обоснованных стратегических приоритетов на Федерального уровне власти являются существенными источниками неопределенности для развития регионов. Либеральная экономическая политика федерального центра неизбежно приведет к усилению территориальных диспропорций даже в условиях устойчивого экономического роста. В этих условиях федеральный центр вынужден прямо (в виде трансфертов) и косвенно (в виде экономического стимулирования размещения производственных сил на периферийных территориях) перераспределять ресурсы между разными регионами и разными уровнями власти.

Улучшения качества государственного (муниципального) управления в регионах будет происходить, в первую очередь, за счет выбранных приоритетов регионального развития и повышения эффективности использования общественных механизмов .

Рассмотрим некоторые базовые функции социально – экономической системы региона:

Воспроизводственная функция, ориентированная на удовлетворение потребностей функционирования и развития многообразия субъектов, существующих в пространстве региона (населения, хозяйствующих организаций и др.) т.е. обеспечивающая эволюция региональной системы в целом;
- функция субординации по отношению к вертикали государственной власти, обеспечивающая способ и меру участия системы региона в общей социально- экономической системе страны; благодаря данной функции организуется взаимодействие федерального центра и властей региона;
- социально – коммуникационная функция, ориентированная на потребность в развитии общественного (некоммерческого) взаимодействия субъектов в пространстве региона;
- интеграционная функция, обеспечивающая потребность в соединении, комбинировании, переплетении ресурсов и факторов общественно – хозяйственного процесса различных региональных систем, а также потребность в интеграционном взаимодействии регионального уровня с другими уровнями организации социально – экономических отношений;
- инновационная функция, ориентированная на потребность в обновлении отношений социально – экономической системы региона, а также развитии ее технологического базиса и человеческого фактора .

Анализ социально – экономического развития КЧР свидетельствует о неэффективности существующей системы управления региональным развитием. На федеральном и региональном уровнях разрабатываются множество целевых программ по обеспечению социально- экономического развития регионов. Однако в них не всегда учитывается специфика регионов, которые различаются не только по уровню развития, природно-климатическим условиям, но и по характеру решаемых на современном этапе задач.

Все это предопределило необходимость разработать стратегию регионального развития, адаптированной к конкретным условиям функционирования отдельного субфедерального образования, которая обеспечивала бы реализацию его конкурентных преимуществ на основе эффективного использования ресурсного потенциала. Использование стратегического подхода, предложенного И. Ансоффом , предполагает рассмотрение процесса развития в динамическом аспекте и разработку механизмов, позволяющих гибко реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и приспосабливаться к новой рыночной конъюнктуре.

Стратегическое управление развитием региона является основой создания динамичной и эффективно функционирующей экономики. Мы определяем региональную стратегию как постановку цели по достижению образа желаемого будущего и реализацию системы мероприятий, направленных на движение к ней. В свою очередь, под стратегическим управлением мы понимаем не только совокупность действий, способствующих адоптации системы (в данном случае региона) к быстро изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и наименьшими затратами и потерями, но и умение предвидеть и предупреждать развитие системных кризисных ситуаций, а также обеспечивать достижение конкурентных преимуществ. Разработка системы стратегического управления основывается на следующих принципах:

Комплексное и системное моделирование направлений социально- экономического развития региона;
- определение необходимости осуществления изменений в сферах и отраслях экономики;
- использование экономико-математических методов в процессе выбора стратегии развития как региональной экономики в целом, так и отдельных ее сфер и отраслей, что позволяет максимально полно учитывать воздействие факторов внутренней и внешней среды .

В число важнейших задач, связанных с управлением развитием регионов, входят инновационное и научно- техническое развитие, создание и использование наиболее эффективных научно- технических методов. Их решение будет способствовать развитию экономики региона и его социальной сферы. Необходимость создания условий для стимулирования развития регионов обосновывается также в теории Эрнайта, в соответствии с которой конкурентные преимущества создаются не на национальном уровне, как у М. Портера, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и получения образования .

Возрастание роли и значимости регионов, глобализация мировой экономики и развитие интеграционных процессов, повышение рисков функционирования региональной системы предопределяют необходимость применения стратегического подхода при определении направлений социально- экономического развития и достижения конкурентоспособной экономики субфедерального образования. В целом, эффективность осуществляемых мероприятий в рамках стратегического управления определяется степенью соответствия потенциальной и реальной конкурентоспособности экономики региона, достигнутыми показателями деятельности субъектов хозяйствования и состояния социальной сферы.

Таким образом, стратегической целью социально-экономического развития региона является обеспечение устойчивого динамичного и эффективного функционирования экономики и повышения уровня жизни населения региона.

Примечание: № гос. рег. статьи 0421100034/

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ

В работе раскрываются основные проблемы разработки стратегии регионального социально-экономического развития. Рассмотрены вопросы стратегического планирования на мировом уровне. Предложены различные аспекты формирования стратегии решения и разработки целевых программ.

Ключевые слова: стратегия регионального развития, стратегическое планирование, риск регионального развития, целевая программа

Становление стратегического планирования как элемента управления развитием территории

Стратегическое планирование получило широкое распространение начиная с 1980-х годов первоначально в США, а затем и в Западной Европе (в Германии, Франции, Бельгии, Испании и Италии и пр.). В его рамках, во-первых, были институциализированы региональные/муниципальные стратегии (было признано, что у части государства/страны может быть собственная стратегия развития). Во-вторых, было институциали-зировано участие в подготовке и реализации стратегических проектов и программ компаний и некоммерческих организаций как стейкхолдеров широких региональных (чаще городских) проектных коалиций. Это стало формой не представительной, а непосредственной демократии в управлении развитием регионов (муниципальных образований).

Стратегическое планирование развития регионов в мире

Стратегическое планирование развития поселений и регионов в современном виде получило широкую популярность в Северной Америке в 1970-е годы и чуть позже в Европе. Канадский специалист в сфере стратегического планирования регионов Л.Хонкастл под стратегическим планированием понимает «систематический подход к формированию будущего... и определению местным сообществом перспективных направлений развития, а также целей и стратегий, необходимых для достижения выбранных направле-

В.Н. КНЯГИНИН М.С. ЛИПЕЦКАЯ

Центр стратегических разработок «Северо-Запад», г. Санкт-Петербург

ний; это средство объединения усилий для достижения целей и решения задач, для повышения эффективности стратегических решений»1.

Стратегические планы пришли на смену бюджетным планам и программам. В отличие от последних «стратегические планы» предполагали возможность использования для развития городов и регионов ресурсов бизнеса и гражданского общества, а потому в качестве инструментов развития широко использовали механизмы частногосударственного партнерства. Для формирования согласия государственных (муниципальных) властей, представителей бизнеса и гражданского общества были использованы специальные процедуры и механизмы в виде публичных дискуссий, конституирования «стратегического плана» в виде соглашения, придания его участникам специального статуса «стейкхолдеров», формирования из них тематических комиссий, собирающих предложения и интегрирующих их в общий план развития территорий. Принимаемые в результате согласования частных планов и программ в рамках единого плана развития города или региона документы в Европе имели различные названия («стратегия экономического развития», «экономическая стратегия», «стратегический план», «стратегическая концепция развития», «стратегия развития торговли и промышленности» и т.п.). В некоторых городах (Бирмингем) существовали и общая, и экономическая стратегии, в большинстве - одна стратегия с акцентом на экономические проблемы. В ряде стран Европы, в частности, в Великобритании, наличие годового плана действий в экономической сфере является обязательным для местных властей по закону2.

Стратегическое планирование в современной России

В России вплоть до конца 1990-х годов отсутствовало понимание необходимости проведения целенаправленной политики по управлению развитием регионов3. Федерация занималась вопросами макроэкономических показателей, таких, как денежная масса, курс рубля, доля расходов федерального бюджета в ВРП. В этом горизонте управления линии развития отдельных регионов не просматривались.

С конца 1990-х годов, когда увеличился поток инвестиций в Россию и начал расти внутренний рынок, ситуация изменилась. Стало очевидно, что материальная база страны устроена так, что ресурсы не накапливаются, повышать цены на сырье не позволит сырьевой суперцикл, и что - как стране в целом, так и отдельным регионам - необходимо задумываться о стратегии, обращенной в будущее. Например, нужно ли наращивать темпы добычи и производства угля, черного и цветных металлов и пр., если стране столько не требуется? Понятно, что в такой ситуации экспорт будет расти и стремиться к 100%, но произойдет ли при этом развитие территорий? Проблемы территориального развития начинают постепенно перемещаются в область общегосударственных приоритетов. На федеральном уровне осознали, что в управлении регионами нужны изменения, чтобы ресурсы, которые приходят в страну, оставались в ней и способствовали устойчивому развитию регионов и городов. Правительству Михаила Фрадкова потребовалась государственная политика по региональному, территориальному, муниципальному развитию, но на тот момент инструментария и даже подходов к этой теме выработано не было.

За последние несколько лет перечень документов, регулирующих региональное развитие РФ, существенным образом расширился. На сегодняшний момент функцию стратегии для страны должна выполнить концепция долгосрочного развития до 2020 года. Она несет в себе видение, возможный сценарий развития, риски, с которыми столкнется страна, при реализации целей в рамках вариативных сценариев. Главная цель концепции - достижение конкурентноспособности страны. В отличие планов и стратегий других европейских государств, у России здесь гораздо более сложная система вызовов и решений. Главный из них - на какой базе будет достигнута конкурентноспособность, ведь

1 Хонкастл Л. Будущее любого сообщества зависит от намерений и устремлений жителей: Стратегическое планирование для успешного экономического развития // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / Под ред. Б. С. Жихаревича. - СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2004.

2 Жихаревич Б. С. Мировой опыт стратегического планирования городов и его использование при разработке Стратегического плана Санкт-Петербурга // Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах.- СПб.: МЦСЭИ Леонтьевский центр, 2000.

3 В Советском союзе функцию планирования территориального развития выполнял Госплан, представляя из себя набор конкретных проектов в рамках существовавшей идеологии,

стране пора конкурировать за счет человеческого капитала, а не только за счет обладания естественными природными ресурсами. Стратегия развития страны должна быть подкреплена набором документов, обеспечивающих реализацию оптимального сценария. Федеральные органы исполнительной власти могут принимать помимо прогнозов и программ социально-экономического развития, в которых должны быть разделы, посвященные состоянию регионов, разного рода стратегии (так, приняты «Энергетическая стратегия России до 2020 года», «Транспортная стратегия России» и т.п.), стратегии регионов (например, развития Сибири), федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы (например, Генеральная схема размещения объектов электроэнерегетики). Могут реализовываться специальные федеральные программы, в частности, комплекс приоритетных национальных проектов (2006-2007 годы). Данными документами следует в первую очередь руководствоваться при разработке планов развития в регионах и на местах.

Стратегии регионального социально-экономического развития

Последние три года растет интерес к региональным стратегиям на уровне субъектов Федерации. Отчасти это обусловлено установлением федеральных требований по отношению к документам регионального развития (стандарт долгосрочных стратегий социально-экономического развития субъектов РФ утвержден приказом Министра регионального развития РФ № 14 от 27 февраля 2007 года4).

Для региональной власти стратегии представляют важный инструмент управления. Значимость стратегии для регионов сильно возрастает по мере того, как растет степень неопределенности во внешних условиях. Для того, чтобы иметь позицию по отношению к себе, к своему будущему, к возможным событиям необходимо видение, выходящее за пределы текущей ситуации.

Разработка региональной стратегии, во-первых, позволяет осуществить инвентаризацию пока еще не реализованных проектов и не используемых ресурсов территории, во-вторых, позволяет мыслить масштабами всего региона (или макрорегиона), готовя «карту» для размещения локальных решений, вырабатывая критерии оценки стратегий отдельных муниципальных образований, бизнеса. Немаловажный аспект подготовки «стратегии» - заявление государственного отношения к региону, публичное позиционирование государственной власти в отношении важных для территории проблем.

Последние годы стратегическое планирование в регионах развивается еще и потому, что у регионов появились ресурсы, позволяющие им оторваться от текущей экономической ситуации. Региональная власть может не только бороться с проблемами социально-экономического развития территории, но и выполнять роль проектировщика. Первоначально большая часть региональных стратегий была связана с ростом инвестиций в регионы: возник вопрос, в какие сектора экономики в первую очередь направлять инвестиции, как для этого использовать ресурсы территории. В стратегиях основное внимание уделялось использованию инструментов инвестиционного характера - строительство индустриальных, технологических парков, оптимизация использования земельных ресурсов, инфраструктурное обустройство территории и пр.

Около года назад регионы столкнулись с тем, что даже при появлении денежных ресурсов и наличии свободных территорий, налаженном инфраструктурном обеспечении, человеческий потенциал оказался недостаточным для обеспечения крупных инвестиционных проектов развития. Многие регионы столкнулись не только с дефицитом квалификаций, но и с физическим недостатком трудового ресурса. В региональных стратегиях появились существенные разделы, посвященные рынку труда, реформе профессионального образования, работе с человеческим капиталом. Необходимость связи стратегий с системой пространственного планирования обусловила актуальность раздела, посвященного пространственному развитию, который призван определить, через какие точки регионы попадают в глобализующиеся рынки, как они вступают в глобализацию со своими соседями, каковы их преимущества по сравнению с другими регионами Российской Федерации и зарубежья в той или иной деятельности.

4 До принятия данного приказа стратегические документы регионы разрабатывали, руководствуясь собственными правилами и методиками, а потому в регионах существовало значительное разнообразие таких документов (стратегии, концепции, долгосрочные программы, планы действий, схемы размещения и развития производительных сил, стратегические планы и т.п.).

Последнее время можно все чаще наблюдать появление инновационных стратегий развития регионов. Они не заменяют стратегии социально-экономического развития, а, скорее, дополняют, будучи способом регионов работать с будущим. Актуальность вложений в будущее для регионов постоянно растет, что во многом связано с исчерпанием доступных ресурсов, и необходимостью поиска нового портфеля ресурсов.

Разработка региональных стратегий

Приступая к разработке стратегии, необходимо, в первую очередь, детально проанализировать уровень социально-экономического развития территории, определить проблемы и риски развития. Практика ЦСР «Северо-Запад» показывает, что, регионы, характеризующиеся одинаковым типом развития (роль в пространственной организации страны, уровень и характер развития), сталкиваются с одинаковыми проблемами и вынуждены отвечать на одни и те же вызовы развития. Используя типологию, принятую Минрегионом, можно утверждать, что для старопромышленных регионов актуальна проблема недостатка ресурсов для модернизации экономической базы, утрата конкурентных позиций на рынках, депопуляция, деградация системы расселения, в особенности сельского, и пр.; регионы нового освоения сталкиваются с недостаточной обеспеченностью базовой инфраструктурой, ограниченным рынком труда, которые даже не способны обеспечить реализацию проектов ресурсодобычи.

Помимо оценки рисков развития необходимо на долгосрочную перспективу определить тенденции развития базовых отраслей, спроецировать ситуацию на мировых и региональных рынках на развитие территории, использовать опыт других стран и регионов, установить последствия и набор возможных решений.

Один из самых трудных этапов при выборе стратегии - целеполагание. Выбирая цель, следующим шагом необходимо определить набор соответствующих задач. Если речь идет об улучшении жизни, то далее выделяются параметры, социальная группа, после этого ставится вопрос, как распределить средства. Важно понимать, что у региона может быть несколько разных, иногда конкурирующих между собой версий стратегического развития, часто претендующих на одни и те же ресурсы. Для выбора главной цели нужно ответить на простые по постановке, но весьма сложные для ответа вопросы: какой базовый процесс составляет суть регионального развития и каким базовым процессом акторы развития стремятся управлять? На каких рынках регион может стать конкурентоспособным? Как сейчас он на них представлен: крупный игрок, центр, часть мейнстрима или глубокая периферия, начальное звено в цепочке передела продукции и пр.? Как обеспечить в такой ситуации конкурентоспособность? И способен ли регион двигаться в этом направлении, иными словами, может ли он как субъект территории в отличие от компаний быть игроком на том или ином рынке? Есть ли ресурсы для этого? Часто принимая ту или иную стратегию, региональная власть не готова ответить, на какие ресурсы она опирается. Если ресурсы носят характер исчерпаемых (сырье, например, относится к таковым), то чтобы перейти к устойчивому развитию, каждый раз будет необходимо привлекать новый ресурс, либо пытаться использовать те из них, которые являются восполняемыми.

Конечно, в вопросе развития регионов есть федеральные приоритеты. Если не планировать создание федерального университета на Дальнем Востоке, не усиливать стратегически эту территорию, Россия рано или поздно может ее потерять. Если центру нужна высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург или Москва - Нижний Новгород, проходящая через столицы, то государство будет добиваться этого. Или если важно, чтобы Каспий, лежащий в зоне нефтегазодобывающего сектора, становился крупным российским технологическим, портовым, производственным или кадровым узлом, то правительство будет инвестировать в Астрахань, самый крупный город Каспия. Все это примеры федеральных интересов к развитию территорий, но это не означает, что всем остальным нужно опустить руки. Необходимо заниматься развитием собственного региона на месте.

При разработке стратегии следует, прежде всего, понимать, какая стратегия сейчас важнее: внутренняя, направленная на упорядочивание и «улучшение», или внешняя, открывающая регион миру. Стратегия как план корабля или как лоция? В зависимости от этого будет свой набор требований, критериев селекции проектов и целевых программ. Кроме того, есть разные типы развития территорий: можно кардинально изменить специализацию территории, или, наоборот, строить развитие территории на основании ее сложившейся специализации. В таком случае углубление специализации идет по цепочке, появляются сервисы, дополняющие новые звенья в добавочной стоимости, меняется квалификационные характеристики труда занятых в секторе и пр.

Стратегии регионального развития реализуются

Можно привести множество удачных примеров по реализации стратегий регионального развития, в том числе, в ЦФО. Успешно действует Тверь, комплектующая сейчас индустриальные парки, и переходящая к системному девелопменту в зоне влияния московской агломерации.

В Кемеровской и Тюменской областях, к примеру, региональные администрации получили внешнее финансирование на создание технопарков для формирования секторов сервисного обеспечения нефтегазодобывающей промышленности (Тюмень) и горнодобывающей промышленности (Кемерово). Многое делается в Астраханской области по реализации стратегических приоритетов, выбранных регионом. Речь идет не только о развитии промышленных секторов, региональные власти серьезно работают с водным ресурсом, с Волгой, с тем, что дано им природой и в значительной степени является основой экономики.

Участвовать в реализации стратегий развития могут и сами разработчики. Как организация, имеющая опыт разработки стратегий регионального развития в более чем 15 регионах России, ЦСР «Северо-Запад», стремится внести свой вклад в осуществление поставленных для региона целей и задач. Например, способствовать привлечению инвесторов. Если мы считаем, что на сектор в региональной экономике должны быть направлены инвестиции, видим внешних игроков, которые могут быть акторами регионального развития, то стремимся их привлечь. Аналогичная ситуация и с социальной политикой. ЦСР «Северо-Запад» ищет внешних партнеров, которые бы могли помочь региону решить конкретные проблемы в социальной сфере: Фонд взаимодействует со Всемирным Банком, с рядом социальных институтов, работающих с развитием социальной сферы. ЦСР «Северо-Запад» участвует в реализации культурных и социальных проектов: создание Сибирского Федерального Университета в Красноярске, Большого Евразийского Университета в Екатеринбурге, модернизации городской среды в Калининграде и пр.

Тезаурус стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях

В 2006 году под патронатом Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» было подготовлена серия публикаций методического характера, посвященная вопросам управления регионами и муниципальными образованиями и развития их. Авторы одной из публикаций составили своего рода тезаурус по теме стратегического планирования, включив в него следующие понятия в близкой к приводимой трактовке:

Прогнозирование - представление о том, как будут развиваться социальные и экономические процессы в рассматриваемой территории под воздействием внутренних и внешних факторов в тот или иной период времени. Прогноз - научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии территориальной системы или ее составных частей, выраженная в виде экономических и иных понятий, индикаторов, систем показателей.

Планирование - четкое представление о наборе мероприятий субъекта территории, необходимом для достижения целей и задач.

Концепция территориального развития - документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на 15-20 лет) политику органов власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни территории, согласованную с интересами бизнес-сообщества, гражданского общества и стратегическими интересами органов вышестоящего уровня власти.

Стратегии регионального (муниципального) развития - система действий по достижению долгосрочных основных целей и задач, сбалансированная с ресурсным потенциалом.

Цель - ожидаемый (планируемый) результат деятельности, определяемый качественно, количественно и во времени.

Приоритеты территориального образования - первоочередные цели.

Стратегические цели территориального образования - цели, определяющие будущее (на 15-20 лет вперед) качественное состояние территориального образования.

Тактические цели территориального образования - буферные, промежуточные цели, являющиеся этапами в достижении стратегических целей и время реализации которых не превышает 5-10 лет.

Оперативные (локальные) цели - цели нижнего уровня, являющиеся необходимым основанием для достижения тактических целей со временем реализации не более 1-3 лет.

Приоритетные цели территориального образования - цели (выбранные из числа стратегических, тактических и оперативных), на достижение которых должны быть направлены основные усилия территориального сообщества, соответственно, в долгосрочном, среднесрочном и текущем периодах.

Стратегическое партнерство - формализованное в виде документа и реализуемое в виде системы последовательных действий соглашение между ветвями власти, представителями разных слоев гражданского общества и бизнеса о стратегических приоритетах развития территориального образования, путях и формах решения приоритетных задач и достижения согласованных стратегических целей.

Стратегическое планирование развития территориального образования - процесс самостоятельного определения территориальным сообществом стратегических приоритетов, основных стратегических целей и направлений развития территориального образования на основе согласования действий власти, хозяйствующих субъектов и населения.

Целевая программа - плановый документ, разрабатываемый органом власти соответствующего территориального образования для достижения конкретных целей и задач.

Паспорт территориального образования - документ, сформированный в виде системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние экономики, экологии и социальной сферы территориального образования.

Инвестиционный паспорт территориального образования - экономический документ, содержащий, во-первых, детальный анализ финансового, экономического, рекреационного, трудового, интеллектуального, сырьевого и природного потенциалов территории с точки зрения инвестиционной привлекательности и инвестиционных рисков. Во-вторых, описание инвестиционных проектов, предлагаемых территорией для собственных и внешних инвесторов.

План социально-экономического развития территориального образования -плановый документ, определяющий индикаторы развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни территориального образования по планируемым этапам, описывающий механизмы реализации каждого их плановых этапов, конкретных участников и используемые ресурсы.

Стратегический план социально-экономического развития территории - краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя стратегические цели и задачи, а также соглашение, формализующее общественное согласие по поводу мероприятий и проектов, включенных в план. В стратегический план включаются система мер и проектов, обеспечивающих достижение стратегических целей, а также сценарии развития территориального образования.

Комплексная программа социально-экономического развития территориального образования - документ, включающий в себя концепцию, стратегический (при необходимости тактический и оперативный) планы действий5.

PRACTICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF STRATEGY OF SOCIO ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS OF RUSSIAN FEDERATION

In work the basic problems of development of strategy of regional socio economic development are opened. The questions of strategic planning at a world level are considered. The various aspects of formation of strategy of the decision and development of the target programs are offered.

Key words: strategy of regional development, strategic planning, risk of regional development, target program

5 Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образования: Опыт, проблемы, рекомендации / И.С.Головко, Т.В.Псарева, Е.В.Репина-Гаврикова, И.А.Назаренко.- Новосибирск: МАСС, 2006. С. 55-59.

Основные положения стратегии экономического развития регионов

Стратегия экономического развития регионов — это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, ), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста , согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса : деиндустриализация и рост удельного веса . Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования .

В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.

Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна : былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Инструменты управления экономическим развитием региона

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

И стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.
  2. Анализ внешней среды развития региона.
  3. Определение сильных и слабых сторон региона.
  4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
  5. Разработка концепции развития.
  6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
  7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

См.также:

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: