Страны с индустриальной экономикой список. Новые индустриальные страны (НИС)

Тема 24. Новые индустриальные страны: региональные особенности развития.

Новые индустриальные страны (НИС) – группа развивающихся стран, достигших значительных успехов в индустриализации, в создании отдельных наукоемких производств, активно включающихся в международное разделение труда и международную торговлю, развивающих экспортно-ориентированное производство промышленной продукции и сектор услуг.

К группе НИС в настоящее время относят 8 стран: Малайзию, Индонезию, Таиланд и Филлипины (в Юго-Восточной Азии) и Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили (в Латинской Америке).

Выход НИС на передовые позиции в темпах экономического роста правомерно связывают с их последовательной индустриализацией.

Индустриализацию в НИС можно условно разделить на три этапа: первый (50-е – середина 60-х годов) – развитие импортозамещающих отраслей; второй (середина 60-х – начало 80-х годов) – создание экспортного потенциала; третий (80-е – 90-е годы) – развитие наукоемких отраслей. Вместе с тем в азиатских и латиноамериканских НИС эти этапы имели разные временные рамки.

На первом этапе были созданы отрасли легкой промышленности, призванные в условиях нехватки иностранной валюты насытить внутренний рынок.

На втором этапе создание и развитие отраслей промышленности, ориентированных на внешний рынок, во многом было обусловлено активным перемещением в НИС из развитых капиталистических стран трудоемких и материалоемких производств. В НИС постепенно формировалась стабильная экономическая структура, способная быстро адаптироваться к постоянно меняющейся конъюнктуре мирового капиталистического хозяйства.

На третьем этапе наиболее динамично начинают развиваться наукоемкие отрасли промышленности: химическая, металлообрабатывающая, электронная, электротехническая. Характерной чертой этого этапа является рост государственных и частных ассигнований на НИОКР. Постоянно происходит определенная переориентация с выпуска массовой потребительской продукции на наукоемкие отрасли.

Экономическое развитие НИС на всех этапах индустриализации проходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран.

Во всех рассматриваемых странах важнейшим субъектом преобразований выступало государство, которое в рамках структурной политики решало многообразные задачи, и среди них основные:

    целесообразность развития отдельных отраслей и производств;

    последовательность осуществления структурных преобразований;

    контроль за затратами и результатами.

Региональные группы НИС имеют особенности геополитического, социально-экономического и культурного порядка.

В Юго-Восточной Азии после второй мировой войны активно шли процессы освобождения от английского колониального господства. В 1945 г. была провозглашена Республика Индонезия; в 1946 г. независимыми от США стали Филлипины; в 1948 г. независимой стала Бирма. Продолжительная конфронтация с Англией закончилась предоставлением Малайзии независимости 31 августа 1957 года. В 1963 году по инициативе Малайзии была создана Малазийская Федерация в составе Малайи, Сингапура, Серавака, Северного Борнео. В 1959 году Сингапур добился самоуправления в рамках Британского Содружества, а в 1965 году стал независимым государством. Одновременно «холодная война» в регионе между капиталистической и социалистической системами привели к расколу прежде единых государств – Кореи (в ходе войны между Севером и Югом в 1950 – 1953 гг.) на КНДР и Южную Корею, Китая (1947-1949 гг.) на КНР и Тайвань. В аренде на 99 лет у Англии оставался Сянган (Гонконг) по договору от 1898 года. В 1951 г. Португалия провозгласила Аомынь (Макао) своей «заморской провинцией» с широкой финансовой, экономической и административной автономией. Вместе с тем, капитулировавший вместе с Японией её союзник Таиланд, пережив с 1947 года несколько военных переворотов смог избавиться от американского военного присутствия только в 1976 году.

В 1950-е годы вслед за деколонизацией в странах региона началось реформирование отсталого монокультурного (производство риса) сельского хозяйства. Происходила конфискация крупных земельных владений, раздел земли, высвобождение многочисленной дешевой рабочей силы. Реформа сельского хозяйства стала серьезной предпосылкой для индустриализации, а ее базой во многих странах региона следует считать первоначально крайне отсталое текстильное производство.

Накопление средств для индустриализации за счет сельского хозяйства стимулировалось довольно успешными аграрными реформами, проводившимися отчасти на средства США, ищущих геополитических выгод в ЮВА. Такие реформы были проведены в 1949-1953 гг. на Тайване, в 1949-1952 гг. в Республике Южная Корея, в 1972 г. на Филлипинах, в 1975 г. в Таиланде.

Проводимые аграрные реформы имели своим результатом пополнение государственного бюджета, продуктивное совершенствование форм земельной собственности, индустриализацию сельского хозяйства, диверсификацию сельскохозяйственного производства, преодоление монокультурности, разукрупнение сельского производства, ослабление проблемы аграрного перенаселения.

На Тайване, например, постепенно шел процесс перехода от крупного государственного и частного землевладения к системе более продуктивного для ЮВА мелкого семейного землевладения. Выкуп, направляемый крупным земельным собственникам, не превышал стоимости урожая за 2,5 года, при этом 70% стоимости земли крупный землевладелец получал рисом, а 30% - акциями государственных промышленных предприятий.

На начальной стадии индустриализации происходил перелив ресурсов в промышленность различными способами: так, на Тайване это был экспорт государством сельскохозяйственной продукции, перевод денежных накоплений фермеров в промышленность через кредитно-финансовую систему, «скрытый рисовый налог». Однако к концу 50-х гг. на Тайване и в Южной Корее, а к началу 70-х гг. и в Малайзии, Таиланде и на Филлипинах эффективность импортозамещения резко снизилась, поскольку структурные преобразования здесь, - ориентированные на внутренний рынок, - столкнулись с ростом противоречий воспроизводства. Усилилась инфляция, возросли безработица и масштабы бедности.

Начало 70-х годов отмечается появлением государственных программ и планов с усиленной социальной ориентацией: «Нового порядка» в Индонезии; «Нового общества» на Филлипинах; «Новой экономической политики» в Малайзии. Одновременно в большинстве азиатских стран в этот период происходит переориентация от трудоемких производств на капиталоемкие. Приоритетными отраслями в промышленной политике государств ЮВА последовательно становятся: текстильное и стекольное производство (50-е гг.); производство цемента, минеральных удобрений, переработка нефти, сталелитейная промышленность, производство синтетических тканей (60-е гг.); судостроение, производство инвестиционных товаров и предметов длительного пользования (оборудование, автомобили и т.д.) (70-е гг.).

Причинами последних изменений стали: увеличение спроса на оборудование, рост цен на нефтепродукты, возможность использовать прямые инвестиции ТНК и поставляемые ими современные технологии.

Благодаря «заинтересованной» помощи базирующихся в США ТНК и выверенной (по приоритетам и расходам) политике государственного регулирования экономического развития уже в 80-е гг. в экспорте Тайваня преобладала промышленная продукция (около 90%). В 1989 г. доля обрабатывающей промышленности в ВВП Тайваня составила 45,4%; Южной Кореи – 45,2%; Гонконга – 28,2%.

Важную роль в промышленной стратегии азиатских стран в 80-е гг. играло совершенствование НИОКР. В короткие сроки были созданы сети НИИ, вузов, лабораторий по прикладным проблемам. Основными отраслями в этот период становятся электротехника, телекоммуникации, информатика (80-е гг.); производство новых материалов и технологий, изделий аэрокосмической промышленности (90-е гг.).

Расходы на НИОКР в Южной Корее за 1960 – 1980 гг. увеличилось с 0,25% до 0,58% от ВВП, к 1991 г. эта доля составила 2,5% и в 1995 г. достигла 3%, что находится на уровне ведущих западных стран.

Для ТНК в таких условиях становится выгодным перенесение производства продукции в НИС на этапе НИОКР из-за высокой научной квалификации работников, сохранения высокой доли накопления, которая может быть использована для расширения инвестиций. Кроме того, емкость внутреннего рынка НИС по сравнению с 70-ми годами увеличилась в несколько раз, возросла и покупательная способность населения.

Начиная с 70-х гг. широкое распространение получили так называемые «новые формы инвестирования». К ним относятся смешанное предпринимательство и различные формы финансирования, сопровождающего услуги по передаче технологий (предоставление права использования собственности, оказание управленческих и консультационных услуг, техническое содействие, связанное со строительством, поставками и монтажом оборудования).

В соответствии с избранным курсом на либерализацию инвестиционных режимов НИС пошли на заметное ослабление ограничений в области регламентации деятельности иностранных компаний. Практически везде была заметно увеличена предельная норма иностранного участия в акционерном капитале, а в приоритетных областях – высокотехнологичных и ориентированных на экспорт – она достигла 100%. В ЮВА поощрение притока инвестиций проводилось предоставлением особого статуса «пионера» (нового предприятия), в соответствии с которым вводился льготный режим налогообложения доходов компании. В частности, в Сингапуре освобождалось от налогов 40% доходов компании.

Начиная с 70-х гг. появилась также возможность пользования кредитами зарубежных банков.

Активное использование заемных средств и выросшие масштабы иностранных инвестиций с неизбежностью поставили многие страны азиатско-тихоокеанского региона перед проблемой дефицита платежных балансов. У Индонезии, Филиппин и Таиланда при этом сократились золотовалютные резервы, возникли проблемы жесткой экономии валюты. С другой стороны, Тайвань во второй половине 80-х гг. стал одним из самых богатых государств мира.

Перегрев ускоренного экономического развития в ряде случаев сопровождался синдромом «экономики пузыря», т.е. уходом финансовых средств в сферу спекуляций на рынках ценных бумаг и недвижимости, ростом просроченных и необеспеченных внутренних долговых обязательств, снижением экспорта и ростом дефицита торгового и платежного балансов. В условиях чрезмерного притока иностранных инвестиций на фондовые рынки и перенасыщения займами на выгодных финансовых условиях (уже не соответствовавших реальным экспортным возможностям) последовавшая в 1997 г. «коррекция рынков» была неизбежной. После потрясений на биржах Нью-Йорка и Гонконга 23-27 октября 1997 г. (снижение фондовых индексов на 12-13%) за состоянием неустойчивости последовало падение – массовый уход инвесторов с «молодых» рынков в более надежные старые. Процесс сопровождался банкротством ряда промышленных предприятий и банков.

Самая крупная страна ЮВА Индонезия стала крупнейшим должником с внешним долгом в 125 млрд. долл. В 1998 году валютно-финансовый кризис здесь вступил в новую стадию ввиду невозможности обслуживания внешнего долга частного сектора (73 млрд. долл.). В итоге оказалась подорванной финансовая устойчивость реального сектора экономики, ВВП сократился на 16%, курс рупии скачкообразно менялся, резко ухудшилось материальное положение основных групп населения.

В таких условиях были приняты меры по оздоровлению банковской системы, ее реструктуризации. Особое внимание в условиях коррумпированности управленческого аппарата уделялось мерам по доведению финансовых средств, выделяемых на оздоровление экономики, до конкретных получателей.

В Малайзии причинами полномасштабного экономического кризиса стали: снижение уровня частных и государственных инвестиций, падение внутреннего производства и спроса, ограничение востребованности продукции передовых отраслей на внешнем рынке ввиду усиления конкуренции со стороны Японии и Южной Кореи. Ответом на это стало ужесточение валютного регулирования и введение фиксированного курса национальной валюты к доллару.

Таиланд, меньше всего пострадавший в ходе кризиса благодаря оперативно разработанной антикризисной программе («план Миядзава»), также имеет внутренние и внешние долговые обязательства общим объемом 200% ВВП. Антикризисная программа предусматривала существенное улучшение условий деятельности иностранных инвесторов (отмена ограничений на покупку земли, создание производственных мощностей; упрощение контроля за банками и финансовыми компаниями); структурную перестройку в экономике (обеспечение финансовых потребностей сеьского хозяйства, сдвиги в пользу перспективных отраслей машиностроения, проведение образовательной реформы).

Реальные результаты антикризисных мер в странах ЮВА неоднозначны. Девальвация местных валют привела к удешевлению экспортных товаров стран ЮВА и соответственно повышенного спроса на них на внешних рынках, стимулировала скупку иностранными партнерами подешевевших и разрешенных к продаже активов, в том числе и банков. Эти меры способствовали временному улучшению текущих платежных балансов. Но достигнутый таким путем приток внешних ресурсов использовался в основном для стимулирования продукции внутреннего потребления, покупок импортных товаров. В целом эффект девальвации не стал действенным фактором устранения последствий кризиса путем улучшения качества продукции через дополнительные инвестиции.

В целом азиатская модель НИС, демонстрировавшая на протяжении нескольких десятилетий свои преимущества, имеет и существенные ограничения.

Во-первых, декларируемые действия «государства развития» не совпадали с реальностью: во многих случаях государство перехватывало права гражданского общества и тогда торговля и индустриальная элита попадали под руководство государства. Это приводило к возникновению неэффективного кланово-олигархического капитализма. Доля госсектора в азиатских странах НИС за период с 50 – 60-х гг. неуклонно нарастала. Это отразилось в перекосах в тенденции концентрации производства и капитала. Возникшие в ходе индустриализации в Южной Корее предприятия-конгломераты (чоболы) превысили к середине 90-х гг. разумные пределы диверсификации производства, что привело к утрате эффекта от масштаба производства, распылению финансовых средств, утрате конкурентных преимуществ, развалу и банкроству предприятий. В Индонезии 30% частного долга, образовавшегося после кризиса 1997-1998 гг. падали на 20 крупнейших финансово-промышленных групп, пользующихся покровительством правящего клана Сухарто и огосударствлением основных отраслей в стране.

Вместе с тем государство уделяло недостаточное внимание развитию традиционного для региона семейного малого бизнеса, образующего развитые сети.

Наибольшего развития сфера малого бизнеса получила на Тайване, где отношения с государственными организациями поддержки строятся строго на принципе добровольности. Финансовая и организационная помощь малым и средним предприятиям направлялась через созданные в середине 70-х гг. Банк малого бизнеса, Кредитно-гарантийный фонд малого и среднего бизнеса, Центр помощи малому бизнесу.

Медленное развитие малого бизнеса в Индонезии и на Филиппинах можно отчасти объяснить высокими издержками производства. Мелкое производство в этих странах присутствует в основном в отраслях, тесно связанных с сельским хозяйством, изготовлением предметов личного потребления и использованием традиционной техники.

Тем не менее в 70 – 80-е гг. в азиатских государствах произошел существенный рост общей численности мелких предприятий и их продуктивности: доля в экспорте малых предприятий Гонконга составила 60%, Таиланда 35%. Этому процессу способствовала децентрализация производства, широкое распространение системы субподрядов. Мелкие предприятия создавались также при содействии международных компаний, которые поставляли им сырье и материалы и организовывали сбыт произведенной продукции.

Во-вторых, экспортная ориентация экономики может завести в тупик при отсутствии спроса на внешнем рынке и узости внутреннего рынка, при массовом заимствовании иностранного капитала без должной отдачи. Национальная экономическая, да и политическая стабильность в таком случае становится слишком зависимой от действий внешних факторов.

К примеру, экспортная направленность и зависимость от конъюнктуры мировых рынков вынудили пострадавшие от кризиса 1997-1998 гг. азиатские НИС принять жесткие условия предоставления помощи МВФ, которые в итоге сводились к следующему:

    реорганизации всех секторов финансовой системы, с существенным сокращением государственного финансирования инвестиционных проектов и убыточных предприятий;

    использованию широкого арсенала средств рестриктивной денежной политики, включающей повышение ставки рефинансирования, норм обязательного банковского резервирования, выкупа просроченной задолженности (неплатежей) и ее реструктуризации во внутренний государственный долг, использование гибкой валютной политики (свободно плавающий курс);

    проведение активной демонополизации и приватизации.

В отдельных пунктах предложенные меры подвергают сомнению проводимые в азиатских НИС мероприятия государственного регулирования и дают дополнительные возможности для действия ТНК на поле национального капитала.

В-третьих, порочно целеполагание азиатской модели развития НИС, делающей упор на финансирование темпов экономического роста любой ценой. При этом оставляются в стороне от рассмотрения внутренние источники роста.

Кроме того, при несомненных успехах, азиатские НИС не сумелм преодолеть разрыв в уровне научно-технического и технологического развития, отделяющий их от промышленно развитых западных стран. А это означает, что успехи НИС ЮВА в значительной степени связаны с действием экстенсивных факторов роста к концу 90-х гг. уже исчерпавших себя. Например, при производительности труда, несколько отстающей от индустриально развитых стран, интенсивность труда в азиатских странах очень высока. Так, продолжительность рабочей недели в Южной Корее составляла 47-50 часов против 38-40 в западных странах. Кроме того, стремясь сократить этот разрыв в производительности труда, азиатские НИС увеличивали норму производственного накопления: в Сингапуре она составляет от 20 до 40%, тогда как в промышленно развитых странах колеблется в пределах 13 – 15%.

В целом экономика этого наиболее динамично развивающегося региона на рубеже веков вступила в своеобразный переходный период, характеризующийся попытками занять оптимальную нишу в международном разделении труда.

Среди азиатских НИС следует выделить две группы: страны-«тигры» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Ю.Корея) и страны-«драконы» (Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филлипины). Первые уже достигли основных стандартов западных экономик, вторые быстро к ним приближаются и являются сейчкас «истинными» азиатскими НИС. По классификации У. Ростоу Индонезия и Филлипины находятся на третьей, а Малайзия и Таиланд на четвертой стадиях роста, по определению же М.Портера ступень их нахождения – это стадия, движимая инвестициями.

Латиноамериканские НИС (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили) имеют в основе своего развития не только избыточные трудовые ресурсы, но и масштабную добывающую промышленность. Дело в том, что крупнейшие страны континента «наделены» значительными и разнообразными полезными ископаемыми: в Бразилии имеется уникальный комплекс минеральных ресурсов (около 50 видов), Чили – крупнейший мировой производитель меди.

Однако серьезные сдвиги в экономике региона начали происходить с переходом в 50-е гг. ХХ в. к импортозамещающей модели стратегии индустриализации.

Ее характерными чертами стали6

    наращивание производства в отраслях тяжелой промышленности;

    увеличение экспорта сырья;

    практическое осуществление протекционизма с целью защиты местных производителей: импорт инвестиционных товаров для промышленности субсидировался государством, а на импорт товаров потребительского назначения были введены высокие таможенные пошлины.

Подобная стратегия развития в 1950 – 1970-е гг. давала странам региона темпы роста 5 – 6 % в год.

Тем не менее, уже к концу 60-х гг. стали заметны серьезные ограничения модели «импортозамещающей индустриализации» в виде: отсутствия отечественного производства промышленных товаров, оставшегося без изменения уровня квалификации рабочей силы, нарастающей проблемы безработицы.

В 1970-е гг. для продолжения экономического роста страны региона начали в массовом порядке импортировать недостающие на внутреннем рынке товары, продолжая инвестировать средства в развитие добывающих отраслей промышленности. Источником финансирования служили внешние займы, и в результате нефтяного кризиса внешний долг региона возрос с 42,5 млрд. долл. в 1975 г. до 176,4 млрд. долл. в 1982 г.

Прирост ВВП в период 60 – 70-х гг. характеризовался следующими данными:

Последствия нефтяного шока в 1979 г. и мировой экономический кризис 1980 – 1982 гг. привели к падению спроса на местные товары, а рост цен на нефть привел к инфляции. Борьба с инфляцией велась через увеличение уровня процентных ставок, что усугубило финансовое положение стран региона в связи с массовым бегством капитала.

Все это потребовало перехода к новой модели развития, которая получила название «креольский либерализм». В основе новой модели лежала ориентация на внешние факторы развития как в НИС ЮВА. При этом становление экспортно-ориентированной экономики и ведущая роль государства в ее создании и регулировании переходят к частному сектору.

Впервые на практике подобная модель была опробована в Чили после военного переворота сентября 1973 года. Неолиберальная модель экономических реформ базировалась на теоретических разработках Чикагской школы во главе с М.Фридманом.

В марте 1975 г. диктатор Пиночет подписал разработанный чилийскими учениками М. Фридмана «План оздоровления экономики».

Основным звеном в реформах, проводимых в интересах национального и американского капитала, была масштабная приватизация государственной собственности. На первой ступени ее осуществления прежним собственникам были возвращены национализированные предприятия, на второй – приватизированы те крупные предприятия, которые составляли основу госсектора. В 1986 г. согласно политике «ультралиберализации» были приватизированы отрасли инфраструктуры, транспорт, телекоммуникации. В результате с начала 70-х до середины 90-х гг. число государственных предприятий сократилось с 600 до 40. Отмечается продуманность сроков и приватизационных мер, особенно в структурообразующей меднорудной промышленности. Приватизация здесь проводилась только по мере укрепления национальных ФПГ и только на тех месторождениях (в основном еще неосвоенных), которые не находились под управлением государственной корпорации CODELCO. Приватизация сопровождалась распродажей акций приватизируемых предприятий занятым на них рабочим и служащим. Впоследствии большие изменения произошли и в трудовых отношениях: законодательно установлена продолжительность рабочей недели в 48 часов, выплата сверхурочных, доплата за ночные смены, за работу в выходные дни, установлен пенсионный возраст. Успешной оказалась и проводимая с 1981 года пенсионная реформа, основанная на конкуренции негосударственных пенсионных фондов за право привлечения средств вкладчиков и поддержанная жесткой государственной гарантией сохранности средств. Это позволило превратить сбережения трудящихся в инвестиции и сделало их мощным внутренним источником роста.

Особенностью налоговой реформы в Чили было установление относительно невысокого налога на прибыль, упор при этом делался на налог с физических лиц и НДС, введенный с 1975 г. Минимальный налог на прибыль предприятий равнялся 15%, а максимальный подоходный – 45%.

В политике совмещения региональной открытости и открытости экономики отдельной страны, проводимой с начала 90-х гг., Чили пошли дальше других стран. С 1991 г. в стране таможенные тарифы сохранились на уровне 11%. Под нетарифные ограничения попали 11,4% импортируемых товаров, в то время как до начала реформ попадало 33,8%. С 1996 г. отменены импортные лицензии практически для всех товаров, кроме оружия, военного снаряжения и ряда медикаментов, что существенно упростило процедуру ввоза зарубежной продукции.

При импорте были освобождены от НДС продовольственные товары, услуги, связанные с образованием и здравоохранением, с государственным коммунальным хозяйством и издательской деятельностью. Отменены обязательная продажа валюты экспортерами, открытие импортных депозитов. Сняты ограничения на ввоз капитала.

Реальными итогами экономических реформ в Чили стали:

    лидирование страны по темпам роста ВВП в регионе (более 7% в год);

    изменение структуры экспорта (доля меди сократилась за период 1990-1995 гг. с 80% до 40%; промышленный экспорт возрос до 42%);

    сократился внешний долг страны;

    возросла открытость экономики: доля экспорта товаров и услуг в ВВП составила к 2000 г. 30%;

    страна «получила» устойчиво положительное сальдо государственного бюджета и положительное сальдо торгового баланса;

    снизился уровень инфляции (к середине 90-х гг. до 8% годовых).

Вслед за Чили экономические реформы были проведены и в других странах региона по «единому сценарию».

В Аргентине в 1989 г. был принят закон, приравнивающий иностранного инвестора к национальному. В результате 28% госсобственности перешло в руки американского капитала, 24% - испанского.

В 1988 г. в Конституцию Бразилии были внесены поправки, позволяющие осуществлять приватизацию в нефтяной промышленности, электроэнергетике, финансовой сфере.

В начале 90-х гг. Мексика по масштабам приватизации и доходам от ее проведения заняла лидирующие позиции в регионе. В программу приватизации были включены крупнейшие предприятия горнорудной промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, связи, крупнейшие банки.

Шпаргалка по истории экономики Энговатова Ольга Анатольевна

21. НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ

Новые индустриальные страны – это группа развивающихся стран, совершивших за последние десятилетия XX в. резкий скачок в экономическом развитии, приблизившихся по многим показателям к высокоразвитым государствам мира.

В этих странах возросли объем промышленного производства и его доля в национальном доходе, повысился объем ВВП на душу населения (Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань). Несколько позднее появились новые индустриальные страны второго поколения. Хотя большая часть их населения еще занята в сельском хозяйстве, но быстро растут объем промышленного производства и экспорт промышленной продукции, укрепляются позиции представителей национального капитала. В Латинской Америке к ним относятся Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили.

Промышленность новых индустриальных стран использует самую современную технологию и выпускает продукцию высокого качества, конкурентоспособную на мировом рынке. В промышленном развитии новых индустриальных стран активную роль играет иностранный капитал. Так, в Сингапуре в конце 1980-х гг. около 90 % экспорта продукции обрабатывающей промышленности приходилось на долю филиалов иностранных ТНК, в Корее – 27 %.

Американские и японские ТНК в области электронной промышленности создали в Мексике, Сингапуре, на Тайване ряд предприятий по выпуску отдельных полупроводниковых приборов и интегральных схем. Некоторые ТНК разбивают производственный процесс на отдельные части, упрощая сложную технологию, и создают соответствующие предприятия в развивающихся странах.

Несмотря на то что капитал новых индустриальных стран выступает в качестве младшего партнера ТНК промышленно развитых стран, в ряде случаев он уже становится их серьезным конкурентом на мировом рынке. Это относится к такими гигантам южнокорейского бизнеса, как «Самсунг», «Хендэ», «Дэу».

За годы развития в новых индустриальных странах коренным образом изменилась структура экспорта. Существенно упала в нем доля сырья и продовольствия, вырос удельный вес машин и оборудования.

Так, с 1970 по 1995 гг. доля машин и оборудования выросла в Сингапуре с 11до 62,3 %, в Корее с 7,2 до 51,6 %, на Тайване с 16,7 до 47,7 %.

По экспорту машин большая часть этих стран вышла на уровень промышленно развитых государств мира.

В 1990-х гг. на группу новых индустриальных стран приходилось почти 70 % промышленного экспорта всех развивающихся стран и более 70 % экспорта машин и оборудования.

Постепенно растет промышленный экспорт и в новых индустриальных странах Латинской Америки – Мексике, Бразилии, Аргентине: на их долю в конце 1990-х гг. приходилось около 20 % промышленного экспорта.

По современному уровню экономического и промышленного развития наиболее развитые из новых индустриальных стран (Корея, Аргентина, Сингапур) приблизились к промышленно развитым странам. В тех странах, где экономические реформы дополняются мерами социальной политики, направленными на рост реальной заработной платы, развитие социальной сферы, удается достичь определенного согласия. Это открывает перспективу вступления данных стран на путь постиндустриального развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Финансовые услуги: перезагрузка автора Певерелли Роджер

Новые впечатления и новые стандарты розничного банковского обслуживания В сентябре 2005 года Deutsche Bank открыл в Берлине отделение Q110 – The Deutsche Bank. Оснащенное новейшими технологическими решениями отделение Q110 предлагает клиентам уникальные, ни с чем не сопоставимые

Из книги На самом видном месте [Как сегодня увидеть то, что купят завтра] автора Чипчейз Ян

Новые возможности, новые последствия Любое перспективное решение принятия новых технологий ограничивается туманностью надежд и страхов по поводу неопределенности будущего. В своей книге «Чего хочет технология» («What Technology Wants») Кевин Келли опытной рукой перемешал оба

Из книги Управляя рисками. Клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках автора Норман Питер

19.1. Новые продукты, новые соперники, новые горизонты События сентября и октября 2008 года вызвали бурное развитие тех финансовых продуктов и инструментов, которые считались пригодными для клиринга. И новые, и уже существующие центральные контрагенты запустили целый

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

28. Платёжный баланс страны. Это соотношение денежных требований и обязательств поступлений и платежей одной страны по отношению к другим.Основные виды:расчетный баланс (соотношение требований и обязательств на какую-нибудь конкретную дату независимо от сроков

Из книги Международные экономические отношения автора Роньшина Наталия Ивановна

20. Условия конкурентоспособности страны Конкурентоспособность каждой страны на мировой арене определяется четырьмя взаимосвязанными компонентами.1. Факторные условия. М. Портер не ограничивает факторы, имеющиеся изначально. Он добавляет и новые, которые могут

автора Автор неизвестен

37. Основные типы государств в мировой экономике. Развитые страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой В международной практике все страны мира разделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

38. Развивающиеся страны. Наименее развитые страны Развивающиеся страны обычно группируются по регионам с учетом их географического положения. Для целей анализа отдельно выделяются также страны с активным платежным балансом и страны – импортеры капитала. Последние в

Из книги Экономика России на распутье… автора Аганбегян Абел Гезович

Три сценария кризиса: развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой Современный кризис носит глобальный характер, и он поразил все страны, сильно сказавшись на динамике экономики и особенно промышленности, на инфляции, на безработице, на

Из книги Как богатые страны стали богатыми [и почему бедные страны остаются бедными] автора Райнерт Эрик С.

КАК БОГАТЫЕ СТРАНЫ СТАЛИ БОГАТЫМИ, и почему бедные страны остаются бедными Поскольку каждый, кто критикует чужие системы, обязан заменить их своей собственной той, которая лучше объясняла бы суть вещей, мы продолжим наши размышления, чтобы исполнить этот

Из книги Капиталистический манифест автора Бирман Игорь

§ XVII. Страны Нас спрашивают: – Можно ли построить коммунизм в Армении? Отвечаем: – Можно, но лучше в Грузии. Армянское радио Начиная раздел, подчеркну – межстрановые сравнения общественного продукта, уровней потребления и бедности крайне условны. Информационная

Из книги ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАЦИИ автора Городников Сергей

Глава третья. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ НАЦИИ

Из книги Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка автора Долгин Александр Борисович

1.7. Новые технологии - новые институты Как всякая большая новация коллаборативная фильтрация тянет за собой шлейф возможностей прикладного характера. От нее, как от ствола, вырастают побеги институтов и субститутов, новых правил жизни и социальных практик.О противоядии

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Охота за идеями. Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила автора Саттон Роберт

2) Инновации = изобретать новые идеи + продавать новые идеи Креативность, как уже говорилось, есть свойство зрения человека. Многочисленные примеры из самых разнообразных областей, от музыки Beatles до топливных элементов Балларда, показывают: как ни изумительно новое, оно

Из книги Турбостратегия. 21 способ повысить эффективность бизнеса автора Трейси Брайан

Новые времена – новые ответы Как должен быть устроен ваш маркетинг, чтобы вы могли продавать максимальный объем продукции по самой выгодной цене и получать максимальную прибыль? Ответ на этот вопрос будет новым не только каждый год, но и каждый месяц. Любой шаг ваших

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Волшебник страны Оз ЦЕЛЬ ИГРЫВ этом упражнении два участника представляют взаимодействие машины с человеком. Один участник разговаривает с другим, находящимся «за кулисами» и играющим роль машины. Они могут использовать сценарий, ориентированный на выявление

Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

· НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган) (их ещё называют «азиатские тигры» или «азиатские драконы»)

· НИС «второй волны»: Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай

· НИС «третьей волны»: Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия

· НИС «четвёртой волны»: Филиппины, Китай

Существует две основные модели НИС:

· Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.

· Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Общие черты новых индустриальных стран:

· демонстируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

· ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

· экспортоориентированная экономика;

· активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

· образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

· большое внимание уделяется образованию;

· использование высоких технологий;

· привлекательны для ТНК в следствии дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

· главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Феномен новых индустриальных стран Азии

К новоиндустриальным странам (НИС) относятся Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, за ними идут другие четыре — Таиланд, Малайзия, Индонезия, Китай. Особенно выделяются первые четыре, которые называют драконами или тиграми.

В течение 80-х гг. все восемь экономик доказали, что в состоянии поддерживать рост на уровне, превышающем 7% в год. Этим странам удалось в исторически короткие сроки преодолеть свою социально-экономическую слаборазвитость и в большей или в меньшей степени приблизиться к уровню развитых стран. Эти страны значительно отличаются друг от друга и по численности, и по структуре занятого населения, и по темпам развития и т.д. Население Тайваня, например, более чем в два раза меньше, чем Ю. Кореи, а Сингапура — в 2 раза, чем Гонконга. Сингапур уделяет большое внимание созданию привлекательного пакета условий для международных компаний. Ю. Корея, напротив, всеми силами старается держать иностранцев подальше от своей экономики, подкармливая субсидиями свои домашние компании.


Шестимиллионный Гонконг в 90-е гг. занял десятую строчку в списке крупнейших экспортеров мира, и хотя львиная доля принадлежит реэкспорту, это не меняет сути. Кроме Гонконга, из числа азиатских стран в десятке — лишь Япония. Что же лежит в основе этого феномена?

Один из самых крупных бизнесменов этого региона дает простое объяснение: мы экономические звери, пожалуй, самые жадные на земле и самое главное — дать человеку стимул работать.

Немало написано о внешних факторах — экономической и военно-политической помощи капиталистических развитых стран. Примеров, демонстрирующих экономическую суть капитализма, в отечественной литературе много. Однако, новые индустриальные страны появились далеко не везде. И это свидетельствует о том, что превращение того или иного молодого государства в НИС не есть результат произвольного насаждения капитализма извне. Это была бы чересчур упрощенная схема механизма возникновения НИС, новой генерации лидеров мирового капитализма.

Семена давали ростки там, где попадали на благодатную почву. Без соответствующих внутренних условий вряд ли было бы возможно форсировать развитие капитализма , которое мы наблюдаем в новоиндустриальном регионе.

Появление НИС представляет собой результат взаимодействия ряда факторов. Если иметь в виду экономический, то это прежде всего приверженность этих стран к рынку и частной собственности. Им удалось заменить обращенную на решение внутренних проблем стратегию импортзамещения ориентированной на внешний мир стратегией поощрения экспорта.

В основе лежала форсированная индустриализация, начинавшаяся с перевода на машинную базу легкой промышленности, которая ориентировалась на производство потребительских товаров кратковременного пользования для внутреннего рынка.

Спустя некоторое время национальные промышленные структуры, наталкиваясь на проблему реализации на узких местных рынках, вынужденно переориентировались на внешние рынки.

Экспорт этих стран вдвое превышает экспорт Латинской Америки, хотя население последней в шесть раз больше. Во всех этих странах сохранилось сильное государство, роль которого велика не только в социальной сфере, но и в стимулировании экспорта. Удачная налоговая политика , способствовавшая росту инвестиций, а также отсутствие высоких финансовых барьеров для капиталовложений, как своих, так и зарубежных инвесторов. Большую роль в этом сыграли дешевизна рабочей силы и специфика воспроизводства капитала в регионе, активное участие местного китайского населения (китайской общины) в национальной экономике этих стран. Отличительной особенностью зарубежных китайских общин стало выдвижение китайского капитала в качестве постоянного элемента социально-экономической структуры стран Юго-Восточной Азии.

Решающее же значение в условиях нового этапа НТР, в условиях начавшейся в 90-е гг. структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно-технического потенциала, тенденция к интенсификации развития, саморазвитию на основе накопленного промышленного и научного потенциала. Интенсификация нивелирует различия между странами по территориальному и ресурсному критериям, отдавая приоритет научно-техническому фактору.

Пример названных стран говорит о развивающемся процессе региональной интеграции, что свидетельствует о новом качестве мирового хозяйства, когда возникает объективная необходимость сращивания экономических, научно-технических потенциалов, интеллектуальной мысли развитых стран для технологического прорыва.

Овладение высшими достижениями НТП дает странам более благоприятные шансы в конкурентной борьбе, которая переходит теперь в новые плоскости интеллектуальной соревновательное.

Новые индустриальные страны взялись за разработку альтернативных производств, ориентированных на экспорт. Появились электронная, пищевая, автомобильная и другие виды промышленности, развивая которые странам удалось довольно быстро, менее чем за десятилетие, потеснить позиции крупнейших капиталистических государств, являющихся производителями аналогичной промышленной продукции.

Из огромного числа новых технологий в НИС особенное внимание уделяется индустрии информатики. В начале 80-х гг. в четырех странах этого региона она практически не существовала, а уже в 1988 г. производство ЭВМ и их блоков в этих странах составило 7% мировой продукции данного сектора.

В середине 80-х гг. лидировал Тайвань. Многие сотни мелких и средних фирм, образующих индустрию информатики острова, очень быстро осваивают выпуск моделей микроЭВМ, совместимых с последними, лучшими изделиями американских фирм, но при этом фирмы Тайваня продают микроЭВМ по очень низкой цене.

В результате разных научно-технических возможностей в новой индустриальной зоне Азии наметилась дифференциация. Южная Корея и Тайвань сохраняют верность примату материального производства и, находясь на этом пути, близки к тому, чтобы вступить в ряды мирового технологического авангарда. Сингапур же, обладающий значительно более скромным научно-техническим потенциалом, предпочел уйти в непроизводственную сферу, о чем свидетельствует его усиливающаяся в последние годы специализация в качестве нового финансового центра региона.

В процессе изучения этих вопросов важное значение имеет применительно к данному региону и политический аспект. Форсированная капиталистическая модернизация в этих странах начиналась после того, как к власти приходил авторитарный режим и активно разворачивалась политика государственного капитализма, добиваясь максимального эффекта. КНР, Тайвань, Южная Корея и др. шли к эффективной экономике через авторитаризм, в отличие от Японии, достигнувшей преуспевания на пути развития демократии. Отметим, что и Китай, и Корея в историческом плане находятся сейчас на пороге крупных перемен.

Опыт НИС свидетельствует, что именно авторитарные режимы успешнее всего решают здесь вопросы экономической стабилизации и национального развития. Все без исключения новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань и Сингапур), а также постепенно приближающиеся к ним по уровню экономического развития Малайзия, Таиланд и Индонезия эволюпионизировали по сходной, почти универсальной схеме.

Во всех них были разгромлены и запрещены коммунистические партии и другие леворадикальные движения и организации. Эти запреты были связаны с тем, что наличие широких маргинальных слоев создает благоприятную почву для распространения популистских и уравнительных идей. А они могут оказаться губительными для нарождающихся рьшочньк отношений, в результате которых должен появиться класс собственников. Жесткие, а подчас даже драконовские меры против популистских сил иногда оправдываются и тем, что создаваемое годами шаг за шагом благополучие может быть разрушено в результате массовых беспорядков буквально за считанные недели. Во многом благодаря твердым формам правления таким многонациональным странам Юго-Восточной Азии, как Индонезия, Малайзия и Сингапур, удалось избежать в последние годы и волнений на этнической почве.

К тому же политическая стабильность и отсутствие стачек и забастовок повышают привлекательность этих государств в глазах иностранных инвесторов. По этим же причинам заметно ограничивается деятельность политических партий и даже парламентской оппозиции. Например, в процветающем Сингапуре долгие годы в парламенте был только один оппозиционный депутат. Однако недостаток политических свобод компенсируется предоставляемой населению возможностью проявить себя в сфере бизнеса -«-от участия в крупных и мелких компаниях до уличной торговли. А управление экономикой и выработка концепции реформ поручаются профессионалам-технократам, многие из которых имеют зарубежное образование.

Почти все мировые мощности А.ЭС сосредоточены в небольшом числе промышленно развитых и новых индустриальных стран США, Франции, Японии, ФРГ, Канаде, Бразилии, Великобритании, Швеции, Южной Корее, а. также в бывших советских республиках, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, эти страны (за исключением Канады, Великобритании и СССР) являются импортерами нефти развитие атомной энергетики понадобилось им для уменьшения зависимости от импорта нефти. Во-вторых, АЭС - это с технической точки зрения самый сложный способ производства электроэнергии строительство АЭС оказалось по плечу ядерным державам и странам с высоким техническим уровнем производства. В-третьих, АЭС отличаются высокой капиталоемкостью, поэтому строительство их могут позволить себе страны, располагающие крупными инвестиционными ресурсами.  


В XX веке ряд стран, отставших от экономически процветающих стран, избрали догоняющий путь развития, заключающийся в перескакивании через некоторые стадии развития потребительской сферы. Например, Япония приступила к индустриализации, совсем не имея продуктивного животноводства, ограничивая потребление продуктов питания животного происхождения дарами моря. Догоняющий nyi-s развития избрали во второй половине XX века новые индустриальные страны . В настоящее время догоняющего пути развития придерживается Китай. Данный путь в XX веке избрала и Россия в начале века политику индустриализации начал премьер-министр С.Ю.Витте, а в конце 20-х годов ее продолжили большевики.  

Товары можно продавать не только на внутреннем, но и на внешних рынках . На основе именно этого принципа в 60-80-е годы успешно развивалась экономика новых индустриальных стран (Южной Кореи, Сингапура и др.). Стоимость рабочей силы в НИС была ниже, чем в США, Западной Европе и Японии, что позволяло им наращивать производство и экспорт товаров . Но рост производства не мог не сопровождаться ростом заработной платы . Поэтому и новые индустриальные страны постепенно начали терять свое основное преимущество и оружие конкурентной борьбы на мировых рынках - дешевизну рабочей силы.  

Исторический опыт показал, что страны с экспортно ориентированной экономикой (это прежде всего НИС) более уязвимы от "зигзагов" роста и развития мировой экономики , чем страны, экономика которых в своем развитии ориентирована на внутренний рынок (например, США). Поэтому хотя заработная плата в новых индустриальных странах и находится все еще на более низком уровне, чем в промышленно развитых странах, НИС, подобно Японии, уже вступили в полосу экономического застоя.  

Снижение доходов от экспорта нефти в два-три раза станет тяжким бременем для экономики стран ОПЕК. Расходы же в ПРС при увеличении цены нефти в два-три раза составят лишь 2-3% от ВВП. Большие расходы понесут развивающиеся и новые индустриальные страны , где расходы на импорт нефти и нефтепродуктов остаются значительными.  

Основными производителями пластмасс являются промышленно развитые страны. В 1996 г. восемь ПРС (США, Япония, ФРГ, Франция, Бельгия, Италия, Канада и Великобритания) в сумме произвели 84790 тыс. т пластмасс. Все более важные позиции на мировом рынке пластмасс занимают новые индустриальные страны Азии. В 1996 г. Южная Корея и Тайвань вместе произвели 11842 тыс. т этой продукции. На долю 10 перечисленных стран в 1996 г. пришлось более 3/4 мирового производства пластмасс.  

Проблема поддержания стабильных отношений в международной торговле является ключевой для Японии. Но ее внешнеторговые связи крайне далеки от стабильности. Торговые конфликты, возникающие по поводу экспорта японских телевизоров, стального проката и автомобилей, теперь распространяются и на продукцию новейших отраслей , такую как полупроводниковые компоненты и ЭВМ. Следует учитывать, что причины этих хронических, периодически обостряющихся торговых противоречий имеют структурный и долгосрочный характер, так как существует опасность, что в сферу этих конфликтов будут втянуты развивающиеся страны , достигшие наиболее высокого экономического уровня (так называемые новые индустриальные страны), и проблема получит глобальный характер.  

Во-первых, затяжной спад в мировой экономике находит выход в широком распространении протекционистских настроений. Во-вторых, произошла дестабилизация таких систем, как свобода торговли , плавающие валютные курсы и т. д. В-третьих, замедление роста спроса на внутреннем рынке Японии вместе с заниженным курсом иены усиливает ориентацию японской промышленности на экспортные рынки и тем самым увеличивает несбалансированность торговых платежей между Японией и США, Японией и Западной Европой , Японией и . В-четвертых, внешнеторговые проблемы имеют также свой структурный аспект, который состоит в том, что между промышленно развитыми странами возникли большие различия в уровнях конкурентоспособности по отраслям (эти различия имеют структурное происхождение). В-пятых, среди торговых партнеров Японии возросло число стран с нестабильными социально-политическими условиями, хотя международный престиж Японии как торговой державы в то же время очень заметно вырос.  

Ситуация складывается таким образом, что диспропорции в торговле Японии с Соединенными Штатами, Западной Европой и новыми индустриальными странами принимают угрожающие размеры. Конфликты по поводу экспорта отдельных товаров - это неизбежные последствия прогрессивных сдвигов в промышленной структуре. Япония периодически принимает меры для ослабления этих противоречий, и меры эти дают свои результаты, но общие размеры диспропорций так велики, что радикальные рецепты здесь непригодны, так как это структурная проблема, не поддающаяся быстрому разрешению.  

Одна из причин, почему для Японии этот показатель так низок, состоит в длительной тенденции заменять импорт отечественным производством . Японцы с трудом отвыкают от мысли, что импорт - это что-то нежелательное. К тому же как только импорт какого-либо товара начинает расти, японские фирмы быстро разрабатывают и выбрасывают на рынок его отечественные варианты. В Японии стараются производить на месте все, что возможно с технической точки зрения . Кроме того, в пределах умеренных цен далеко не всякая продукция массового спроса из Соединенных Штатов, Западной Европы или новых индустриальных стран может конкурировать с японской по качеству.  

Во-первых, ни в одной стране нет такой готовности осваивать и улучшать иностранную технологию - опережать своих учителей. Западная традиция не предполагает стремления к усовершенствованию, а новые индустриальные страны еще не накопили достаточного опыта.  

Во-вторых, в Японии улучшение производственных технологий обычно ведется непосредственно на заводах, в цехах, а не в научно-исследовательских лабораториях, что не принято ни в странах Запада, ни в новых индустриальных странах . Трудно рассчитывать на то, что они пойдут тем же путем и смогут добиться такого качества и надежности, какими отличаются японские изделия.  

В табл. 11 показано географическое распределение экспорта технологий из Японии. Большая часть экспорта устойчиво направляется в развивающиеся и новые индустриальные страны Азии, но растет вывоз и в развитые страны, который достиг уже почти трети общего объема.  

Иные качества у жителей Сингапура, население которого на 80% китайского происхождения. Они обладают честолюбием, адаптивностью, быстрой реакцией, но они не имеют традиций и навыков длительного обучения и накопления профессиональных знаний и мастерства. Инженерно-технический персонал в новых индустриальных странах часто меняет работу, гонится за высокой зарплатой и социальным статусом , переходя из фирмы в фирму поэтому и фирмы не могут накапливать технологический опыт.  

Быстрота реакции и адаптивность - необходимые качества для развития современных технологий , это развитие, особенно в электронике, идет скачкообразно, и любая фирма, которая не может обновлять продукцию, скоро останется позади своих конкурентов. Японские фирмы обладают в целом высокой адаптивностью. В новых индустриальных странах это свойство развито гораздо меньше традиционный темп жизни, неторопливый и размеренный, несопоставим с лихорадочным темпом, который в Японии задается конкуренцией.  

Но нельзя не отметить, что между Японией и догоняющими ее странами сейчас сложилось иное соотношение, чем то, которое существовало в послевоенные годы между Японией и странами Запада. В течение трех послевоенных десятилетий темпы экономического роста стран Западной Европы и США выглядели на фоне японских темпов достаточно скромно. Но новые индустриальные страны при всех успехах в освоении современных технологий , очевидно, не обладают большим запасом хода Япония сохраняет превосходство в темпах технического прогресса и перед ними.  

Согласно данным демографической статистики, на протяжении последних 25-30 лет в индустриальных странах Америки и Европы свирепствует своеобразная эпидемия, ежегодно уносящая миллионы жизней. Поражения сердечно-сосудистой системы являются причинами более 50% всех смертных случаев. Установлено, что эти поражения обусловлены главным образом неблагоприятными для человека формами психического напряжения . Долгое время полагали, что Японии психологические стрессы неведомы. Ныне общеизвестна печальная истина японцы - не исключение, они жертвы того же недуга. Вызывают его самые разнообразные факторы, среди которых, между прочим, и высокая степень интенсивности труда .  

В докладе делается вывод, что разрыв в развитии экономики стран Азии и индустриальных стран к 1970 г. увеличится, поскольку темпы экономического роста стран Азии значительно отстают от темпов развития индустриальных стран. В странах Азии производство на душу населения возрастает за десятилетний период лишь на 16 долл. (с 83 до 99 долл.), в то время как в индустриальных странах, по оценке, оно увеличится более чем на 500 долл. (с 1505 до 2031 долл.).  

Несколько лет назад, в 1963 г., экономическая комиссия ООН для стран Африки констатировала 2, что средний доход на душу населения в Африке (без ЮАР) в 12 раз ниже, чем в индустриальных странах. Для того чтобы достигнуть современного уровня производства на душу населения промышленно развитых стран, африканским государствам необходимо увеличить сельскохозяйственное производство вдвое, а выпуск промышленной продукции - в 25 раз.  

Другая проблема, стоявшая перед картелем, заключалась в том, что правительства становились все более причастны к деятельности нефтяной промышленности . Уголь, сталь и железные дороги , эти традиционные командные высоты экономики индустриальных стран, всегда подвергались строгому официальному контролю. Поэтому нефть, приобретавшая все более важное значение, неизбежно должна была также подпасть под государственный контроль.  

Фактически конкретные переговоры, состоявшиеся в 1971 г., проводились в другой плоскости. И потребители, и нефтяные компании меньше беспокоились об окончательном урегулировании вопроса о ценах, чем о срочной необходимости добиться какой-то стабильности политики ценообразования и поставок, в условиях которой мог бы происходить дальнейший рост торговли нефтью. С одной стороны, цена все еще не была достаточно важным фактором в издержках индустриальных стран, чтобы вызвать конфронтацию по этому вопросу, а нефтяные компании, пока они могли перекладывать любое повышение цен на плечи потребителей, не были в конечном счете настолько заинтересованы в этой проблеме лично, чтобы довести ее до предела, который грозил бы им самоуничтожением.  

За три десятка лет, если не больше, индустриальные страны Запада и развивающийся мир привыкли ко все увеличивавшемуся притоку импортной нефти, необходимой для развития экономики. Теперь же рынок покупателя внезапно стал рынком продавца, где  

Производители, испытав свою силу на рынке, теперь стали быстро принимать меры к тому, чтобы полностью взять в свои руки эффективный контроль над добычей нефти путем пересмотра соглашений об их участии в добыче, немедленной национализации и установления совершенно новых договорных условий. Обнажив однажды меч экономической войны, никто уже не мог быть твердо уверен в том, когда он будет пущен в ход снова. Взяв в свои руки контроль над ценами, страны-производители не могли уже с уверенностью сказать, как они используют свою власть в будущем, надолго ли сохранится их единство в ОПЕК, что они станут делать с огромными излишками средств, которые кое-кто из них получит в результате увеличения своих доходов, и как они рассортируют свои отношения с индустриальными странами Запада и, что еще сложнее, с остальными странами развивающегося мира.  

Оглядываясь назад, можно также отметить, что поразительно быстрый переход индустриальных стран после войны на использование нефти как главного источника энергии. неизбежно должен был создать большие трудности для всей системы из-за разрыва между ценами на нефть и ценами на другие виды энергии. Хотя вполне можно было утверждать, как это кое-кто и делал, что цена на нефть была все еще слишком высока для потребителя по сравнению с ее себестоимостью, действительно важным моментом было ее соотношение со стоимостью других видов топлива. Если бы запасы нефти были неисчерпаемыми, а ее географическое распределение безграничным (а фактически это не так), то неизбежно должно было наступить время, когда источники снабжения нефти стали бы истощаться, а цена на углеводороды подскочила бы в тот или иной момент до уровня стоимости заменяющих видов топлива. В этом смысле арабские страны-производители лишь приблизили такой момент акциями, предпринятыми ими в 1973 г. Они не создали этого положения искусственно, без всякого основания.  

Высокий износ оборудования, отсутствие инвестиций для их воспроизводства, тяжелое финансовое положение предприятий и сокращение платежеспособного спроса на внутреннем рынке привели к спаду объемов производства лесопродукции. Сокращение объемов производства на предприятиях - потребителях лесопродукции (более чем на 40%) вызвано также несоответствием номенклатуры производства структуре спроса, формируемого в возрастающей степени стандартами качества продукции индустриальных стран под воздействием демонстрационного эффекта.  

Курс на включение России в международное экономическое сотрудничество должен использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов , а для радикальной структурной перестройки российской экономики, ибо одной из наиболее острых проблем нашей промышленности выступает необходимость обновления основного капитала . В условиях почти полного износа производственных фондов не только усиливаются тенденции превращения российской экономики в придаток индустриальных стран, но и возрастает риск экологической катастрофы. Отсюда госрегулирование промышленности должно максимально способствовать всем формам обновления капитала (налоговые льготы на инвестиции, либерализация тарифов на ввоз оборудования). Это позволит предприятиям сконцентрировать определенные финансовые ресурсы для технологической модернизации и реконструкции производства.  

НИС - Новые индустриальные страны  

В-трстьих, японские изделия отличаются высоким качеством исполнения и отделки, которое отвечает самым взыскательным требованиям японских потребителей. Работать на японский рынок нелегко для фирм развитых стран и практически невозможно для предприятий новых индустриальных стран.  

Третью группу составляют уже освоенные промышленные технологии, а также те новые технологии , которые начинают широко входить в производство. К ним относится производство черных металлов, автомобилей, видеомагнитофонов, персональных компьютеров . Здесь возможно сотрудничество в разработке изделий, а также чисто производственная кооперация . Как уже говорилось в главе I, в индустриальных странах все виды этих технологий (сверхбольшие интегральные схемы, средства волоконно-оптической связи, думающие роботы, аморфные материалы, высокофункциональные полимеры и т. д.) явля-  

Комбинат Пхохан - современное предприятие с годовой мощностью 8,5 млн. т. Он построен и-пущен при техническом сотрудничестве Синниппон сэйтэцу и других японских металлургических компаний. Это яркий пример эффекта бумеранга. Но и в других отраслях, таких, как текстильная промышленность и производство бытовых электроприборов, можно найти много примеров того, как изделия, выпущенные в новых индустриальных странах Азии с помощью японской технологии, находят хороший сбыт на внутренпем рынке Японии.  

Это результат тех различий в путях исторического развития, о которых говорилось в главе VI. Япония начала проводить политику индустриализации вскоре после переворота Мэйдзп, лишь ненамного отстав от Западной Европы и США, и накопила колоссальный технический опыт. Он несравним с опытом новых индустриальных Стран , идущих по этому пути всего 15-20 лет.  

Ведь, согласно новейшим расчетам экспертов Организации экономического сотрудничества и. развития (ОЭСР), куда входят все индустриальные страны капитала, для надлежащего роста их топливного хозяйства необходимо в течение 1976-1985 гг. вложить в эту отрасль 1,2-1,6 триллиона долл.1 - сумму, примерно равную валовому национальному продукту Японии, ФРГ и Франции, вместе взятых, а чтобы эта колоссальная сумма не оказалась выброшенной на ветер, то есть могла окупиться и принести прибыль, необходимо поддерживать оптовые цены основного вида топлива - нефти - на уровне не ниже 80-90 долл. за тонну. Кстати, когда страны ОПЕК повысили с 1 января 1974 г. цены своей нефти до 86 долл. за тонну, они назвали как одни из главных аргументов в пользу этого именно необходимость сделать рентабельной разработку немалых запасов топлива в западных странах - и тем самым предотвратить угрозу быстрого истощения нефтяных ресурсов в странах ОПЕК- Сторонниками новых и еще более  

Смотреть страницы где упоминается термин Индустриальные страны

:                   Микроэкономика глобальный подход (1996) -- [

Индустриальные страны оказали на мировую экономику более чем ощутимое влияние. Они двигали прогресс и меняли статус конкретных регионов. Поэтому история и особенности этих государств заслуживают внимания.

Что стоит понимать под индустриализацией

Когда используется данный термин, речь идет об экономическом процессе, суть которого сводится к переходу от аграрно-ремесленного к большому машинному производству. Именно этот факт и является ключевым признаком, по которому определяются индустриальные страны мира.

Стоит отметить и следующую особенность: как только машинное производство начинает преобладать в государстве, развитие экономики переходит в экстенсивный режим. Переход конкретной страны в категорию индустриальных обусловлен воздействием такого фактора, как развитие новых технологий и естественных наук в промышленности. Особенно активными такие перемены являются в сфере производства энергии и металлургии.

Фактически любая индустриальная страна является продуктом грамотного проведения реформ в сфере законодательства и политики. При этом, разумеется, не обходится без формирования значительной сырьевой базы и привлечения большого количества дешевой рабочей силы.

Следствием подобных процессов является тот факт, что над первичным (сельское хозяйство, добыча ресурсов) начинает преобладать вторичный (сектор переработки сырья). Индустриализация способствует динамичному развитию научных дисциплин и последующему внедрению их в производственный сегмент. Это, в свою очередь, позволяет ощутимо повысить доходы населения.

Первая индустриальная страна

Если посмотреть на исторические данные, то можно сделать очевидный вывод: на передовой индустриального движения были именно США. В конце 19 - начале 20 века здесь была создана большая база для динамичного индустриального роста, которому способствовал ощутимый приток рабочей силы. Составляющими данной базы являлись значительные сырьевые ресурсы, отсутствие устаревшего оборудования и обеспечение абсолютной свободы для экономической деятельности.

Рассматривая историю развития нужно отметить, что ощутимые сдвиги в этой сфере произошли в начале ХХ века. Проявились они посредством роста темпов развития тяжелой промышленности. Этому факту способствовали и построенные железнодорожные трансконтинентальные линии.

Такая индустриальная страна, как США, интересна тем, что именно она стала первым государством в истории мирового экономического развития, на территории которого был зафиксирован следующий факт: удельный вес тяжелой промышленности превысил остальные показатели общей промышленной продукции. Другие страны смогли выйти на такой уровень значительно позже.

Еще одни изменения, которые неизбежно должна провести индустриальная страна,касаются политической и законодательной сферы. При этом неизбежной является необходимость наличия в достаточном количестве дешевой трудовой силы и сырьевых запасов.

Одна из ключевых целей производства в рамках индустриальной экономики - это выпуск как можно большего количества готовой продукции. Как результат, значительные объемы товара позволяют компаниям выходить на мировой рынок.

Изменение структуры тяжелой промышленности США

Учитывая, что Северная Америка - это территория, где пережила свое становление индустриальная страна, ставшей первой в таком формате экономики, стоит отметить следующую информацию: подобные изменения были достигнуты и посредством перемен в структуре тяжелой промышленности США.

Речь идет о воздействии научно-технического прогресса, который стал причиной появления и развития таких новых отраслей промышленности, как нефтяная, алюминиевая, электротехническая, резиновая, автомобильная и др. При этом производство автомобилей и переработка нефти оказали наиболее существенное влияние на развитие американской экономики.

Поскольку электрическое освещение быстро внедрялось в быт и производство, керосин стремительно терял свою актуальность. При этом спрос на нефть стабильно рос. Объясняется данный факт динамичным развитием автомобилестроения, что неизбежно вело к повышенному объему закупок бензина, для производства которого использовалась нефть.

Стоит отметить и тот факт, что именно внедрение автомобиля в жизнь граждан США оказало значительное влияние на структуру производства, позволив нефтеперерабатывающей промышленности стать доминирующей.

Изменения переживали и методики рациональной организации труда. На этот процесс ключевое влияние оказало развитие массового серийного производства. Речь идет прежде всего о поточном методе.

Именно благодаря этим факторам США начали определяться как индустриальная страна.

Другие представители индустриальной экономики

США, безусловно, стали первым государством, которое можно было причислить к индустриальным. Если рассматривать индустриальные страны 20 века, то удастся выделить две волны модернизации. Эти процессы можно назвать также органичным и догоняющим развитием.

К странам первого эшелона относятся США, Великобритания, Франция и другие небольшие европейские государства (скандинавские страны, Голландия, Бельгия). Развитие всех этих стран отличалось постепенным переходом к индустриальному типу производства. Сначала происходил за которым следовал переход к массовому и крупносерийному производству конвейерного типа.

Формированию таких процессов предшествовали определенные культурные и социально-экономические предпосылки:

Высокий уровень развития мануфактурного производства, которое подвергалось воздействию модернизации в первую очередь;

Зрелость товарно-денежных отношений, ведущая к зрелости внутреннего рынка и его способности поглощать значительные объемы промышленной продукции;

Ощутимый слой неимущих людей, не имеющих возможности зарабатывать другим способом, кроме предоставления своих услуг в качестве рабочей силы.

К последнему пункту можно отнести и тех предпринимателей, которые сумели накопить капитал и готовы были вложить его в актуальное производство.

Страны второго эшелона

Рассматривая индустриальные страны в начале 20 века, стоит выделить такие государства, как Австро-Венгрия, Япония, Россия, Италия и Германия. Их приобщение к индустриальному производству вследствие влияния некоторых факторов было несколько запоздавшим.

Несмотря на тот факт, что в направлении индустриализации двигалось много стран, развитие всех государств имело общие черты. Ключевой характеристикой при этом являлась значительное влияние правительства в период модернизации. Особую роль государства в данных процессах можно было объяснить следующими причинами.

1. Прежде всего, именно государство играло решающую роль в осуществлении реформ, целью которых было расширение товарно-денежных отношений, а также сокращение количества полунатуральных и натуральных хозяйств, отличавшихся низкой производительностью. Такая стратегия позволяла получить больше свободной рабочей силы для эффективного развития производства.

2. Чтобы понять, почему индустриальные страны всегда характеризовались значительной долей участия государства в процессе модернизации, стоит обратить внимание на такой фактор, как необходимость введения повышенных таможенных пошлин на ввоз импортной продукции. Такие меры могли быть произведены только на уровне законодательства. И благодаря подобной стратегии отечественные производители, которые стояли в начале своего развития, получали защиту и возможность быстро выйти на новый уровень товарооборота.

3. Третья причина, по которой активное участие государства в процессе модернизации было неизбежно, - это недостаток средств у предприятий для финансирования производства. Слабость отечественного капитала компенсировалась бюджетными средствами. Это выражалось в финансировании строительства фабрик, заводов и железных дорог. В некоторых случаях создавались даже смешанные банки и компании, с использованием государственного и порой иностранного капитала. Этот факт объясняет почему индустриальные страны, помимо вывоза продукции, были ориентированы на привлечение средств иностранных инвесторов. Особенно сильно повлияли такие инвестиции на процесс модернизации Японии, России и Австро-Венгрии.

Место индустриальных стран в современной экономике

Процесс модернизации не прекращал свое развитие. Благодаря этому успели сформироваться новые индустриальные страны. Списоких выглядит следующим образом:

  1. Сингапур,
  2. Южная Корея,
  3. Гонконг,
  4. Тайвань,
  5. Таиланд,
  6. Китай,
  7. Индонезия,
  8. Малайзия,
  9. Индия,
  10. Филиппины,
  11. Бруней,
  12. Вьетнам.

Первые четыре страны особенно выделяются на фоне остальных, по причине чего их называют На протяжении 80-х годов каждое из приведенных в списке выше государств показало свою способность обеспечить ежегодный рост экономики с отметкой выше 7%. Более того, они смогли добиться достаточно быстрого преодоления социально-экономической слаборазвитости и приблизиться к уровню стран, которые можно определить как развитые.

Критерии, по которым определяются индустриальные страны

ООН постоянно наблюдает за ситуацией в мире, уделяя особое внимание экономическому развитию различных регионов. У данной организации есть определенные критерии, при помощи которых они определяют новые индустриальные страны. Список их может пополнить только то государство, которое соответствует определенным стандартам в следующих категориях:

Объем экспорта промышленных изделий;

Размер на душу населения;

Удельный вес в ВВП (не должен быть менее 20%);

Объем инвестиций за пределами страны;

Среднегодовые темпы прироста ВВП.

По каждому из данных критериев и по всем суммарно индустриальные страны, список которых стабильно растет, должны значительно отличаться от других государств.

Особенности экономической модели НИС

Есть определенные причины как внутреннего, так и внешнего характера, которые оказали существенное влияние на экономическое развитие новых индустриальных стран.

Если говорить о внешних факторах экономического роста, характерных для всех стран, то прежде всего внимание стоит уделить следующему факту: независимо от того, какие индустриальные страны рассматриваются, их все будет объединять наличие интереса со стороны развитых промышленных государств. Причем речь идет как об экономических, так и политических интересах. В качестве примера можно привести явную заинтересованность, которую проявляет США по отношению к Южной Корее и Тайваню. Это объясняется тем, что данные регионы способствуют противостоянию коммунистическому режиму, который господствует в Восточной Азии.

В итоге Америка оказала этим двум государствам значительную военную и экономическую поддержку, которая создала своего рода импульс для динамичного развития данных государств. Вот почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, во многом ориентированы на иностранные инвестиции.

Что касается южноазиатских стран, то их прогресс обусловлен активной поддержкой со стороны Японии, в последние десятилетия открывавшей многочисленные филиалы корпораций, которые создавали новые рабочие места и поднимали уровень промышленности в целом.

Стоит отметить и тот факт, что в новых индустриальных странах, расположенных на территории Азии, большая часть предпринимательского капитала была направлена на сырьевые отрасли и обрабатывающую промышленность.

Что касается латиноамериканских стран, то в этом регионе вложение средств было ориентировано не только на обрабатывающую промышленность, но также и на сферу услуг, равно как и торговлю.

При этом нельзя не заметить факт глобальной экономической экспансии зарубежного частного капитала. Вот почему индустриальные страны помимо собственных ресурсов фактически в каждой экономической отрасли имеют определенный процент иностранного капитала.

Латиноамериканская модель НИС

В современной экономике выделяются две ключевые модели, посредством которых можно охарактеризовать структуру и принципы развития современных индустриальных стран. Речь идет о латиноамериканской и азиатской системе.

Первая модель ориентирована на импортозамещение, во второй акцент поставлен на экспорте. Другими словами, некоторые страны ориентированы на внутренний рынок, другие же получают основную часть капитала посредством экспорта.

Это один из ответов на вопрос, почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, активно ориентированы на замещение импорта. Все сводится к использованию конкретной модели. При этом стоит отметить, что стратегия насыщения внутреннего рынка национальным продуктом помогла многим государствам получить экономический прогресс. Для этого необходимо было провести диверсификацию хозяйственной структуры в стране. В итоге были сформированы важные производственные мощности, и значительно возрос уровень самообеспеченности во многих сферах.

Фактически в каждой стране, которая сделала акцент на развитии производства, позволяющего эффективно замещать импортные товары, со временем фиксируется серьезный кризис. В качестве причин подобного итога стоит определить потерю эффективности и гибкости экономической системы, которая обусловлена отсутствием иностранной конкуренции.

Таким странам трудно занять уверенную позицию на мировом рынке по причине отсутствия отраслей-локомотивов, выводящих сферу производства на новый уровень эффективности и актуальности.

В качестве примера можно привести страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика). Эти государства сумели диверсифицировать национальную экономику таким образом, чтобы выйти на значительное место в рамках мирового рынка. Но они все же не сумели догнать в своем уровне экономического прогресса ориентированные на экспорт.

Азиатский опыт

Экспортно-ориентированную модель, которая была реализована НИС Азии, можно определить как наиболее эффективную и достаточно гибкую. При этом стоит отметить факт параллельного импортозамещения, которое грамотно сочеталось с основной схемой экономического развития. Удивительно, но, как оказалось, две модели, имеющие разные акценты, могут совмещаться достаточно эффективно. При этом, в зависимости от конкретного периода, приоритет может отдаваться наиболее актуальной из них.

Но неизменным остается тот факт, что перед тем как государство перейдет к этапу динамичной экспортной экспансии, оно должно пройти импортозамещение и грамотно стабилизировать его процент в общей экономической модели.

Для азиатских НИС было характерно развитие трудоемких экспортно-ориентированных производств. Со временем акценты сместились на капиталоемкие высокотехнологичные отрасли. На данный момент главная цель таких стран в рамках действующей экономической стратегии - это выпуск продукции, которую можно охарактеризовать, как наукоемкую. В свою очередь, малорентабельные и трудоемкие производства отдаются новым индустриальным странам второй волны.

Таким образом, можно сделать вывод, что от экономической стратегии конкретной индустриальной страны зависит ее место на мировом рынке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: