В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- содержание понятия "экономико-географическое положение";
- основные виды географического положения и место в нем экономико-географического положения;
- историю формирования учения об экономико-географическом положении;
- основные подходы к оценке экономико- и политико-географического положения;
уметь
- давать характеристику экономико-географического положения отдельных стран, регионов и населенных пунктов;
- строить графы железных дорог крупных экономических районов для оценки выгодности экономико-географического положения;
- характеризовать макро-, мезо- и микроположение административных центров
региона – субъекта Российской Федерации;
Применять исторический подход к анализу экономико-географического положения различных объектов;
владеть
- навыками определения "топологического расстояния";
- приемами изучения изменения экономико-географического положения во времени;
- способами количественной оценки экономико-географического положения;
- методикой оценки различных видов экономико-географического положения.
Географическое положение и экономико-географическое положение
Понятие "географическое положение" является ключевым для всей системы географических наук. Собственно, география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейшим элементом географического исследования является установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемых именно их местоположением.
Положение на земной поверхности, определяемое в системе географических координат (градусах широты и долготы), дающее наиболее точный адрес объекта, – это математико-географическое положение.
Положение одних природных объектов относительно других, оказывающих на них существенное влияние, называют физико-географическим положением. Таково, например, положение по отношению к господствующим направлениям ветра островов – наветренных и подветренных.
Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающее морс, судоходная река, месторождение полезного ископаемого, лесной массив, ареал природно-очаговых заболеваний), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных и межблоковых отношений вызывает необходимость применения категории "политико-географическое (геополитическое) положение" (ПГП).
Понятия "географическое положение", "политико-географическое положение" использовались в XIX в. Их значения анализировались в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов – d). Ратцелем. Категория ЭГП была предложена в СССР на рубеже 20–30-х гг. XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Η. Н. Баранским, И. М. Маергойзом и рядом других авторов. Но без оформления специальным термином она применялась и раньше. Так, в книге Η. П. Огановского "Популярные очерки экономической географии СССР" (1926) читаем: "Географическим положением называется близость данной страны к морям и океанам, но которым проходят мировые торговые пути, а также к странам, торговые сношения с которыми представляют большую выгоду". Это определение характеризует только частный случай ЭГП – и с точки зрения объекта (страны в целом), и исключительно с точки зрения удобства межгосударственных экономических связей.
Н. Н. Баранский обращал внимание на то, что ЭГП – это "отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, – все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории..." Он писал: "Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (или района, города, вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным)".
Η. Η. Баранский считал, что ЭГП имеет крупнейшее методологическое значение: "Место, занимаемое любым ареалом, – будет ли то страна, район, город и т.д. – в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением". И еще одно важное положение Η. Н. Баранского заключается в том, что ЭГП, как и прочие моменты экономико-географического порядка, должно рассматриваться в плане историческом. Иначе говоря, экономико-географическое положение, в отличие от положения математического и положения физико-географического, есть категория историческая, и она должна быть каждый раз определена в координатах времени. Это значит, что здесь надо рассуждать с точки зрения определенной эпохи, определенных исторических условий.
Непреходящее значение имеют глубокие разработки положений теории ЭГП в трудах И. М. Маергойза (в основном первая половина 1970-х гг.). Он писал: "Экономико-географическое положение – сложная, генетически взаимосвязанная совокупность территориальных отношений, важных ныне или могущих стать важными для экономического развития объекта и для формирования таких объектов, как страны и районы, для их территориальных структур... ЭГП с самого начала понимается как система территориально-временных отношений, причем весьма динамичных (что затрудняет ее изучение)... Отсюда возрастающая динамичность ЭГП – самостоятельного понятия, хотя тесно связанного с культурно- географическим, политико-географическим, а также и с военно-географическим положением".
"В современном ЭГП заложены многие черты будущего, подобно тому, как во “вчерашнем” положении мы находим причины того, почему таким стал наш объект сегодня, – считал И. М. Маергойз. – Поэтому изучить сегодняшнее положение объекта – значит в известной мере определить, каким может стать объект завтра, т.е. найти одну из составляющих прогноза его развития под влиянием внешних сил".
В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение – абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечные, и линейные объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:
- точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт- Петербурга;
- точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
- точка относительно ареала – столица в государстве;
- линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
- линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
- ареал относительно другого ареала: республики Мордовия и Чувашия.
Возможны и такие варианты положения:
- точка на линии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва – Санкт-Петербург, Новгород – вне ее;
- точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар – вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест – на французском побережье Атлантического океана;
- линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной;
- линия находится в пределах ареала полностью (как река Яна) или частично (река Лена) в Якутии или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка – Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны);
- ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).
Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, юго-востоку).
Для определения положения точки, линии, меньшего ареала в составе более крупного используют следующие термины: "центральное ", "глубинное", "периферийное", "окраинное ", "пограничное положение". Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в пей г. Риу Гранди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо-востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) – глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение – Украина, Крайна в бывшей Югославии.
Для количественного измерения ЭГП объектов существует несколько способов: измеряются расстояния от объекта до других, влияющих или потенциально могущих оказать влияние на него.
Простейший способ – измерение "воздушного" (геодезического) расстояния на местности или на карте соответствующего масштаба (чтобы избежать искажений) по прямой. Но в большинстве случаев расстояние между объектами преодолевается по трассам путей сообщения, отклоняющимся от прямой, т.е. измерению подлежат реальные расстояния (протяженность отрезка железнодорожной линии или участка судоходной реки). В том и другом случае расстояние измеряется в километрах. Иногда (в том числе и в быту) расстояние измеряется во времени (в часах, минутах), необходимом для преодоления расстояния до объекта по имеющимся путям сообщения. Особенно часто такой способ используется для определения положения в зоне доступности (получасовой, часовой, двухчасовой), допустим, центра городской агломерации по железной дороге. Здесь имеют значение скорость движения (электропоездов) и интервалы движения между ними. Считается, что реальное время поездки (исключая необходимое для подхода к станции) складывается из времени поездки и половины продолжительности интервала между поездками (это время ожидания). Если разные пункты обслуживаются линиями, по которым поезда движутся с разной скоростью, то расположенный ближе к центру пункт (по расстоянию в километрах) может оказаться на большем временно́м отдалении. И даже находящиеся на одной линии пункты, если в них останавливаются не все поезда (т.е. удлиняются интервалы), как бы удаляются от центра.
Как известно, "время – деньги", поэтому временно́е измерение часто трактуется как экономическое расстояние. Точнее оно измеряется тарифной стоимостью провоза груза или поездки пассажира.
Своеобразен способ определения "топологического расстояния" без точного выражения в метрах или минутах. Пример такого отсчета – оценка расстояния до объекта числом кварталов, остановок общественного транспорта. Положение объектов, например станций метрополитена, отдельных городов в системах городского расселения, изображают в этом случае с помощью чертежа или графа. Объекты – города, станции – обозначаются точками – это вершины графа. Их соединяют "ребра", упрощенно показывающие наличие связей между вершинами. Взаиморасположение вершин на чертеже приближено к реальному. Расстояние между вершинами измеряется числом ребер – по кратчайшему варианту. Например, расстояние от Москвы – центра графа железнодорожной сети Европейской России – до вершин областных центров равно одному ребру до Владимира, Ярославля, Твери, а до Вологды, Нижнего Новгорода – двум: легко убедиться по карте, что при равном топологическом расстоянии до Владимира и Ярославля разное число километров.
С помощью графа можно определить количественно центральность, выгодность положения, например в системе городов – административных центров Западной Сибири (расположенных на железной дороге). Расстояние измеряется суммой чисел Кенига (т.е. числом ребер) от одного центра до всех остальных. Результаты заносятся в матрицу (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Матрица топологических расстояний
Чем меньше сумма чисел Кенига, тем нейтральнее, выгоднее положение пункта в системе. В нашем случае лучшее положение у Новосибирска, худшее – у Тюмени (рис. 6.1). Особые преимущества дает транзитное положение на линиях, по которым осуществляются связи крупных экономических объектов (центров и ареалов). В местах пересечения транзитных линий создаются хорошие условия для развития производства даже там, где нет местных ресурсов. Очень выгодно положение на пересечении крупных судоходных рек и железнодорожных магистралей (Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, города Поволжья), при впадении больших судоходных рек в моря, по которым проходят международные трассы (Архангельск), при сочетаниях разных транзитных путей сообщения (Санкт-Петербург, Ярославль и др.).
Рис. 6.1.
Большого внимания заслуживает "соседское " положение. Здесь различают соседей первого (непосредственных), второго (соседей соседей) и последующего порядка. Так, у Ленинградской области в пределах Российской Федерации, не считая Санкт-Петербурга, четыре соседа первого порядка (Карелия, Вологодская, Новгородская и Псковская области) и семь – второго (Мурманская, Архангельская, Кировская, Костромская, Ярославская, Тверская, Смоленская области). Чем больше соседей и чем больше число транспортных выходов на их территории, тем выгоднее положение. Конечно, имеют значение уровень экономического развития и специализация соседних районов. Можно опираться на развитых соседей, кооперируя усилия с ними, но в условиях конкуренции они могут и подавлять развитие тех или иных отраслей у более слабого соседа, который превращается в аграрно-сырьевой придаток, в поставщика трудовых ресурсов, в рынок сбыта.
Является одним из факторов ее развития и отражается на многих сторонах ее деятельности, в 1 очередь хозяйственную. Эту зависимость можно проследить на 3 уровнях: макро-, микро- мезоположении.
1. Макроположение России — по отношению к окружающему миру в целом. Самое большое государство. Его площадь равна 17.075 млн. кв км. С распадом СССР более выразилась северность страны. 2/3 территории страны составляют зоны севера, при чем в европейской части приходится 1/3 на зону севера, в азиатской части- 2/3, — 0,9 на зону севера. Для хозяйственной деятельности (зона севера очень богата ) выражается в очень большом удорожании всего – жизни, продукции производимой в экстремальных условиях, строительства. По отношению к северным районам в государстве практикуется протекционизм. Это касается региональной политики – индивидуальное налогообложение (его нет, или оттягивается во времени),субсидии на развитие, поддержание социально- бытовой и благополучие – медицина, образование, питание и др., сохранение среды обитания коренных народов. В прошлом десятилетии развитие севера опиралось на большой приток рабочей силы созданием крупных поселений. Сегодня на российском севере проживает приблизительно 12 млн. человек. Это приблизительно 8% , тогда как на приблизительно равном по площади зарубежном севере и Европы и Америки проживает всего 2,5 млн. Каждый из регионов российского севера имеет фронтальный выход к морям, к океаническому шельфу, к мировым морским коммуникациям.
Морские границы России имеют большую значимость в виду их протяженности – 2/3. Ширина =24 км. На эти воды, воздушное пространство, поверхность и недра океана распространяется суверенитет, т. е. иностранным судам разрешен мирный проход и устанавливаются экономические зоны, где государство осуществляет разведку, разработку, охрану природных ресурсов. Такое же право имеет и на континентальном шельфе. В нынешних границах, по сравнению с границами СССР, выход к морю значительно сузился, особенно на южных и западных, где от России отошел ряд портов. Порты Прибалтики – 13% грузооборота морского флота, по этим показателям многие порты не уступают Лондону, на приходится большая часть внешнеторговых перевозок морем. На одну Одессу более 30%. Оставшиеся порты у РФ не являются крупными, поэтому решается проблема создания компенсирующих портов и Дальнем Востоке – Приморский край. Для перевозок угля, леса, контейнеров с декабря 2001 года заработал порт Усть- , который через автомобильно-транзитный конвейер связывает Россию с Калининградской областью и . В Приморске заработал порт специализирующийся на перевозке нефтепродуктов. В то время когда порты были отделены и суда, которые были в портах объявили своими. Был потерян флот. Все это сказалось на изменении экономико-географическом положении. Современное мезоположение все таки по прежнему остается уникальным в виду положения России между 3 ведущими центрами современного — , . Между ними представляет собой своеобразный евразийский мост и по мнению отечественных создались предпосылки для формирования конкуренции между их капиталами. Об этом преимуществе впервые написал в своих трудах в 1915 г. Семенов-Тяньшанский. Работа его называется «О могущественном территориальном владении применительно к России».
Значимые проекты России . В настоящее время работает конвейерный мост Гамбург — — Москва, грузопассажирская паромная линия Санкт-Петербург – , строительство автострады Германия – – Калининград, в стадии обсуждения — проект сооружения скоростной дороги Берлин – – – Москва (300 км/ч), которая будет соединена с сетью таких же дорог Европы. Также создается транспортный коридор между Россией и и . Укрепляются уже существующие коммуникации через Россию. Транссиб закладывался и используется как самый короткий путь между юго-восточной и Европой как контейнерный путь. За эксплуатацию наших путей иностранные компании будут платить. По этому пути груз из Бангкока достигнет через 20 дней. А через – – Суэцкий канал – доходит через 2-2,5 месяца. С Японской стороны выдвигается предложение о соединении Транссиба с 20 км пролетами. Следующий проект – применение опыта сооружения тоннеля под и достройка Северо — Сибирской магистрали будут применены к сооружению тоннеля под проливом для соединения Транссиба с железнодорожной сетью США и .
Воздушные пути России . Россия собирается задействовать 22 коридора сообщений. За эксплуатацию наших аэропортов, за проход через наше воздушное пространство иностранные компании будут платить около 500 млн. долларов. Особое место в организации воздушного коридора отводится северному воздушному коридору, где главный узел – . При этом отечественная авиапромышленность и другие, связанные с ней предприятия получат устойчивые заказы и новые высокооплачиваемые места, потому что в наших условиях могут хорошо себя чувствовать ИЛ-76. Расширится сеть метеорологических станций. Будет использоваться для международного судоходства северный морской путь. Он в 2раза короче, в 1,5 раза дешевле по отношению к Южному. Дополнительный доход: метеосводки, эксплуатация ледоколов, всех портов северного побережья. За проход торгового порта Россия может получить не менее 100 тыс. долларов. В этом проекте заинтересованы страны , США, Япония. Препятствием является радиоактивность , а также нужно еще помнить, что 3 года назад вошла в ЕС – есть тесная граница с ЕС.
2. Мезоположение России – положение отдельных регионов по отношению к территории России. Раньше было 11 экономических районов РФ, раньше республика была отдельным районом. Раньше только 6 имели выход к границе, сегодня 10(Волго-Вятский не имеет). Из 76 республик, краев, областей приграничными были 20, сегодня – 44. Исходя из этого ряд проблем хозяйствования в регионе – проблема в структуре товарооборота, проблемы, касающиеся внешней составляющей, т.е. ориентация на пограничные контакты. Положение изменилось, в результате возникают внутри регионов потоки, формируются новые направления в миграционных потоках, прежде всего в русскоязычных. Промежуточные осели в , большой процент остался в Ставропольском, Краснодарском краях. Большинство миграционных потоков – люди в поисках работы ( , китайцы, азербайджанцы), с юга и востока, с горячих точек. Одновременно шла передислокация военнослужащих к приграничным зонам. Изменилось и рыночное мезоположение регионов, т.е. по отношению к торговым партнерам, к рынкам сбыта товаров, услуг, по отношению к магистральным торговым путям, по отношению к центрам индустрии, по отношению к центрам инноваций – развитие наукоемкой технологии, образование хорошее, специальности не дублирующие другие ВУЗы, к центрам информации. Выделяют 2 основные группы районов с географическим положением: положение благоприятствующее предпринимательской деятельности и районы с препятствием предпринимательской. К первым относятся: те, которые располагаются в зоне влияния главных транспортных узлов федерального значения, которые обеспечивают устойчивую связь – Москва и Московская обл., Пермская, Свердловская области; приморские районы с развитой портовой инфраструктурой – Приморский край, Калининградская обл.; регионы, примыкающие к западным и расположенные на транзитных путях в Европу – , Мурманская обл. Ко второй группе относятся районы которые находятся в глубине – Волго-Вятский район, Восточная и ; периферийные территории со слабым выходом к общероссийской системе коммуникаций — , республика Коми, Магаданская обл.
3. Микроположение России – положение по отношению к пограничным соседям. На юго-востоке участка границы (Северная Карелия, ) замыслились начинания под эгидой о создании международной зоны свободной торговли по типу современного , будет называться Восточный Роттердам. Будет с крупным портовым комплексом, мощной инфраструктурой, есть заинтересованные инвесторы. Правительство России занимает участие с июня 1995 года. В этом плане не плохая перспектива для Калининградской области (зона – Янтарь).
что такое ЭГП (география) и как это описывать? и получил лучший ответ
Ответ от Ксения Пантелеева[гуру]
Экономико-географическое положение (ЭГП) - положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам.
например:
Экономико-географическое положение (ЭГП) Японии определяется, прежде всего, тем, что острова, на которых расположена страна, находятся на стыке материка Евразия и Тихого океана. Островное положение в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) открывает большие возможности страны в международном разделении труда.
5) Политико-географическое положение Японии, его изменение во времени. Сменялись века и правители, прерывались и вновь
активизировались торговые отношения с другими государствами мира. С конца XII века до 1867 года феодальным государством, существовавшим на островах Японии, правили сёгуны. Феодальные правители ввели запрет почти на все контакты с иностранцами, опасаясь их экспансии и распространение христианства. «Закрытие» Японии предотвратило колонизацию страны. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до XX века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Жестокая изоляция сильно повлияла на экономическое развитие страны. В то время, когда вся Европа семимильными шагами двигалась навстречу научно-техническому прогрессу, Япония по-прежнему находилась на аграрной стадии развития. В XX веке Япония была участницей трёх крупных войн (Русско-японской, 1-й и 2-й мировых) Во второй мировой войне выступала союзником фашистской Германии и Италии. В 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей, Советскому союзу в качестве военного трофея перешли все Курилы. Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией и предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Шикотан, Хабомаи. Почти через 50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остаётся крайне тяжёлой, острова так и остались не обустроенными. Исходя из принципов справедливости, надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить мир с Японией, поставив точку во второй мировой войне
Ответ от Oleg 9032614491
[новичек]
изи просто ЭГП- Экономико-географическое положение
Ответ от Киселёв Илья
[гуру]
Экономико-географическое положение
Описываешь где находится страна, как далеко от моря, с кем граничит, какой климат, часовые пояса и все все все все какая столица у страны, все про экономику ну короче полное описание!
Ответ от Пользователь удален
[эксперт]
ЭГП это экономо-географическое положение. Используют для описания района. Нужно указывать какие месторождения находиться вблизи, какие районы находятся вблизи, транспортные, морские, речные пути и общий вывод благоприятная или неблагоприятная экономика для района
Экономико-географическое положение России – это отношение какого-либо места, района или города к внешней среде, имеющей то или иное экономическое значение. Компоненты экономико-географического положения – транспортно-географическое, промышленно-географическое, агропромышленное, рыночное и т.д. Транспортно-географическое положение страны, то есть положение относительно важнейших международных транспортных путей, в Российской империи и СССР характеризовались тем, что имелось четыре достаточно обширных выхода в Мировой океан: Балтийский, сформировавшийся в основном в XVIII в., Черноморский (со второй половины XVIII в.), Северный (в европейской части в XVI в., в азиатской – в XVIII-XX вв.), Тихоокеанский (XVIII-XX вв.). После распада СССР транспортно-географическое положение России, как и ее экономико-географическое положение в целом, существенно ухудшились. Был резко ограничен выход в океан со стороны Балтийского и Черного морей, европейская часть страны на 250-1250 км отдалилась на восток от развитых стран. Россия фактически вернулась к границам XVII – начала XVIII в.
Геополитическое положение России – оценка места страны на политической карте мира – также существенно изменилось. В геополитическом положении России в 90-е годы ХХ в. Произошли следующие изменения:
1. По периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три государства Балтии.
2. По отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье.
3. Образовались частично «прозрачные» границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках СССР, прибавилось еще 25.
4. Было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы.
5. Блок НАТО расширился на восток, к границам России.
6. Образовался анклав – Калининградская область.
Виды, уровни и составные части ЭГП
Главные компоненты ЭГП:
Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами ЭГП являются:
1)транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети;
2)промышленно-географическое - положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;
3)агрогеографическое – положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции;
4)рыночное (или сбыто-географическое) – положение относительно рынков сбыта продукции;
5)демографическое (или демогеографическое) – положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров;
6)рекреационно- географическое – положение относительно мест отдыха и туризма.
Виды уровней:
Географическое положение страны является одним из факторов ее развития и отражается на многих сторонах ее деятельности, в 1 очередь хозяйственную. Эту зависимость можно проследить на 3 уровнях: макро-, микро- , мезоположении.
Макроположение - положение по отношению к окружающему миру в целом.
Мезоположение – положение отдельных регионов по отношению к территории России.
Микроположение-положение относительно мест отдыха и туризма.
История административно-территориального деления России
Российская империя
Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российской империи была разделена на 8 губерний: Московскую,Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. После первой петровской реформы губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. В 1710-1713 годах они были разделены на доли (административно-фискальные единицы), которые управлялись ландратами.
Указом от 29 мая 1719 года доли были упразднены, губернии были разделены на провинции, а провинции - на дистрикты. Было учреждено 47 провинций.
В 1727 году были ликвидированы дистрикты, а сами губернии стали делиться не только на провинции, но и на уезды, были выделено 7 новых губерний. Из состава Киевской губернии была выделена Белгородская губерния, в состав которой были включены провинции Белгородская, Орловская, Севская, а также часть Украинской линии и 5 полков слободских казаков Киевской губернии (возможно, губерния имела другие название и центр). Из Петербургской губернии в 1727 году была выделена Новгородская губерния в составе 5 провинций (Новгородская, Псковская, Великолуцкая, Тверская, Белозерская). При этом часть Ярославской и Углицкая провинции Петербургской губернии отошли к Московской губернии, а Нарвская провинция отошла к Эстляндии. Сама Петербургская губерния значительно уменьшилась и состояла теперь только из 2 провинций (Петербургская, Выборгская). Вятская и Соликамская провинции Сибирской губернии были переданы в состав Казанской (Уфимская провинция в 1728 году была передана в состав Сибирской губернии), а Олонецкие земли были приписаны к Новгородской губернии.
В 1744 году были образованы две новые губернии - Выборгская и Оренбургская - общее количество губерний достигло 16, при этом прибалтийские губернии вместо провинций и уездов делились на дистрикты.
К 1766 году количество губерний увеличилось до 20, а к 1775 - до 23.
7 ноября 1775 года Екатерина II подписала указ, в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний внутри них были выделены области) и изменена нарезка уездов. Позже были учреждены наместничества. Екатерининская реформа была завершена в 1785 году, и в её результате территория Российской империи стала делиться на 38 наместничеств, 3 губернии (Петербургскую, Московскую и Псковскую) и 1 область на правах наместничества (Таврическую). К концу царствования Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область.
По состоянию на 1847 год в Российской империи насчитывалось 55 губерний и 3 области.
С 1865 года часть губерний превратились в «земские» - в них был введён институт местного управления (земства).
По состоянию на 1914 год в административно-территориальном отношении Россия делилась на губернии и области, некоторые из которых входили в генерал-губернаторства. Существовало также одно наместничество - Кавказское, в состав которого также входили губернии и области. Губернии и области делились на уезды и округа, последние - на волости. В состав губерний входили также города: губернские, уездные, безуездные. Города Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Керчь, Севастополь, Николаев, Ростов-на-Дону имели особый статус градоначальств. Большая часть губерний и областей не входила в состав генерал-губернаторств. Не входили в состав генерал-губернаторств также три области - Тургайская область (г. Кустанай), Уральская область (г. Уральск), область Войска Донского (г. Новочеркасск).
Современное административно-территориальное деление Российской Федерации
После распада СССР бывшие автономии, области и края, входившие в состав РСФСР, стали называться субъектами Федерации, сама РСФСР получила названиеРоссийская Федерация - Россия, а бывшие АССР приобрели собственные национальные названия. Современный вид административно-территориальное деление России получило в 1993 году с принятием новой Конституции, а также после укрупнения ряда субъектов федерации во второй половине 2000-х годов (фактически - упразднения 6 из 10 автономных округов).
По состоянию на 2008 административно-территориальное устройство России включало:
§ 21 республику;
46 областей;
2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
1 автономная область (Еврейская);
4 автономных округа- субъектов Федерации;
1866 районов;
1095 городов;
329 городских районов;
1348 посёлков городского типа;
22944 сельских администраций;
154049 сельских населенных пунктов.
В мае 2000 в России образовано семь федеральных округов. В январе 2010 года был образован СКФО и теперь их восемь:
Центральный округ - Москва;
Северо-Западный округ - Санкт-Петербург;
Приволжский округ - Нижний Новгород;
Южный округ - Ростов-на-Дону;
Северо-Кавказский округ - Пятигорск;
§ Уральский округ - Екатеринбург;
§ Сибирский округ - Новосибирск;
§ Дальневосточный округ - Хабаровск.
Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти.
К вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП - положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.
Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам
- транспортно-географическое
- промышленно-географическое
- агрогеографическое
- рыночное
- демографическое
- рекреационно-географическое
Выделяют следующие типы ЭГП:
- центральное;
- периферийное;
- пограничное;
- транзитное;
- приморское;
- глубинное.
План характеристики ЭГП страны (региона)
В школьном курсе географии описание ЭГП обычно идёт по плану следующего типа:
- Положение по отношению к соседним странам.
- Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
- Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
- Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
- Изменение ЭГП во времени.
- Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Экономико-географическое положение" в других словарях:
Положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разработки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия
Положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь
Большой Энциклопедический словарь
Положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь
Положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… … Большая советская энциклопедия
Положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия
Чили. Экономико-географический очерк - Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия