Определение централизованной экономики. Мировая экономика

PAGE_BREAK--Рисунок 1.1. Общие моменты любой экономической системы

Человеческое общество в своём развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы - рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - централизованная и традиционная. И все же обобщенно можно выделить два основных способа организации производства и соответственно два типа экономических систем: централизованную и рыночную. Остановимся на этих типах экономических систем и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.
§ 1.2 Централизованная экономическая система
Суть данной системы – в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой1. Характеризуя ее выделим следующие главные черты (рис. 1.2).

Основные черты

Q Господство государственной собственности

Q Диктатура государственного плана в экономике

Q Административные методы управления экономикой

Q Финансовая диктатура государства

Основные плюсы

V Более стабильная экономика

V Больше уверенности людей в будущем

V Меньше неравенства в обществе

V Гарантия минимального жизнеобеспечения всем

V Нет проблемы трудоустройства

V Удобный для многих государственный патернализм

Основные минусы

Ø Неудовлетворительная работа госсобственности

Ø Нет стимулов к усердному труду

Ø Безынициативность и безответственность работников

Ø Неэффективность экономики и всеобщие дефициты

Ø Диктат производителей над потребителями

Ø Низкий уровень жизни людей
Рисунок 1.2. Характеристика централизованной экономики

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно «накормить народ».

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной «распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах1.
§ 1.3 Рыночная экономика и ее преимущества
Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу товаров2. Такой естественный взаимообмен «дает людям то, чего они хотят, - подчеркивает Фридмен, - а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы». Важнейшие черты свободной экономики можно свести к следующим шести пунктам (рис. 1.3).

Так, социально-экономическую основу рыночного хозяйства составляет частная собственность на землю и другие средства производства. Именно на ее базе главными действующими лицами в экономики являются индивидуальные, партнерские, акционерные и смешанные предприятия.

Та же частная собственность служит материальной основой свободного предпринимательства, при котором каждый человек может заняться любой законной предпринимательской деятельностью, сам решает, что, как, и для кого и сколько производить, и сам «кует свое счастье». Вместе с тем каждый предприниматель не только свободен, но и лично материально ответственен за результаты своей хозяйственной деятельности: нет сбыта продукции – терпит убытки, а то разоряется; причинен ущерб партнерам, потребителям, обществу или природной среде – платит штрафы, неустойки, компенсации.

Вспомним, к примеру, недавние многомиллионные выплаты американских табачных компаний жертвам курения. Фирмы поплатились за то, что недостаточно предупреждали потребителей о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятности поражения курильщиков такими заболеваниями, как рак легких, желудка, закупорка сосудов ног, гангрена и пр.

Главные черты

Ø Основа экономики – частная собственность на ресурсы

Ø Свобода и материальная ответственность предпринимателей

Ø Свобода выбора экономических партнеров

Ø Личная выгода участников экономических связей

Ø Саморегулирование экономики рыночными факторами

Ø Минимум вмешательства государства в экономику

Основные достоинства

Q Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность

Q Отторгает неэффективное и ненужное производство

Q Справедливо распределяет доходы по результатам труда

Q Дает больше прав и возможностей потребителям

Q Не требует большого аппарата управления

Основные недостатки

¨ Усиливает неравенство в общество

¨ Вызывает большую нестабильность в экономике

¨ Не заботится о необходимых обществу, но бесприбыльных благах

¨ Безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе
продолжение
--PAGE_BREAK--Рисунок 1.3. Характеристика рыночной экономики

Свобода выбора потребителями, предпринимателями и наемными работниками своих экономических партнеров и покупаемых товаров и услуг. Причем благодаря большому разнообразию продуктов решающее слово принадлежит потребителю. Именно его вольный выбор в конечном счете определяет, что и сколько должна производить экономика. По образному выражению Фридмена «каждый может проголосовать за цвет своего галстука»: достаточно вынуть кошелек и оплатить понравившуюся покупку.

Личная выгода каждого из участников экономических отношений. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, изобретательности, активности. К тому же, преследуя личную выгоду, человек зачастую невольно «работает» на интересы других. Так, производители в погоне за прибылью лучше удовлетворяют запросы потребителей. От стремления рабочих к высокой зарплате выигрывают и фабриканты: растет производительность труда.

Саморегулирование экономики под воздействием рыночных факторов: свободно складывающихся цен, свободной игры спроса и предложения, конкуренции. Этот механизм – чуткая «нервная система» самонастраивающейся экономики. Потому то и «нет ничего выше и умнее рынка», как любят повторять на Уолл-стрит.

И в самом деле, если, скажем, спрос на товар повысится, то его цена возрастет. Это сделает производство товара более выгодным, и его изготовители увеличат выпуск. И тот же рынок непременно накажет за неоправданное вмешательство в его регулировочный механизм. К примеру, если государство, заботясь о бедняках, в приказном порядке занизит цену на какой-то товар, последний тут же исчезнет с прилавков и его продажу придется нормировать.

Минимум дирижизма, то есть контроля и управления экономикой со стороны государства. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помех для рыночной саморегулировки, меньше госсектор с его весьма вероятной убыточностью, меньше бюрократизма и злоупотреблений чиновников, коррупции и увиливания от налогов, меньше патернализма, а значит, меньше пассивности и иждивенчества людей, больше стимулов к творческому поиску, новаторству и энергичному труду.

В связи с этим интересны размышления Егора Гайдара, полагающего, что от соотношения сил государства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе. «Фокус» в том, что ослабление государственных позиций делает главной фигурой в стране бизнесмена, а усиление государственности ставит в центр всего чиновника. Последний же «всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен». Почему? «Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно»1.

Основными достоинствами рыночной системы является то, что она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные и/или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками общественного производства – по конечным результатам их деятельности; дает больше прав и возможностей выбора потребителям; наконец, рыночная система не требует большого управленческого аппарата2.

Эффективность рынка подтверждает исторический опыт многих стран, но наиболее нагляден пример Литвы и Финляндии, испытавших на себе разные хозяйственные системы. В конце 1920-х годов первая даже опережала вторую по ряду позиций. После насильственного присоединения Литвы к СССР ей пришлось принять советскую модель с туго завинченной централизацией. Свободная же Финляндия продолжила свой рыночный путь. И вот результат: к моменту краха советской империи (1991) Литва оказалась просто нищенкой на ярком фоне финского процветания.

Еще более убедителен опыт тех стран, где разные экономические системы разделили один и тот же народ: германский, китайский, корейский. Там, где господствовали приказная система и социализм – в ГДР, КНР и Северной Корее, - там царили неэффективность экономики, низкий престиж усердного и творческого труда, недемократичность, несвобода. И наоборот, ФРГ, Гонконг и Тайвань, Южная Корея все более экономически и демократически прогрессировали. Таким образом, граница между достатком и бедностью стран проходит по линии, разделяющей свободный рынок и централизацию, капитализм и социализм1.


§ 1.4 Минусы рынка и проблема внешних эффектов
В нашем многоликом мире ни в чем нет совершенств, не без недостатков и рыночная модель (рис. 1.3). Во-первых, она усиливает неравенство в обществе: частная собственность на землю и капитал позволяет преуспевающим бизнесменам накапливать огромные богатства. Кроме того, такие богатства могут быть получены не своим трудом, а по наследству.

Во-вторых, рыночная экономика отличается нестабильностью, ей свойственны подъемы и спады, а значит, и периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей. В-третьих, рыночную систему не интересует бесприбыльное производство таких нужных обществу благ, как жизнеобеспечение нетрудоспособных и безработных, всеобщее здравоохранение и образование, публичные библиотеки, охрана общественного порядка и безопасность страны, освещение улиц и пр.

Наконец, в-четвертых, рынок «глух» к тем неблагоприятным экологическим и социальным последствиям, которые возможны в результате предпринимательской деятельности (вредные воздействия на людей, разрушение внешней среды, безработица). Эти последствия порождают проблему так называемых внешних эффектов, на которой здесь уместно хотя бы кратко остановиться.

Внешние эффекты – это побочные следствия хозяйственной деятельности, выпадающие на долю не связанных с нею людей. Скажем, автозаводы производят и охотно продают свою продукцию довольным автолюбителям, а окружающим достаются ядовитые выхлопы, шум, грязь, опасности на дорогах.

Подобных отрицательных внешних эффектов (издержек) множество – промышленные стоки, дым, вибрация, одуряющие запахи, пищевые отравления. Однако случаются и положительные эффекты (выгоды) – к примеру, образовательные услуги конкретным лицам одновременно повышают духовный уровень всего общества, уменьшая в нем алкоголизм, наркоманию, преступность пчелы из хозяйства фермера – пасечника опыляют соседние сады; телебашня служит хорошим ориентиром для окрестных жителей и т.п.

Проблема внешних эффектов в том, как устранять или компенсировать их отрицательные проявления? Предложения сводятся к двум основным путям: государственному (запреты, проверки, штрафы, дополнительные налоги с виновных и выплаты пострадавшим, введение жестких стандартов) и частному – через прямое соглашение между самими заинтересованными сторонами.

Так, англо–американский экономист Рональд Коуз отдает предпочтение последнему. По его выводам, известным как теорема Коуза, в случаях, когда четко определены права собственности, число заинтересованных лиц невелико и стоимость сделки незначительна, проблема внешних эффектов лучше решается через частные соглашения. А задача государства здесь – благоприятствовать таким соглашениям.

И в самом деле, возьмем конкретный пример большого жилого дома с привычно загроможденным машинами двором. Удовольствия автовладельцев здесь больно бьют по интересам немоторизованной части жителей (приватизация куска общей земли; отравление воздуха, почвы, растительности; шум, вытеснение площадок для отдыха). Как смягчить эту проблему?

Государственный путь возмещения побочных эффектов сводится к налогам и «размазыванию» собранных сумм по общим программам благоустройства района (в лучшем случае), а в худшем – по карманам чиновников (доплаты, премии). Жители же данного дома от этого мало что получают.

Частный путь обеспечивает компенсацию более адресно и полно. Здесь все обитатели двора и дома (их собственники) образуют так называемый кондоминиум с равными правами на общие площади и неотравленную окружающую среду. Автовладельцы же выкупают у товарищества право на дополнительные площади и невольный вред внешней среде. Собранные деньги используются на благоустройство данного двора (вплоть до разведения сада), на уплотнение окон квартир, установку в них кондиционеров, на оплату витаминов, смягчающих вред от яда машин, и т.п.

На частном пути возникает еще один плюс: домовладельцы могут сами сдавать в аренду помещения первого этажа и подвала, зарабатывая средства для кондиминиума, а не отдавая их чиновникам жилищных контор1.
§ 1.5 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономик
В заключение попробуем представить краткую сравнительную характеристику командной и рыночной экономик (табл. 1.1). Первые четыре строки в таблице уже обсуждались выше и потому не требуют дополнительных пояснений. Последняя же, пятая строка проявляет еще одно весьма существенное различие между системами: если централизованная, командная экономика предстает главным образом как распределительная, то рыночная – как производящая.

Для наглядности тут уместно вспомнить притчу о рыбе и удочке: можно регулярно давать на прокорм человеку рыбу, а можно раз и навсегда дать ему удочку, чтобы он кормил себя сам. Первый вариант напоминает централизованную систему, второй – рыночную (где «удочка» – это государственные гарантии частной собственности и свободы предпринимательства, «легкие налоги» (Смит) и определенные правила бизнеса).

Сопоставляя централизованную (социализм) и рыночную (капитализм) системы, австро-англо-американский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) подчеркивает, что они функционируют на разных принципах. А именно. В основе «командной экономики» лежат «сознательные порядки» – организации и институты типа фабрики, армии, жестких уставов, создаваемых с заранее определенной целью и действующих по плану, в заданном «сверху» режиме.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

«При капитализме один человек эксплуатирует другого, при социализме всё наоборот».

Отличительной чертой базисных принципов централизованной экономики является приставка «не» перед всеми принципами рыночной экономики (имеется в виду подоплёка, а не фактическая приставка).

1. Форма собственности:

  • - общая собственность (общенародная);
  • - коллективная – аграрное хозяйство, но сама собственность на землю – у государства, т.е. она была той же общенародной.

Это доминирующий принцип централизованно управляемой экономики. Во многих странах существовала и частная собственность. Иногда она даже была основой функционирования 3/4 народного хозяйства, но аграрный сектор не играл главную роль, поэтому это не имело такого значения, как при рыночной экономике. Единственная форма индивидуальной собственности – индивидуальное (по – видимому, подсобное) хозяйство.

2. Государственное планирование и правление. Разветвлённая структура, в соответствии с которой все хозяйственные субъекты регулировались по единому государственному плану. В. И. Ленин: « Государство – это единая фабрика». Каждый хозяйственный субъект знал, сколько он получает продукции и от кого, и кому он отгрузил и сколько. Отсутствовал хоть какой – то намёк на инициативу и хозяйственную самостоятельность.

3. Отсутствие конкуренции или небольшая конкуренция. Допускалась рыночность:

  • - в реализации сверхплановой продукции;
  • - в продаже продукции подсобных личных хозяйств.

В СССР это был нешуточный сегмент (например, 2/3 рынка картофеля, личные потребности и продукты питания), хотя общий удельный вес и не был велик.

4. Всеобщий избыток спроса – дефицит. Не только на потребительских рынках, но и на рынках товаров производственного назначения.

5. Официальные цены не являлись рациональным ориентиром для производства (в рыночной экономике главный ориентир – спрос, а тут на него никто не смотрел).

6. В любой стране разрозненные хозяйственные субъекты действуют во всех сферах (например, финансы – федеральные, региональные и т.п.), а в централизованной экономике существует общая денежно - финансовая система.

7. Для всех государств с централизованно управляемой экономикой характерна теневая экономика:

  • - весь строительный сектор;
  • - значительная часть колхозного;
  • - везде, где результат (доход) не соответствует затратам.

Фактически она способствовала перераспределению ресурсов в карманы индивидов.

8. Специфическая система развития: планирование от достигнутого – внешний стимул экономического роста . Внутренних мотиваций не было.

9. «Мягкие» бюджетные ограничения: той жёсткости, которая сопровождает бюджет в рыночной экономике, в централизованно управляемой экономике нет. Доходы равнялись с расходами путём запуска печатного станка.

10. Противоположные источники экономического роста по отношению к рыночной системе. Для рыночной систем: интенсивный рост – улучшение технических характеристик оборудования, увеличение максимальной эффективности каждого работника и т.п. Для централизованно управляемой экономике: экстенсивный путь – использование всё большего числа рабочих, станков, земель и т. д.

11. Политический фактор - доминирование одной политической партии. Все недостатки, как у монополии. Фон Хайек «Социализм – пагубная самонадеянность». Госплан на каждый год, а иногда и среднесрочное (5 лет) и долгосрочное планирование с направлениями и перспективами развития. Предопределяет жизнь каждого предпринимателя. Жизнь наоборот (не запись событий, а события по записи). Как говорится: «Дорога в ад выстлана благими намерениями», - т.е. эта система бесчеловечна, в ней нет места человеку.

Любая модель всегда исторически обусловлена, и, как показывает опыт, попытки реконструировать модель путём импортирования других институтов, бессмысленны.

1) Традиционная , присутствует в странах с натуральным хозяйством и распределением дохода не в соответствии с трудом, а по национальным традициям или обычаям.

2) Централизованная (административно - командная), суть которой в государственном монополизме.

Основные черты централизованной системы.

Господство государственной собственности;

Диктатура государственного плана;

Административные методы управления;

Финансовая диктатура.

Плюсы:

Стабильная экономика;

Меньшее неравенство в обществе;

Нет проблем с трудоустройством;

Более стабильные цены.

Минусы:

Нет стимула к труду;

Всеобщие дефициты и неэффективность экономики;

Диктат производителей над потребителями;

Безынициативность людей и неудовлетворенная работа государственной собственности.

3) Рыночная экономика – это система, основанная на прямых связях между покупателями и продавцами.

Характерные черты:

Частная собственность на ресурсы и средства производства;

Саморегулирование экономики рыночными факторами;

Свобода выбора экономических партнёров;

Минимум вмешательства государства в экономику.

Плюсы:

Стимулирует выгодную предприимчивость у работников;

Отвергает неэффективное производство;

Не требует большого аппарата управления;

Даёт больше прав и возможностей потребителям.

Минусы:

Усиливает неравенство в обществе;

Нестабильность в экономике;

Инфляция;

Безработица;

Отсутствие государственного регулирования.

4) Смешанная , которая использует все достоинства государственной и рыночной экономики и устраняет их недостатки.

Сравнительные характеристики централизованной и рыночной экономики.

КОМАНДНАЯ

признак для сравнения

РЫНОЧНАЯ

государственная

1.преобладающая форма собственности на средства производства

жёсткая регламентация хозяйственной деятельности со стороны государства

2.характер экономической деятельности

свобода предпринимательства и выбора партнёра

централизованное планирование

3.способ согласования хозяйственной деятельности

рыночное саморегулирование

необходимость выполнения государственных планов и государственных заявок

4.главный мотив экономической деятельности

личная выгода

Справедливое распределение

5.главная забота общества

эффективность распределен6ия

Монополия и конкуренция.

Монополия – это господство на сегменте рынка одного производителя, продавца или объединения предприятий в целях повышения цен и повышения монопольно высокой прибыли.

Экономическая конкуренция предполагает соперничество между различными производителями на рынке за наиболее выгодные условия производства реализации продукта.

Прочитаем информацию .

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

В учебном пособии «Обществознание. Полный справочник» под редакцией П.А.Баранова дается такое определение:

«Экономическая система - установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта».

На сегодняшний день экономисты выделяют 4 типа экономических систем, используя такие основные критерии как — форма собственности на основные факторы производства и распределение ресурсов:

1. Традиционная экономическая система

  • земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании,
  • ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

2. Командная (централизованная или административная) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,
  • ресурсы распределяет тоже государство.

3. Рыночная (капиталистическая) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.

4. Смешанная экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются государством и рынком. См. примечание ниже...

Типы экономических систем

Основные характерные черты

Традиционная

1.коллективная собственность (земля и капитал - основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)

2. главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает (фермерство, подсобное хозяйство и др.)

3. экономический порядок - экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями

4.принцип распределения ресурсов и материальных благ - добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям.

5.развитие экономики - использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд.

Командная (централизованная)

1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

2.главный мотив к производству - выполнение плана.

3.власть производителя.

4.принцип коллективизма в общественных отношениях.

5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

7.экономический порядок - введение жестких административных и уголовно-правовых мер.

8.строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата.

Рыночная (капиталистическая)

1.различные виды собственности (включая частную собственность).

2.главный мотив к производству - получение прибыли.

3.власть потребителя.

4.принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7.личный интерес - главный мотив экономического поведения.

8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции.

Смешанная

1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.

2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

4.экономический порядок - главные экономические вопросы решаются рынками.

5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

6.главный мотив к производству - личный интерес и получение прибыли.

7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу).

Рассмотрим примеры .

Тип экономической системы

Традиционная (патриархальная)

В прошлом была характерна для первобытного общества.

В настоящее время черты традиционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и .
Америка : Аргентина, Барбадос, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминика (обе), Колумбия, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и др.

Азия : Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Киргизия, Лаос, Монголия, Сирия, Саудовская Аравия, Филиппины и др.
Почти все страны т. н. (Ангола, Зимбабве, Камерун, Либерия, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сомали, Судан, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Конго, Эфиопия и др.).

Википедия. Список стран по номинальному (абсолютному) значению валового внутреннего продукта в долларовом выражении, посчитанном с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса.

Википедия. Экономическая система

Типы и модели экономических систем.

Википедия. Список государств и зависимых территорий Океании

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8

Сущность командной централизованной экономики

Определение 1

Командная централизованная экономика представляет собой тип экономической системы, при котором центральный плановый орган принимает решения по основным вопросам.

Особенностями данного типа системы можно назвать:

  1. Общественную собственность на большинство материальных ресурсов;
  2. Принятие решений коллективом с применением централизованного экономического планирования;
  3. Предприятия находятся в государственной собственности, осуществляя производство на основе государственных директив;
  4. Закрепление рабочих за определенной профессией, распределение их по районам;
  5. Установление государством цен на товары;
  6. Государственный способ реализации продукции.

Посредством командной экономики производственные ресурсы учитываются и распределяются централизованно в соответствии со сферами экономики и регионами государства. При этом их рациональное использование обеспечено не было, поскольку не были четко определены запросы каждого производства.

Распределение ресурсов в централизованной экономике

В экономике, управляемой централизованно, происходит распределение экономических благ в соответствии с указаниями сверху вниз. Основа данной экономики - государственная собственность, роль управленца в которой играет государственный планирующий орган, который определяет директивы для всех предприятий (какой товар производить, какие технологии применять, кому продавать произведенную продукцию).

Централизованная командная экономика основана:

  1. На централизованном планировании производства,
  2. На централизованном снабжении ресурсами (фондировании),
  3. На централизованном ценообразовании.

Замечание 1

Важная отличительная черта командной централизованной экономики - способность быстрой мобилизации ресурсов для достижения целей, поставленных сверху. Этот факт является достоинством при наступлении чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и др.), ведь именно во время войны даже в государствах с рыночной экономикой растет роль централизованных регуляторов.

В нашей стране командная централизованная экономика всех ярче проявлялась во время индустриализации 30-х годов.

Недостатки командной централизованной экономики

Экономике с централизованным управлением присущ ряд серьезных недостатков, вытекающих из того, что данная система не демократична.

Все важные решения в ней принимаются партийной верхушкой, которая озабочена лишь укреплением собственной власти и самосохранением. Такой тип власти лучше всего проявляется при наступлении чрезвычайных ситуаций (войны, конфликта, потрясения), которые сама система провоцирует ради своего самосохранения путем поддержания режима чрезвычайного положения в обществе (отражение угроз извне, выполнение очередного плана на 5 лет).

Замечание 2

Основная стратегическая цель власти (основной экономический закон централизованной командной экономики) - максимальное производство средств внешнего и внутреннего подавления (система вооружений, «услуги» тайной полиции и органы пропаганды).

На предметы народного потребления ресурсы выделяются по минимальной необходимости в соответствии с остаточным принципом, при этом состоятельные члены общества не являются естественными союзниками данной системы (они больше озабочены повышением собственного благосостояния, а не стремятся на жертвы во имя народа или партии).

Пример 1

Примером данной ситуации можно считать советскую экономику, которая предлагала гражданам Советского Союза убогое жилье, устаревшие легковые автомобили, продукты плохого качества, стандартизированную одежду и обувь. При этом в большом количестве был налажен выпуск самых современных танков, военных самолетов, подводных лодок – большие средства направлялись на содержание армии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: