Расходы на предупредительные меры. Бюджетный учет, принятых расходов на предупредительные мероприятия фондом соц.страхования

Если сумма затрат больше суммы финансирования, превышение учитывается в расходах в обычном порядке на счетах учета затрат, а НДС с суммы превышения принимается к вычету. Правда, в письме № 03-03-06/1/615 финансисты не возражают против принятия к вычету и суммы налога по возмещенным затратам, несмотря на то что в расходы при налогообложении прибыли они не включаются. Но все же лучше использовать приведенный порядок. Во-первых, налоговики при проведении проверки с мнением финансистов могут не согласиться. Во-вторых, сумму вычета с возмещенных затрат придется учесть в доходах. Ю.

Финансирование предупредительных мер в 2017 году (ратовская с.а.)

Внимание

РФ вправе отказать, если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. С 2017 года отказ может быть получен, если на день подачи заявления у страхователя имеются:- непогашенная недоимка;- задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году;- недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки;- начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.Учреждение ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.После завершения запланированных мероприятий учреждение должно представить в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п.

Компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов в 2017 году

Росздравнадзоре — сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг):организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ, — в случае включения в план приобретения путевок работникам;медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, — в случае включения в план соответствующих медосмотров;организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников — в случае включения в план соответствующих медосмотров.Учреждение вправе представить самостоятельно в территориальный орган Фонда данные документы.С 2017 года изменились некоторые критерии принятия решения территориальным органом Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер

Перечень мероприятий, подлежащих такому финансированию, приведен в пункте 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н. При этом расходы, оплаченные за счет средств ФСС России, при расчете единого налога не учитываются (п.
2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, при финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России организация не получает экономической выгоды, а значит, такие суммы не нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов. Аналогичный подход изложен в письме Минфина России от 4 июля 2005 г.
№ 03-11-04/2/11 в отношении средств, поступающих на оплату больничных пособий из ФСС России. Однако он может быть применим и в отношении сумм финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Расходы по обеспечению предупредительных мер по сокращению травматизма

Важно

Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.6. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.7.

Приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров или алкометров).8. Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).9.

Приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.Кроме того, с 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция пп. «г» п.
Ситуация: нужно ли при упрощенке включать в доходы финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний? Ответ: нет, не нужно. При расчете единого налога организации, применяющие упрощенку, включают в состав доходов:

  • выручку от реализации (ст.
    249 НК РФ);
  • внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ. Доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст.
41 НК РФ). Суммы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний организация должна использовать строго по целевому назначению (п. 12−14 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н).

Проводки в бух по возмещению предупредительных мер нс и gp

Приказом Минтруда России от 14.07.2016 N 353н (далее — Приказ N 353н) были внесены изменения в Правила N 580н, в том числе в части перечня финансируемых мероприятий. Учитывая, что заявления страхователей о направлении взносов на финансирование предупредительных мер, согласно п.
4

Правил N 580н, подаются до 1 августа текущего года, то впервые перечень мероприятий в новой редакции применяется в 2017 году.Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:1. Проведение специальной оценки условий труда.2. Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.3.

Проводки в бух по возмещению предупредительных мер нс и пз

Инфо

В этом же месяце в связи с несчастным случаем на производстве сотрудник организации получил от ФСС России путевку в санаторий. «Гермес» оплатил сотруднику отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на прохождение лечения в санатории на сумму 25 000 руб. В итоге выплаты по страхованию были больше начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март (25 000 руб.

12 500 руб.). « Гермес» обратился в отделение ФСС России по месту своего учета за компенсацией произведенных расходов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. За март организация ничего не перечислила в ФСС России.
В апреле отделение ФСС России перечислило на расчетный счет «Гермеса» деньги в возмещение расходов на страхование в размере 12 500 руб. Бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки. В марте: Дебет 44 Кредит 70– 1 250 000 руб.

Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 201н (далее — Приказ N 201н) были внесены изменения в п. 8 Правил N 580н. Приказ N 201н вступил в силу 12 августа 2016 года, поэтому впервые будет применяться к заявлениям, поданным в 2017 году.Согласно п. 8 Правил N 580н решение принимается в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год:а) составляет до 10 млн руб. включительно, — территориальным органом ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил N 580н (ранее до 8 млн руб.);б) составляет более 10 млн руб. — территориальным органом ФСС РФ после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня получения комплекта документов направляет их в Фонд, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.В п.

РФ.Минфин России фактически предложил использовать эту же запись и для отражения положительного решения ФСС о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер. Кроме того, Минфин России в Письме от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 предусматривает и такие записи:Дебет счета 0 30306 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»Кредит счета 0 20930 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат»- осуществлен зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС РФ.Вышеуказанная запись, рекомендованная Минфином России, не предусмотрена действующими Инструкциями по учету.

  • 1 УСН
  • 2 ЕНВД

Бухучет В бухучете расчеты по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний отражайте на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Инструкция к плану счетов). Для этого к счету 69 откройте субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний». Взносы начисляйте в корреспонденции с тем счетом, на котором отражалось облагаемое ими вознаграждение сотруднику: Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2…) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» – начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Соответствующие проводки делайте в последний день месяца по итогам всех выплат, начисленных в этом периоде (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

О том, как финансируются мероприятия по обеспечению безопасных условий и охраны труда, проводимые за счет средств ФСС, а также как отражаются данные операции в бухгалтерском учете бюджетного учреждения здравоохранения, рассказано в статье.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона № 125-ФЗ Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – Правила № 580н). Напомним, что в 2016 году в данные правила были внесены изменения. Рассмотрим их ниже.

РАЗМЕР ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР.

Финансовое обеспечение предупредительных мер, проводимых за счет средств ФСС, осуществляется в размере, указанном в п. 2 Правил № 580н. Как следует из этого пункта, объем средств, направляемых ФСС на финансовое обеспечение, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по названному виду страхования, произведенных страхователем за данный период.

При этом в случае, если учреждение с численностью работников до 100 человек не осуществляло финансовое обеспечение предупредительных мер в течение предыдущих двух лет, объем средств не может превышать:

  • 20% сумм страховых взносов, начисленных за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом произведенных за этот период расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в ФСС в текущем финансовом году.

МЕРОПРИЯТИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФСС.

Перечень мероприятий по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, финансирование которых осуществляется за счет средств ФСС, приведен в п. 3 Правил № 580н. Названный перечень в 2016 году был дополнен следующими мероприятиями (см. приказы Минтруда РФ от 29.04.2016 № 201н, 14.07.2016 № 353н):

1) обучение охране труда работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам (пп. «в» п. 3 Правил № 580н);

2) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, СИЗ, изготовленных на территории РФ, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств (пп. «г» п. 3 Правил № 580н). Расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная спецодежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ;

3) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) их комплексов (систем), непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов (пп. «л» п. 3 Правил № 580н);

4) приобретение приборов, устройств, оборудования или их комплексов (систем), непосредственно обеспечивающих (пп. «м» п. 3 Правил № 580н):

  • проведение обучения работников вопросам безопасного ведения работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников к безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ.

Решение вопроса об обращении за предоставлением финансового обеспечения связано с мероприятиями по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении, носит заявительный характер, поэтому средства выделяются по результатам рассмотрения соответствующего заявления, к которому прилагаются (п. 4 Правил № 580н):

  • план финансового обеспечения предупредительных мер на текущий год;
  • копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Заявление на бумажном носителе либо в форме электронного документа подается в территориальный орган ФСС по месту регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года с приложением документов, перечисленных в п. 4 Правил № 580н.

Следует отметить, что для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер дополнительно представляют документы (их копии), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.

1. В случае проведения мероприятий, перечисленных в пп. «в» п. 3 Правил № 580н, представляют:

  • копию договора с организацией, оказывающей услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, аккредитованной в установленном порядке;
  • копию договора с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой проходили обучение работники организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам;
  • копию уведомления Минтруда (Минздравсоцразвития) о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и копию утвержденной программы обучения, копии приказов о назначении руководителей, специалистов по охране труда, свидетельства установленного образца о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре.

2. В случае проведения мероприятий, перечисленных в пп. «г» п. 3 Правил № 580н, представляют перечень приобретаемых СИЗ, в том числе с учетом результатов СОУТ, с указанием:

  • профессий (должностей) работников;
  • норм выдачи средств индивидуальной защиты (со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм), а также количества, стоимости, даты изготовления и срока их годности.

Кроме того, прилагаются копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ Техническому регламенту ТР ТС 019/2011 и сертификатов (деклараций) соответствия тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, использованных для изготовления специальной одежды, Техническому регламенту ТР ТС 017/2011.

3. В случае проведения мероприятий, перечисленных в пп. «л» и «м» п. 3 Правил № 580н, представляют:

Порядок принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер зависит от суммы страховых взносов, начисленных страхователем за предыдущий год (п. 8 Правил № 580н). Например, в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 10 000,0 тыс. руб. включительно, решение принимает территориальный орган ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов.

В силу п. 10 Правил № 580н территориальный орган ФСС вправе отказать в финансовом обеспечении в следующих случаях:

  • у страхователя имеются не погашенные на день подачи заявления недоимка, пени, штрафы, образовавшиеся в текущем финансовом году по итогам отчетного периода, а также выявленная в ходе камеральной или выездной проверки недоимка и (или) начисленные по итогам проверки пени и штрафы;
  • представленные документы содержат недостоверную информацию;
  • предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение на текущий год полностью распределены;
  • представлен неполный комплект документов.

Заметим, что перечень оснований отказа в финансовом обеспечении является исчерпывающим. Поэтому в случае отказа в выделении страхователю необходимых средств территориальный орган ФСС выносит мотивированное решение, направляемое заявителю, который может обжаловать его в вышестоящем органе территориального органа ФСС или в суде в порядке, установленном законодательством РФ.

В случае получения от территориального органа ФСС согласия на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с п. 12 Правил № 580н учреждение (страхователь):

а) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов;

б) представляет в ФСС ежеквартально отчет, форма которого приведена в Письме ФСС РФ от 02.07.2015 № 02-09-11/16-10779. Кроме того, сведения о расходовании средств на финансирование предупредительных мероприятий отражаются начиная с отчетности за I квартал 2017 года в строке 9 таблицы 3 «Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» формы 4-ФСС;

в) после завершения запланированных мероприятий представляет в ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы. Следует отметить, что расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету.

ОТРАЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ.

Полученное от ФСС возмещение произведенных организацией расходов на предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний является доходом бюджетного учреждения от компенсации понесенных им затрат и отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (Указания № 65н).

Согласно п. 221 Инструкции № 157н, п. 110 Инструкции № 174н расчеты по компенсации затрат учреждения показываются на счете 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Расходы на оплату мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и последующее получение от ФСС суммы финансового обеспечения указанных расходов отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с положениями п. 34, 73, 110, 150 Инструкции № 174н так:

Ежемесячное начисление страховых взносов на случай травматизма

в течение календарного года

Начислены страховые взносы

Уплачены страховые взносы в ФСС

18 (подстатья 213 КОСГУ)

Отражение расходов на проведение мероприятий,

направленных на предупреждение травматизма

Проведены мероприятия по улучшению условий и охране труда работников

Приобретены средства индивидуальной защиты, аптечки, приборы (устройства, оборудование) и их комплексы

Произведена оплата

– исполнителю мероприятий по улучшению условий и охране труда работников

18 (подстатья 226 КОСГУ)

– поставщику средств индивидуальной защиты, приборов (устройств, оборудования) и их комплексов

18 (статьи 340, 310 КОСГУ)

Получение разрешения от органа ФСС на возмещение финансового обеспечения предупредительных мер

Отражена сумма выделенного ФСС финансирования

Поступило разрешение от ФСС

Заметим, что учреждения, которые расположены на территориях субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, могут оплатить часть своих расходов за счет страховых взносов, обратившись в ФСС не позднее 15 декабря соответствующего года (п. 4 Положения № 294). При этом ФСС принимает решение о возмещении за счет средств бюджета фонда расходов и перечисляет средства на расчетный (лицевой) счет, указанный в заявлении.

В этом случае в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразятся операции по зачислению на лицевой счет средств финансирования от ФСС по следующей схеме:

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников осуществляется в соответствии с Правилами № 580н.

2. Чтобы получить возмещение расходов, направленных на предупреждение травматизма, учреждению следует подать заявление на бумажном носителе либо в форме электронного документа в территориальный орган ФСС по месту его регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года с приложением документов, перечень которых приведен в п. 4 Правил № 580н.

3. Объем средств, направляемых ФСС на финансовое обеспечение, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год

4. Операции, в случае получения разрешения от органа ФСС на возмещение финансового обеспечения предупредительных мер, следует отражать с использованием счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2017 год

Выберите обзор из списка -- "Горячие" документы Новое в российском законодательстве Новости для бухгалтера Новости для бухгалтера бюджетной организации Новости для юриста Новости для специалиста по закупкам Документы на регистрации в Минюсте РФ Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению Схемы корреспонденций счетов Материалы из журнала "Главная книга" Новое в московском законодательстве Новое в законодательстве Московской области Новое в региональном законодательстве Проекты нормативных правовых актов Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания Обзор законопроектов Итоги заседаний Государственной Думы Итоги заседаний Совета Государственной Думы Итоги заседаний Совета Федерации Новое: юридическая пресса, комментарии и книги Новое в законодательстве в сфере здравоохранения

Выпуск от 19 мая 2017 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отражаются в учете производственной организации затраты на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на производстве, если часть этих затрат возмещается за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ?

СОУТ проведена специализированной организацией, договорная стоимость проведения СОУТ на рабочих местах работников, занятых в производстве продукции, составила 354 000 руб. (в том числе НДС 54 000 руб.). Оплата исполнителю произведена после завершения проведения оценки, получения отчета о ее результатах и подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

Организация в установленные сроки обратилась в ФСС РФ с заявлением о возмещении затрат на проведение СОУТ. Приказ территориального органа ФСС РФ на возмещение указанных затрат получен в месяце, следующем за месяцем завершения расчетов с исполнителем.

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленная и уплаченная организацией за прошлый календарный год, составила 450 000 руб. Выплат обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем календарном году не производилось.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование отношений по проведению специальной оценки условий труда

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возложены на работодателя (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ)). Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники.

Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, соответствующая требованиям ст. 19 Федерального закона N 426-ФЗ и привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки оформляются в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. Результаты СОУТ применяются для целей, перечисленных в ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ. Указанные результаты применяются с даты утверждения отчета о проведении СОУТ.

Подробную информацию о проведении СОУТ см. в Путеводителе по кадровым вопросам.

Финансирование мероприятий по проведению специальной оценки условий труда

Расходы организации по проведению СОУТ подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. "а" п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила)).

В общем случае объем финансирования указанных расходов не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (п. 2 Правил).

Срок и порядок представления заявления о финансовом обеспечении проведения СОУТ в орган ФСС РФ, а также перечень документов, необходимых для обоснования финансирования расходов на проведение СОУТ, установлены п. 4 Правил.

Напомним, что ФСС РФ вправе отказать в возмещении расходов на предупредительные меры в случаях, указанных в п. 10 Правил.

В рассматриваемой ситуации организация получила разрешение на возмещение расходов на проведение СОУТ, оформленное приказом территориального органа ФСС РФ (п. 9 Правил). Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании (п. 12 Правил). Рекомендуемая форма отчета приведена в Приложении 1 к Письму ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685.

После завершения запланированных мероприятий (в данном случае - СОУТ) страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил). Расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил).

Подробную информацию о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет уплаты страховых взносов см. в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Исходя из вышеизложенного сумма расходов на проведение СОУТ, которая может быть возмещена организации, в данном случае составляет 90 000 руб. (450 000 руб. x 20%).

Остальная часть стоимости работ по проведению СОУТ в сумме 264 000 руб. (354 000 руб. - 90 000 руб.) организации не возмещается.

Бухгалтерский учет

Затраты организации на проведение СОУТ на производстве признаются расходами по обычным видам деятельности и принимаются к учету в размере договорной стоимости работ (п. п. 5, 6, 6.1 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Расходы признаются при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99, в данном случае в том отчетном периоде, в котором подписан акт приемки-сдачи выполненных работ (п. 18 ПБУ 10/99).

Затраты на проведение СОУТ могут включаться производственной организацией в себестоимость продукции (как напрямую, так и путем их распределения) либо в качестве управленческих расходов полностью признаваться в себестоимости проданной продукции в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это следует из п. 9 ПБУ 10/99.

Напомним, что порядок включения расходов, относящихся к расходам по обычным видам деятельности, в себестоимость продукции устанавливается учетной политикой организации на основании правил, установленных отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Это следует из совокупности норм п. 10 ПБУ 10/99, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В данной консультации исходим из предположения, что расходы на проведение СОУТ себестоимость продукции не формируют, а признаются управленческими расходами, которые в полном объеме списываются на себестоимость продаж в периоде их осуществления.

В данном случае финансирование проведения СОУТ осуществляется частично за счет средств ФСС РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (в число которых входит ФСС РФ) относятся к бюджетной системе Российской Федерации. Следовательно, возмещение затрат организации за счет средств ФСС РФ может рассматриваться как получение государственной помощи (ст. ст. 10, 13 Бюджетного кодекса РФ).

Бухгалтерский учет бюджетных средств регулируется нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, и не зависит от вида и способа предоставления ресурсов (фактическая передача, уменьшение обязательств перед бюджетом) (п. 15 ПБУ 13/2000). Таким образом, финансирование затрат организации на проведение СОУТ за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем календарном году, учитывается как целевое финансирование (п. п. 1, 4 ПБУ 13/2000).

На дату вынесения ФСС РФ решения о финансовом обеспечении затрат на проведение СОУТ сумма финансового обеспечения, утвержденная приказом территориального органа ФСС РФ, отражается как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. п. 5, 7 ПБУ 13/2000).

Финансирование затрат в данном случае производится путем зачета Фондом суммы предоставляемого финансового обеспечения в счет уплаты суммы начисленных организацией страховых взносов. Следовательно, задолженность ФСС РФ по выделенному финансированию погашается, а задолженность организации перед ФСС РФ по уплате начисленных страховых взносов уменьшается на сумму такого финансирования.

Заметим, п. 10 ПБУ 13/2000 предусмотрено, что бюджетные средства, предоставленные на финансирование уже понесенных расходов, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. Однако считаем целесообразным отражать поступление бюджетных средств на финансирование уже понесенных расходов в общем порядке, предусмотренном п. 7 ПБУ 13/2000, то есть с использованием счета учета целевого финансирования.

В связи с этим средства ФСС РФ, которые предоставлены на финансирование расходов, понесенных организацией на проведение СОУТ, отражаются записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Одновременно производится запись по признанию прочего дохода, что отражается по дебету счета 86 в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Порядок учета бюджетных средств на финансирование понесенных расходов необходимо закрепить в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся с учетом изложенного в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумму НДС, предъявленную специализированной организацией, проводящей СОУТ, организация-заказчик вправе принять к вычету на основании надлежаще оформленного счета-фактуры. Вычет производится после принятия на учет выполненных работ, если есть соответствующие первичные документы, при условии, что рабочие места, в отношении которых проведена СОУТ, используются организацией при производстве продукции, реализация которой облагается НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Заметим: для принятия к вычету предъявленного НДС не имеет значения тот факт, что мероприятия по проведению СОУТ частично оплачиваются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 04.04.2016 N 03-07-11/18789.

Кроме того, финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ (не являющихся средствами федерального бюджета РФ). Следовательно, норма пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в данном случае не применяется и правомерно принятый к вычету НДС по расходам, возмещаемым из бюджета ФСС РФ, не восстанавливается. Аналогичные разъяснения содержатся, например, в Письме Минфина России от 30.08.2016 N 03-07-11/50508.

Налог на прибыль организаций

Вопрос о признании в налоговом учете доходов и расходов на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, финансируемых за счет средств ФСС РФ, является спорным.

Так, существует мнение Минфина России, согласно которому средства, полученные из бюджета ФСС РФ и израсходованные на проведение указанных мероприятий, не включаются в состав доходов (Письмо от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33). Имеется судебный акт, поддержавший данное мнение (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 по делу N А27-9150/2012). Исходя из такой точки зрения затраты на финансирование предупредительных мер, осуществленные за счет средств ФСС РФ, не должны учитываться в составе расходов организации аналогично расходам, произведенным за счет целевых поступлений.

Однако, на наш взгляд, исходя из норм гл. 25 НК РФ средства, полученные от ФСС РФ на финансирование предупредительных мер, следует признавать полученным доходом, а произведенные за счет этих средств - расходом в общеустановленном порядке. Это обусловлено тем, что такой вид поступлений, как финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в ст. 251 НК РФ прямо не поименован. Рассматриваемое финансирование не может быть отнесено к целевому финансированию и целевым поступлениям, указанным в пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ. Таким образом, действующими положениями ст. 251 НК РФ исключение такого финансирования из состава доходов не предусмотрено. При этом перечень внереализационных доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, является открытым и содержит, в частности, такой вид дохода, как безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Датой получения такого дохода согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 271 НК РФ, является дата уменьшения задолженности по страховым взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на часть стоимости проведения СОУТ, возмещаемую за счет страховых взносов.

При этом расходы, произведенные за счет указанного финансирования, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой осуществления таких расходов признается дата подписания с организацией, проводящей СОУТ, акта приемки-сдачи выполненных работ (абз. 3 пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Заметим: ранее Минфин России также придерживался мнения, что средства, полученные организациями из ФСС РФ на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, не могут рассматриваться как целевые поступления и, следовательно, подлежат включению организациями-получателями в состав доходов (Письмо от 13.04.2005 N 03-03-01-02/107).

Учитывая наличие различных позиций, решение о том, в каком порядке учитывать затраты на проведение СОУТ, финансирование которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, принимается организацией самостоятельно. При этом отметим, что на размер налога на прибыль выбор порядка учета влияния не оказывает.

Сумма, руб.

Первичный документ

В месяце проведения СОУТ

Отражена стоимость проведения СОУТ

(354 000 - 54 000)

Акт приемки-сдачи выполненных работ

Отражен НДС, предъявленный организацией, проводящей СОУТ

Счет-фактура

Принят к вычету предъявленный НДС

Счет-фактура

Плата за проведение СОУТ перечислена исполнителю

Выписка банка по расчетному счету

В месяце получения приказа органа ФСС РФ на возмещение затрат на проведение СОУТ

Отражена сумма выделенного ФСС РФ финансирования затрат на проведение СОУТ

План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем году,

Приказ территориального органа ФСС РФ

Произведен зачет суммы возмещения затрат на проведение СОУТ в счет подлежащих уплате в ФСС РФ страховых взносов

Бухгалтерская справка

Отражен доход в сумме использованных на финансирование СОУТ средств

Бухгалтерская справка

М.С. Радькова

Консультационно-аналитический

центр по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Нужно иметь в виду, что порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС РФ зависит от того, когда были произведены эти расходы: до получения разрешения фонда или после.

Если получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению расходов, операция будет отражена проводками:

Дебет 76 Кредит 86

Получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Расходы, компенсируемые впоследствии в порядке, установленном Правилами N 580н, в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются;

Средства, израсходованные на проведение мероприятий, указанных в Правилах N 580н, за счет средств ФСС РФ, учитывая положения ст.ст. 41 и НК РФ, в состав доходов в целях налогообложения прибыли не включаются.

Такие разъяснения в отношении расходов, осуществляемых за счет ФСС РФ, приведены в письмах Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615 , от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568 . В качестве примера судебной практики можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13 по делу N А27-9150/2012.

Из этого следует, что, если организация до получения целевого финансирования учла при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний, после выделения средств ФСС РФ следует восстановить ранее признанные расходы, подать уточненные декларации за соответствующие периоды и уплатить недоимку по налогу на прибыль и соответствующие пени.

Есть мнение, что скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС РФ разрешение на финансирование. Также специалисты считают возможным после принятия ФСС РФ решения о финансировании предупредительных мер за счет взносов социального страхования от НС и ПЗ, согласованную с ФСС РФ сумму учесть в составе внереализационных доходов. По нашему мнению, учитывая отсутствие комментариев финансового и налогового ведомств по этому вопросу, такая позиция может создавать налоговые риски.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шишкина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как правильно отразить в бюджетном учете принятые расходы на предупредительные мероприятия фондом соц.страхования, т.е проводки нужны по принятым расходам на спец.оценку труда и возврат этих средств?

Ответ

1) ФСС России компенсирует учреждению расходы на проведение специальной оценки условий труда. Финансовое обеспечение проводят за счет страховых взносов в ФСС России. То есть плательщики сумму взносов на травматизм уменьшают на стоимость оказанных услуг.

Корреспонденцию счетов смотрите в примере, приведенном в обосновании.

2) Если учреждение оплачивало расходы на проведение специальной оценки условий труда за счет собственных средств, то расходы возместит ФСС России. В этом случае, зачисление средств, которые получены от ФСС России в качестве возмещения расходов, отразите как компенсацию затрат учреждения по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

В учете сделайте записи:

Дебет 1.209.30.560 Кредит 1.401.10.130 - начислена задолженность ФСС России перед учреждением,

Дебет 1.304.05.000 Кредит 1.209.30.660 - получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов на проведение оценки.

Смотрите:

1.Как отразить в бухучете расчеты за имущество и услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма за счет страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний

2.Как учесть взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Как отразить в бухучете расходы на специальную оценку условий труда

Учет затрат на проведение специальной оценки условий труда зависит от того, за счет каких средств они оплачены: за счет средств учреждения или за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

КВР и КОСГУ

Если учреждение проводит специальную оценку условий труда за счет своих средств, оплачивайте ее по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». А если за счет взносов в ФСС России в рамках предупредительных мер по сокращению травматизма - по тому же КВР, что и сами взносы.

В бухучете и отчетности расходы на спецоценку условий труда проведите по подстатье КОСГУ 226.

Об этом сказано в разделах III и V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, письме Минфина России от 8 ноября 2016 № 02-05-11/65288. Также подтверждает правильность использования КВР и КОСГУ увязка этих кодов между собой.

Проводки

Проводки для учета затрат на проведение специальной оценки условий труда зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Если специальная оценка условий труда проведена за счет средств учреждения, в учете сделайте проводку:

Дебет КРБ.1.401.20.226 Кредит КРБ.1.302.26.730
- учтены затраты на проведение специальной оценки условий труда за счет средств учреждения.

Это следует из пунктов 102, 111 Инструкции № 162н.

Если специальная оценка условий труда проведена за счет взносов на страхование от несчастных случаев, учтите затраты в счет уменьшения задолженности по страховым взносам перед ФСС России.

Пример, как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма

Казенное учреждение «Альфа» финансирует предупредительные меры по сокращению травматизма.

На текущий год установлен тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 0,2 процента (соответствует 1-му классу профессионального риска).

В июне учреждение произвело начисление зарплаты сотрудникам на сумму 4 000 000 руб.

Бухгалтер начислил взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь в размере 8000 руб. (4 000 000 руб. × 0,2%).

В июне учреждение получило разрешение провести специальную оценку условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Размер финансирования составил 7000 руб. В этом же месяце учреждение провело специальную оценку условий труда на сумму 7000 руб. (без учета НДС). Стоимость услуг по проведению специальной оценки условий труда бухгалтер зачел в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

В июне бухгалтер «Альфы» сделал в учете проводки:

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

Начислена зарплата за июнь

КРБ.1.401.20.211

КРБ.1.302.11.730

Начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

КРБ.1.401.20.213

КРБ.1.303.06.730

Проведена спецоценка в рамках мероприятий по сокращению травматизма (КВР 119, 129)

КРБ.1.401.20.226

КРБ.1.302.26.730

Перечислена плата за спецоценку (КВР 119)

КРБ.1.302.26.830

КРБ.1.304.05.226

Отражено начисление требования по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма

КРБ.1.209.30.560

КДБ.1.401.10.130

Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС

КРБ.1.303.06.830

КРБ.1.209.30.660

Перечислены в ФСС страховые взносы за минусом расходов в рамках мероприятий по сокращению травматизма

КРБ.1.303.06.830

КРБ.1.304.05.213

11 июля бухгалтер представил в ФСС России по месту учета учреждения ведомость по форме 4-ФСС и отчет об использовании страховых взносов с приложением подтверждающих документов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: