Кто в 1917 году возглавлял государственный банк. Создание государственного банка россии

, Термины

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК (1860-1917), учрежден в системе Министерства финансов на основании устава, Высочайше утвержденного 31 мая 1860. Начал функционировать 1 июля 1860. Являлся центральным государственным коммерческим, а после денежной реформы 1895-97 и эмиссионным банком России. Государственный банк действовал под контролем министра финансов, который согласно уставу являлся главным начальником банка, и под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Практической деятельностью Государственного банка руководило правление под председательством управляющего. В правление входили товарищи управляющего, 6 директоров, возглавлявших отделы, и 3 депутата от Совета государственных кредитных установлений, избираемых от петербургского дворянства и купечества. Государственный банк состоял из оперативных отделений: вкладов бывших кредитных установлений и 5%-ных банковских и кредитных билетов; учета векселей и ссуд под залог товаров, процентных бумаг; вкладов на хранение и платежей по комиссиям; искового. При правлении состояли учетный и ссудный комитет (для суждения о векселях и кредитоспособности клиентов, оценки товаров, под залог которых испрашивались ссуды), канцелярия, бухгалтерия, касса и контроль. Учетный и ссудный комитет возглавлялся управляющим Государственного банка, состоял из 2 товарищей управляющего, 2 директоров и 4 членов от купечества, выбираемых на 2 года собранием выборщиков от петербургского купечества и Биржевого комитета. Местными филиалами Государственного банка являлись конторы и отделения. Конторы могли учреждаться особым Высочайшим повелением, отделения - распоряжением министра финансов. Первоначально в ведение Государственного банка были переданы все конторы и временные отделения Государственного коммерческого банка. 3 янв. 1862 был утвержден устав контор, а 20 дек. 1863 Высочайшим повелением были открыты отделения Государственного банка. По этим актам конторы и отделения возглавлялись управляющими, а в отдельных случаях их функции исполняли председатели казенных палат. Управляющий конторы председательствовал в ее правлении, состоявшем из директоров. В отделениях правления не учреждались, и руководил ими управляющий. При конторах и отделениях образовывались учетные комитеты, в которые правлением Государственного банка приглашались представители купечества. Правление Государственного банка осуществляло руководство и контроль за деятельностью контор и отделений, утверждало все открываемые ими кредиты, включая самые мелкие. Первоначально было учреждено 7 контор Государственного банка (в Москве, Екатеринбурге, Киеве, Одессе, Риге, Харькове и Ростове-на-Дону). В С.-Петербурге до 1893 не было специальной конторы, и все операции по городу и губернии выполняло правление Государственного банка. С 1863 по 1882 было открыто 47 отделений. Открывались также временные отделения (на время ярмарки в Ирбите, на лечебный сезон - в Пятигорске и т. д.). По уставу 1860 Государственный банк осуществлял: учетно-ссудные операции (учет векселей, ссуды под процентные бумаги и товары; к учету принимались лишь векселя, основанные на торговых сделках; подтоварные кредиты выделялись только под товары, находившиеся в таможнях и на складах под печатью Государственного банка); операции с ценными бумагами (банку разрешались приобретение и продажа государственных и гарантированных правительством ценных бумаг, предельная сумма которых в портфеле Государственного банка была ограничена величиной его собственного капитала); операции по ликвидации дореформенных банков; операции по платным вкладам и текущим счетам; общее руководство выкупными операциями и их реализацию. В 1860 основной капитал Государственного банка вырос до 25 млн руб. Резервный капитал Государственного банка оставался почти неизменным с 1864 по 1901 и составлял 3 млн руб.

Государственный банк Российской империи был основан по Указу императора Александра II от 31 мая 1860 года. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 году. Можно сказать, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков в России (1754 г.).

Государственный банк Российской империи был основан по Указу императора Александра II от 31 мая 1860 года. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 году. Можно сказать, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков в России (1754 г.). При многочисленных преобразованиях банки сохраняли правопреемственность и традиции. Даже “Клятвенное обещание” служащих Государственного банка по тексту практически не отличалось от присяги на верность, которую давали сотрудники государственных банков времен Екатерины II.

Одновременно с подписанием Указа об основании Государственного банка император Александр II утвердил его Устав. Согласно Уставу новое учреждение являлось банком краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать “упрочению кредитной системы” и “оживлению торговых оборотов” в стране. Главным идеологом нового Государственного банка был известный экономист и географ Е.И. Ламанский, сын директора Кредитной канцелярии, автор работ по истории российского денежного обращения. Е.И. Ламанский предполагал организацию Государственного банка Российской империи по образцу Банка Франции, предусматривая его относительную независимость от правительства и предоставление эмиссионного права. Однако высшее бюрократическое чиновничество России скептически отнеслось к его идее “государственно-акционерной компании”, в результате чего права Государственного банка были значительно урезаны. Вплоть до 1897 г. он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о “временных выпусках” небольших объемов кредитных билетов.

Государственный банк оставался в ведении Министерства финансов, и в его задачи входили обслуживание государственного долга и другие функции, связанные с обслуживанием казны.

Основной капитал Государственного банка составлял 15 млн. руб., а запасный - 3 млн. рублей. С резким увеличением объемов банковских операций и принятием нового Устава Государственного банка в 1894 г. размер основного капитала Государственного банка возрос до 50 млн. руб., а запасный капитал - до 5 млн. рублей.

Структура Государственного банка отличалась централизацией. Правление Государственного банка было высшим органом непосредственного управления банком. Правление и отделы Центрального управления образовывали центральный аппарат Государственного банка, которому подчинялись конторы и отделения. Наиболее крупными по объемам проводимых банковских операций оставались Московская контора, преобразованная в 1860 г. из конторы Коммерческого банка, а также учрежденная в 1894 г. Санкт-Петербургская контора (с 1914 г. - Петроградская контора).

Как известно, Государственный банк осуществлял как коммерческие операции, так и операции, возложенные на него Министерством финансов (“за счет Государственного казначейства”). Коммерческие операции проводились и Коммерческим банком, однако в Государственном банке их виды и объемы были значительно расширены. Банк учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета. К числу операций, возложенных на банк Министерством финансов, относились размещение государственных ценных бумаг, обслуживание государственного долга, выдача по распоряжению министра финансов неуставных ссуд стратегически важным отраслям промышленности, снабжение денежными средствами ссудных касс, кредитование Дворянского и Крестьянского банков, обслуживание выкупных платежей и прием казенных сборов, ликвидация упраздненных казенных банков. До 1887 г. Государственный банк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных кредитных учреждений.

До конца XIX в. Государственный банк Российской империи оставался банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. Особое значение среди активных операций банка приобрели учет векселей и выдача ссуд под государственные ценные бумаги. При этом кредитование землевладельцев, крестьян, ремесленников, мелкой промышленности и учреждений мелкого кредита не получило должного развития.

Поворот в политике Государственного банка был связан с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи “народного кредита” - широкого кредитования отечественных производителей. Почти сразу после своего назначения в 1892 г. на пост министра финансов С.Ю. Витте начал подготовку к изданию нового Устава банка. Его соратником стал ученик известного экономиста и государственного деятеля Н.Х. Бунге А.Я. Антонович, настоявший на включении в Устав банка пунктов о кредитовании мелких и средних производителей, прежде всего крестьян и кустарей.

Новый Устав Государственного банка 1894 г. закрепил его право выдавать “промышленные ссуды”, значительная часть которых представляла собой ссуды мелкой и средней промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. С другой стороны, возросли объемы кредитования отдельных промышленных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. Были расширены также объемы выдач подтоварных ссуд, в основном ссуд под зерно. В конце XIX - начале XX в. размер ссуды промышленному предприятию не мог превышать 500 тыс. руб., а мелкому торговцу - 600 рублей.

Успешная индустриализация в России “по Витте”, повлекшая промышленный подъем и приток в страну иностранных инвестиций, не могла за столь короткое время изменить преимущественно аграрный характер экономики страны. Хлеб оставался основным продуктом русского экспорта. От его реализации зависело состояние экономической конъюнктуры. При успешной реализации зерна в Европу уменьшался дефицит свободного ссудного капитала, оживлялись торговые обороты и кредит.

В связи с этим Государственный банк обращает свое внимание на создание государственной системы элеваторов. Эта система должна была способствовать минимизации потерь зерна при перевозках, которые в России были особенно ощутимыми. В рамках государственного регулирования хлебной кампании Государственный банк с 1910 г. стал возводить сеть зернохранилищ и элеваторов.

Государственный банк способствовал также созданию в стране системы учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, крестьян и кустарей. При его финансовой поддержке и помощи по всей стране создавались кредитные товарищества. С 1904 г. учреждения мелкого кредита были поставлены под полный контроль Государственного банка. Специально созданное Управление по делам мелкого кредита занималось оказанием им финансовой, консультационной, ревизионной и иной помощи.

Кооперация получала кредиты как через ссудо-сберегательные и кредитные товарищества, так и через кредитование Государственным банком созданного в 1912 г. Московского народного банка.

С именем С.Ю. Витте связана еще одна яркая страница в истории Государственного банка - денежная реформа 1895-1897 годов. По воспоминанию Сергея Юльевича, она была проведена с личного одобрения императора Николая II вопреки отрицательному мнению большинства сенаторов. С.Ю. Витте вспоминал, что реформа прошла быстро и естественно, без особых потрясений в обществе. В действительности она широко обсуждалась в печати и экономической литературе. Осуществляя девальвацию рубля, С.Ю. Витте подумывал о введении новой денежной единицы в России. По примеру франка он хотел назвать ее “русом”. Однако в сознании народа понятие “рубль” означало уже так много, что от замены этого слова пришлось отказаться.

В результате проведения денежной реформы 1895-1897 гг. Государственный банк получил эмиссионное право. С этого времени денежное обращение империи базировалось на золотом монометаллизме; металлические деньги свободно разменивались на банкноты, которые по традиции сохраняли название кредитных билетов. В советское время сохранились традиционные цвета царских денег: фоном однорублевой купюры был желтый цвет, трехрублевой - зеленый, пятирублевой - синий, десятирублевой - красный, сторублевой - снова желтый. В таких же цветах были выдержаны государственные казначейские билеты СССР и билеты Государственного банка СССР образцов 1961 г. и 1991 г.

Денежно-кредитная политика Государственного банка Российской империи была направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие народного хозяйства. Для решения этих задач Государственный банк использовал различные инструменты, в том числе создание биржевых синдикатов для поддержки курсов российских ценных бумаг (с 1899 г.) и банковских консорциумов для оказания финансовой помощи отечественным фирмам в годы кризиса (с 1906 г.).

В начале XX в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система во главе с Государственным банком, который в больших объемах кредитовал акционерные коммерческие банки. С 1905 г. Государственный банк все чаще отказывался от роли прямого кредитора народного хозяйства, осуществляя кредитование через коммерческие банки, которым выдавал с этой целью крупные кредиты (порядка 80% общего объема учетно-ссудной операции). Нередко крупнейшие акционерные коммерческие банки империи выступали в роли агентов Государственного банка по реализации и конверсии внешних займов или в роли его компаньонов в синдикатах и консорциумах. С 1903 г. через организованные при конторах Государственного банка расчетные отделы проводились операции по взаимозачетам акционерных коммерческих банков и фирм.

На протяжении всего своего существования Государственный банк Российской империи проводил операции в значительных объемах, что видно по цифрам балансов. Так, на 1 января 1914 г. баланс Государственного банка составлял 3 040 503 тыс. рублей. Золото в России и за границей оценивалось в 1 695 234 тыс. рублей; объемы главной активной операции - учетно-ссудной - достигали 1 071 987 тыс. рублей. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, составляли в сумме 1 664 652 тыс. рублей. Другими важнейшими счетами пассива были “средства казны” - 951 216 тыс. руб., а также “Вклады и текущие счета” - 263 110 тыс. рублей.

Накануне первой мировой войны Россия была вынуждена отказаться от свободного размена на золото (по закону от 27 июля 1914 г.) и сосредоточить деятельность Государственного банка на финансировании военных действий. Банк в больших объемах кредитовал секторы экономики, связанные с обороной, финансировал полевые учреждения, занимался распространением облигаций внутренних “военных” займов. Большая часть активов Государственного банка состояла из обязательств Государственного казначейства и ссуд под процентные бумаги, которые получали преимущественно акционерные коммерческие банки, обслуживавшие стратегически важные отрасли промышленности.

Крылатая фраза “история хочет видеть людей” на примере Государственного банка Российской империи зримо отражается именами выдающихся российских банкиров. Управляющими Государственным банком Российской империи в разные годы были барон Александр Людвигович Штиглиц (1860-1866); Евгений Иванович Ламанский (1866-1881); Алексей Васильевич Цимсен (1881-1889); Юлий Галактионович Жуковский (1889-1894); Эдуард Дмитриевич Плеске (1894-1903); Сергей Иванович Тимашев (1903-1909); Алексей Владимирович Коншин (1910-1914); Иван Павлович Шипов (1914-1917). Среди них, конечно, выделяется фигура Евгения Ивановича Ламанского, автора первого Устава Государственного банка, инициатора создания системы акционерных коммерческих банков.

После октябрьских событий 1917 г. согласно подписанному В.И. Лениным декрету “О национализации банков” от 27 декабря 1917 г. Государственный банк был преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия банковского дела. Акционерные коммерческие банки подлежали национализации и были слиты с Государственным банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской Республики.

139 лет со дня основания Государственного банка Российской империи Банк России считает своим праздником. Мы гордимся богатым историческим опытом Государственного банка, который не утратил своего значения и сегодня.

Материал подготовлен Департаментом внешних и общественных связей ЦБ РФ

образовании Государственного банка

На подлинном собственною

Его Императорского

Величества рукою написано:

“Александр”.

Указ правительствующему Сенату

Указом нашим правительствующему Сенату, данным в 1-й день сентября 1859 г., повелев подчинить Министру финансов сверх государственных банков Заемного и Коммерческого кредитные обороты Сохранных казен и Приказов общественного призрения, мы постановили предварительные меры к дальнейшим по кредитной части преобразованиям.

На сей конец с целью постепенного улучшения банковой системы разрешен тем же указом выпуск государственных 5% банковых билетов в обмен на выданные из Кредитных установлений билеты по вкладам; допущен по повелению нашему в 26 день декабря 1859 г. последовавшему, прием частных вкладов только в государственном Коммерческом банке и его конторах и затем благотворительные и воспитательные заведения, содержавшиеся на счет доходов Сохранных казен и Приказов общественного призрения, обеспечены особыми мерами независимо от кредитных операций.

Ныне, утвердив рассмотренные в Государственном совете предположения Министра финансов относительно преобразования государственных кредитных установлений, мы признали за благо принять следующие меры:

1. Государственный Заемный банк упразднить, передав из оного в санкт-петербургскую Сохранную казну дела, счеты, книги и документы по ссудам. Министр финансов имеет сделать по сему предмету все зависящие от него распоряжения с тем, чтобы по делам, превышающим его власть, было испрашиваемо наше утверждение.

2. Сохранным казнам санкт-петербургской и московской состоять в непосредственном ведении Министра финансов наравне с другими государственными кредитными установлениями, ему подчиненными.

3. Приказ общественного призрения в отношении возложенных на них действий по кредитной части оставить подведомственными Министру финансов.

4. Государственному коммерческому банку согласно с утвержденным нами уставом дать новое устройство и наименование Государственного банка с передачей в ведение оного всех существующих контор и временных отделений Коммерческого банка, коим именоваться впредь конторами и отделениями Государственного банка и руководствоваться существующими уставами впредь до изменения их устройства соответственно уставу Государственного банка, о чем Министр финансов имеет войти с особым представлением установленным порядком.

5. В Государственный банк передать все вклады, принятые государственными кредитными установлениями, с возложением на оный платежа процентов и возврата капиталов на основании условий, на коих сии капиталы были приняты.

6. За передачею из Сохранных казен в Государственный банк всех вкладов упразднить в сих учреждениях отделения по вкладам и с тем вместе вследствие прекращения производства ссуд из Сохранных казен предоставить Министру финансов войти установленным порядком с представлением о сокращении штатов сих учреждений по ссудам.

7. Экспедицию государственных кредитных билетов присоединить к Государственному банку, на который возлагаются все обязанности сей Экспедиции, в манифесте 1-го июня 1843 г. определенные.

8. На устройство Государственного банка и его контор отделить в основной капитал оного 15 000 000 руб. из капиталов Заемного и Коммерческого банков и сверх того отчислить 1 000 000 руб. в резервный капитал Государственного банка. За сим по пересмотре общего баланса банков и за списанием из оного всех долгов сомнительных и неблагонадежных в Государственный банк передать наличные кассы банков и все торговые залоги, принятые Коммерческим банком.

Сумму вкладов, передаваемых Государственному банку, превышающую торговые залоги и наличность и розданную в долгосрочные ссуды под залог недвижимых имуществ, обеспечить банку впредь до окончательного погашения сих ссуд особыми обязательствами со стороны государственного казначейства.

9. Разрешенные Государственному банку по уставу оного операции вводить постепенно, сперва в самом банке, а затем в банковых конторах по ближайшему усмотрению Министра финансов с объявлением к общему сведению правил о производстве банковых операций.

10. Об открытии новых банковых контор в городах, имеющих важное значение во внутренней торговле и промышленности, Министру финансов войти в ближайшее соображение и представить на утверждение наше установленным порядком.

11. Обязанности Коммерческого банка и его контор, определенные Положением о государственных 5% банковых билетах относительно платежа процентов, тиража сих билетов и возврата по оным капиталов возложить на Государственный банк и его конторы на предписанных в означенном положении основаниях.

12. Возврат вкладов и уплату по оным процентов на основании прежних правил производить

а) из Государственного банка по билетам бывших банков Коммерческого и Заемного и санкт-петербургской Сохранной казны;

б) из Московской конторы банка по билетам московской Сохранной казны, которая имеет передать в первую все дела по вкладам и

в) по билетам Приказов общественного призрения в тех губерниях, где имеются банковые конторы, - из местных контор, а по билетам прочих приказов не иначе, как из того Приказа, коим те билеты были выданы.

13. Из числа вверенных упомянутым кредитным установлениям частных вкладов те, которые внесены на вечное время, перевести со счетов сих установлений в разряд внутреннего бессрочного долга, записав в Государственную долговую книгу.

14. Ссуды из кредитных установлений, выданные государственному казначейству и казенным местам, соединить в один общий счет долга государственного казначейства Государственному банку с тем, чтобы банк сей получал впредь назначаемые по тому долгу ежегодные платежи из Государственного казначейства.

15. На том же основании перенести на счет банка со счетов государственной Комиссии погашения долгов сумму государственного внутреннего срочного долга, записанную в государственной долговой книге на имя сохранных казен.

16. Прием платежей от частных заемщиков по ссудам, выданным из государственного Заемного банка, Сохранных казен и Приказов общественного призрения, а равно и все распоряжения по взысканию сих платежей предоставить по принадлежности санкт-петербургской и московской Сохранным казнам и Приказам общественного призрения на существующих для сего правилах.

17. Суммы, поступающие в означенные установления от частных заемщиков в уплату процентов и погашения по выданным им из тех установлений ссудам, передавать

а) из санкт-петербургской Сохранной казны в Государственный банк;

б) из московской Сохранной казны в московскую банковскую контору и

в) из Приказов общественного призрения тех губерний, где банковые конторы имеются, в местные конторы банка, а из всех прочих приказов в Государственный банк или по его распоряжению, куда будет назначено.

18. Передаваемые в Государственный банк и его конторы платежи по ссудам, произведенным из кредитных установлений, обращать в зачет суммы, потребной на выдачу процентов и капитала по государственным 5% банковым билетам и по вкладам, вверенным кредитным установлениям; в случае же недостатка для сей операции имеющих поступать в банк платежей по упомянутым ссудам потребные на то суммы отпускать из государственного казначейства.

19. Разрешение частных вопросов, могущих возникнуть как по взаимным расчетам банковых установлений и государственного казначейства с Государственным банком и его конторами, так и снабжение сих учреждений надлежащими инструкциями по производству возложенных на них операций предоставить Министру финансов.

Препровождая Устав Государственного банка в правительствующий Сенат, повелеваем: к приведению сего устава и всех вышеизложенных мер в исполнение сделать надлежащее распоряжение.

В статье поговорим о Госбанке России. Мы рассмотрим историю этого учреждения очень подробно, а также поговорим о его современном состоянии и узнаем о том, кому он подчиняется. О чём идёт речь?

Начнем с того, что Госбанк России - это центральный банк, который был создан в 1860 году на основе Государственного Коммерческого банка. В том же году весной были утверждены основные положения реорганизации и устав учреждения Александром I. Организация считается главным банком дореволюционной России.

Предыстория

Заметим, что первый Государственный банк был создан весной 1762 года Петром III, который хотел провести эмиссию ассигнаций. Банк существовал только юридически, а фактически он не считался созданным, поскольку спустя чуть более 30 дней после указа о создании банка, Петр III был свергнут с престола в результате переворота. Таким образом, в Российской империи был создан целый ряд банков, в название которых входило слово «государственный», но ни один из них при этом не выполнял базовые функции Центрального банка.

История Госбанка России

Созданный в 1860 году, Государственный банк был центральным правительственным учреждением. Первоначальный капитал составлял 15 млн рублей, он состоял из государственного и коммерческого займа. Резервный капитал насчитывал всего 30 млн рублей, 1 млн из которых приходил из вышеупомянутых источников. Согласно уставу, основная часть должна была формироваться благодаря отчисления от прибыли. Госбанк России быстро стал важнейшим звеном управления в области экономической политики. Заметим, что это было учреждение срочного и среднесрочного кредитования (до 9 месяцев). Посредством контор и отделений происходило кредитование промышленности и торговли. Заметим, что при создании Госбанка России ему перешло около 7 контор Государственного Коммерческого банка. На состояние 1917 года в состав учреждения уже входило 42 агентства, 11 контор, 55 временных и 133 постоянных отделения.

1860-1880 гг.: состояние банковской сферы

Мы немного узнали о том, какие госбанки в России были, теперь поговорим о том, что происходило с главным учреждением кредитования. Согласно уставу, оно было создано для укрепления денежно-кредитной системы и оживления торговли. Однако огромную часть ресурсов на начальном этапе поглощало финансирование казны и содержание операций по ликвидации дореформенных банков. Кроме этого, Госбанк выполнял ряд функций, которые должны были относиться к аппарату Министерства Финансов. Так, он занимался крупными операциями и делопроизводством, поддерживал Крестьянский поземельный банк и Государственный Дворянский земельный банк. При этом принимал важнейшее участие в создании всей банковской системы страны. Благодаря его поддержке были созданы Общество взаимного кредита и первые акционерные банки.

Операции

Операции были краткосрочные и среднесрочные, как мы отметили выше. Первые заключались в учете векселей, покупке и продаже серебра и золота, получении платежей, учете правительственных процентных бумаг, приеме вкладов, ведении срочных денежных документов, производстве ссуд и покупке ценных бумаг.

Но при этом срок выдаваемых ссуд не превышал 9 месяцев. Залогом могли выступать оплаченные акции, процентные бумаги, серебро и золото в слитках, иностранные монеты, товары. Однако ссуды по таким залогам были не выше 75 и 85% от их цены по последнему курсу. Учет векселей разрешался только о том случае, если они были основаны на реальных торговых сделках. При этом банк мог давать мелкие ссуды, но должен был учитывать уровень их надежности. Заметим, что Государственный Коммерческий банк не имел право выдавать мелкие сосуды во избежание потерь.

Подведомственность

Однако кому подчинён Госбанк России? По уставу, он подчинялся Министерству финансов. Кроме того, за его деятельностью наблюдал Совет государственных кредитных учреждений. Важные вопросы решались через канцелярию. Считается, что главным начальником был министр финансов.

При этом все управленческие вопросы возлагались на руководство банка, которое состояло из главного управляющего, его заместителя, 3 депутатов и 6 директоров.

Структура

Первый Госбанк России работал совместно со ссудным и учетным комитетами. Члены их избирались на 2 года из купцов Санкт-Петербурга первой и второй гильдии. Они были обязаны оценивать поступавшие векселя, товары, выяснять кредитоспособность потенциальных клиентов. С 1860 по 1870 годы основную часть своих ресурсов банк вкладывал в гарантированные ценные бумаги. Также он продолжал выдавать краткосрочные и долгосрочные ссуды государственного казначейства. Именно поэтому в 1879 году долг составлял более 470 миллионов рублей. Он был полностью выплачен только в 1901 году.

Деятельность

В то время вклады в госбанки России были еще мало развиты, но очень быстро развивались такие операции, как покупка и продажа ценных бумаг, ссуды, учет векселей, а собственно кредитование торгово-промышленного комплекса происходило именно благодаря выдаче ссуд и учету векселей. Заметим, что до 1875 года банк более 28% своих ресурсов направлял именно в торгово-промышленный комплекс, а к 1880 году эта цифра увеличилась до 53%. В течение следующих 10 лет - до 63%. При этом надо сказать, что основная часть ссуд, которые выдавались под процентные бумаги, была еще одним способом финансирования казаны. Для укрепления денежно-кредитной системы осуществлялась регулярная покупка и продажа трат.

Размен

Заметим, что с 1862 по 1863 гг. осуществлялся размен кредитных билетов на монету. Эта операция была подготовлена Е. Ламанским. Она началась весной 1862 года. Предполагался размен кредитных билетов по курсу 570 коп. за полуимпериал в золоте. В будущем планировалось установить обмен по курсу 100 коп. за 1 руб. монету. Однако, как оказалось позже, это был не лучший момент для таких действий. Зимой 1863 года в Польше произошло восстание, из-за чего резко возрос спрос на золото. На фоне этого продажи российских ценных бумаг упали, после чего стал снижаться вексельный курс рубля. Осенью на Петербургской бирже началась долго сдерживаемая паника. Размен кредитных билетов на монеты был прекращён в середине зимы 1863 года, так как продолжение этой операции могло закончиться полным разорением разменного фонда.

Трассирование векселей

С 1861 по 1866 гг. осуществлялись операции по трассированию векселей. Несмотря на то что данная операция не была предусмотрена в уставе, она проводилась под личную ответственность тогдашнего управляющего А. Штиглица. Заметим, что операция проводилась отдельно от всех счетов и отражалась только в балансе банка.

Накопление золота

С 1867 года началось активное накопление золотого запаса. Поступил приказ принимать в качестве платежа монету. Разрешалось брать не только российские, но и иностранные монеты, а также серебро и золото в слитках. При этом цены устанавливал Госбанк России. Собранная монета отправлялась в фонд, благодаря чему тот в течение 1 года он увеличился более чем в 3 раза. Заметим, что периодически во дворе здания банка происходило публичное сожжение кредитных билетов и погашенных процентных бумаг. При этом Госбанк России монеты принимал с огромной радостью.

1890-е годы

В это время был введён новый вид ссуд, а именно, ссуды через посредников. Также было отменено нормирование операций с ценными бумагами. Изменилась организация управления банка. Он перестал работать под надзором Совета государственных кредитных установлений. Управление возлагалось на Совет, который стал достойной заменой Правления.

Денежная реформа

В 1895 году началась денежная реформа, которая продлилась до 1897 года в результате чего Госбанк стал эмиссионным центром России. В дальнейшем его задачи заключались в регулировании денежного обращения. Главная цель состояла в поддержании устойчивости новой системы. Активно развивались операции с ценными бумагами государства. Постепенно началось создание биржевых синдикатов и консорциумов. В начале прошлого века разразился сильный кризис, вызванный напряженной политической ситуацией. Происходил быстрый переучет векселей, который позиционировали как дополнительную меру по преодолению кризиса. До Первой мировой войны банк очень дорожил сохранением своего золотого фонда, но ситуация изменилась после неё.

Дальнейшее развитие

Начиная от прихода к власти Временного правительства, банк часто терпел определенные убытки. Новое правительство увеличило эмиссию денег, но несмотря на это их всё равно не хватало. Это привело к денежному голоду и кризису. В результате началась сильнейшая инфляция. Несмотря на это, даже после Октябрьской революции банку удалось сохранить свои базовые функции центрального кредитного учреждения. В 1917 году банковское делопроизводство получило государственную монополию.

Перечень госбанков в России

По доверию на первом месте стоит Сбербанк. Также к государственные кредитным учреждениям относят ВТБ, "Россельхозбанк", "Газпромбанк", "Глобэкс", "Крайинвестбанк", "Эксимбанк". Это самые известные подобные учреждения, которые пользуются большим доверием у населения. Однако надо понимать, что список госбанков России несколько больше, но нет смысла приводить здесь его в полном объёме. Надо понимать, что положение дел может меняться, но мы привели актуальную информацию на 2017 год.

Но кому принадлежит Госбанк России? В принципе, он полностью зависим от государства, но как показывают последние события, на его работу могут оказывать сильное влияние внешние факторы. В федеральном законе говорится о том, что банк не обязан подчиняться распоряжениям Министерства финансов, Государственной Думы или президента. Кроме того, председателя этого учреждения уволить практически невозможно до тех пор, пока не истечет срок его полномочий, даже при условии, что он плохо выполняет свою работу. Исходя из положений закона, мы понимаем, что есть определенная структура, который фактически должен подчиняться Центральный Банк - это Международный валютный фонд.

Монеты

Заметим, что Центральный банк занимается выпуском монет номиналом 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. Каждая монета имеет характерный отпечаток. Стоит сказать, что на 1 коп. и 5 коп. выполнены в форме металлического диска белого цвета, в то время как монета 50 коп. изготовлена из материала желтого цвета. 1 руб., 2 руб., 5 руб. созданы из белого диска с выступающей окантовкой. Монета номиналом 10 руб. сделана из металла жёлтого цвета.

Вот и мы рассмотрели краткую историю создания главного кредитного учреждения нашей страны.

История

Государственный банк являлся государственно-правительственным банком. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн руб., резервный - 3 млн рублей. Государственный банк был важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. При создании Государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7 контор. В начале 1917 года в состав Государственного банка входили: 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Кроме того, в это время Государственный банк руководил банковскими операциями, которые осуществлялись в 793 казначействах.

1860-1880-е годы

Согласно Уставу 1860 года Государственный банк был создан для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы». Но основную часть ресурсов банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное финансирование казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных банков. Помимо этого Государственный банк выполнял функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов, - проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита .

Операции Государственного банка как банка краткосрочного коммерческого кредита должны были заключаться в учёте векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.

Срок выдаваемых Государственным банком коммерческих ссуд был не более девяти месяцев. По ссудам под залог он не должен был быть менее одного и более шести месяцев. Залогами могли служить правительственные процентные бумаги и оплаченные акции обществ, компаний и товариществ, принимавшихся в залог по казенным подрядам и откупам, а также золото и серебро в слитках и иностранной монете и товары, сложенные в амбарах за печатью Государственного банка. Ссуды по этим залогам не должны были превышать 75-85 % цены их по последнему биржевому курсу.

Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. Свою деятельность на министерском посту он начал с реформы Государственного банка: 6 июня 1894 г. был принят новый Устав. Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности сельскохозяйственной. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн руб., резервный - до 5 млн рублей.

Все изменения в Уставе были направлены на создание условий для широкого развития промышленных предприятий на основе общей покровительственной политики и специального финансирования их средствами Казны и Государственного банка.

Задачей Государственного банка вместо «оживления торговых оборотов» стало «облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству». Кроме того, он как и раньше должен был содействовать «упрочению денежной и кредитной системы».

1890-е годы

Уставом 1894 г. учётная операция была распространена на векселя, выданные на торгово-промышленные цели, при этом до 12 месяцев увеличивался их срок. Ссуда одному промышленному предприятию могла достигать 500 тыс. руб. и выдаваться на срок до двух лет.

Государственному банку было предоставлено право выдавать ссуды под соло-векселя, обеспеченные залогом недвижимого имущества, закладом сельскохозяйственного и фабрично-заводского инвентаря, поручительством, а также обеспечением, определенным Министром финансов.

Был введен новый вид ссуд - ссуды через посредников (земства , частные банки , общества и товарищества на началах взаимности, артели , транспортные учреждения, частных лиц). Операция эта была связана, с одной стороны, с новой железнодорожной политикой, а с другой - предназначалась для выдачи ссуд мелким землевладельцам и арендаторам, крестьянам, кустарям и ремесленникам на оборотные средства и на приобретение инвентаря.

Отменялось всякое нормирование операций с ценными бумагами, которое Уставом 1860 г. ограничивалось размером собственного капитала банка. Увеличился срок ссуд под залог ценных бумаг. Если по Уставу 1860 г. они не могли превышать 6 месяцев, то по новому Уставу их предельный срок мог составлять 9 месяцев.

Новый Устав внес изменения в организацию управления Банком. Государственный банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и поставлен под надзор Государственного контроля.

Общее управление Государственным банком возлагалось на Совет, который заменил Правление, и Управляющего банком. В состав Совета входили директор Особенной канцелярии по кредитной части, член от Государственного Контроля, товарищи управляющего Банком, Управляющий Санкт-Петербургской конторой Банка, члены от Министерства финансов (их число не ограничивалось), один член от дворянства и один - от купечества. Председателем Совета Государственного банка был его Управляющий.

Рост коммерческих операций в Государственном банке, начавшийся за год до принятия нового Устава, был кратковременным. Он закончился в 1896 году. В течение этого периода почти в три раза возросла учётная операция. Произошло, правда в меньших размерах, увеличение специальных текущих счетов и ссуд под процентные бумаги. Почти в три раза возросли товарные ссуды сельским хозяевам (на те же сроки 9,2 млн руб. и 29,8 млн руб.) и почти в два раза увеличились ссуды промышленным предприятиям (на те же сроки - 8,8 млн и 16,7 млн руб.).

Денежная реформа

Спустя год после Высочайшего утверждения нового Устава в России началась денежная реформа , завершившаяся в 1898 году. В ходе этой реформы - денежной реформы Витте - Государственный банк стал эмиссионным центром страны. И в дальнейшем главной его задачей стало регулирование денежного обращения.

Подготовка денежной реформы заняла полтора десятка лет. Задачей Государственного банка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью девизной политики. В начале 1895 г. золотой запас России составил 911,6 млн рублей. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля произошла в 1893-1895 годах. Разница между высшим и низшим курсом в 1895 г. составила 1,59 %.

На рубеже XIX-XX вв. Государственный банк вместе с рядом акционерных коммерческих банков начал создавать биржевые синдикаты и банковские консорциумы для поддержки курсов российских ценных бумаг во время экономических кризисов. Один из таких биржевых синдикатов был создан во время промышленного и финансового кризиса 1899-1903 годов. В 1906 г., во время кризиса, начал работу банковский консорциум для оказания финансовой помощи отечественным банкам и предприятиям. В 1912 г. в связи с падением курсов акций был создан банковский синдикат, который на протяжении двух лет скупал акции крупнейших предприятий и коммерческих банков .

Начало XX века

В 1899 г. в результате изменения мировой экономической конъюнктуры в России произошел спад деловой активности. В 1900 г. разразился кризис в металлургической промышленности, в тяжелом машиностроении, в нефтедобывающей, угледобывающей отраслях и в электроиндустрии. Несколько банкирских домов потерпели крах. В 1899-1901 гг. Государственный банк вынужден был увеличить учёт векселей и выдачу ссуд. Если на 1 января 1899 г. операции по учёту векселей и выдачи кредитов по специальным текущим счетам составляли 169,8 млн руб., подтоварные ссуды были выданы на сумму 22,2 млн руб., а прочие ссуды - на 30,6 млн руб., то на 1 января 1902 г. они составляли соответственно 329,3 млн руб., 46,8 млн руб. и 57,6 млн рублей. В большинстве случаев ссуды были «исключительными», то есть имели неуставной характер. Золотой запас Государственного банка с 1899 г. по 1902 г. уменьшился с 1 008,0 до 709,5 млн рублей.

Через год после окончания экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии началась Русско-японская война , а затем революция 1905-1907 годов . Это было тяжелейшее испытание для созданной менее 10 лет назад денежной системы. Выдержав общеэкономический кризис и войну, финансовая система оказалась слишком подорванной, чтобы выдержать еще и революцию. В 1906 г. система золотого монометаллизма стояла на пороге краха. Массовые политические митинги и забастовки конца 1905 г., в которых принимали участие и служащие Государственного банка, стали причиной отъезда из Санкт-Петербурга французских банкиров, прибывших туда для переговоров об очередном займе.

Происходило усиленное востребование вкладов золотом и предъявление кредитных билетов к размену на золото. Несмотря на повышение официальной учётной ставки до 8 %, значительно вырос спрос на кредит со стороны торгово-промышленных предприятий. Невозможность акционерных коммерческих банков удовлетворить этот спрос из-за сильного отлива из них вкладов, заставила Государственный банк во избежании массовых банкротств увеличить свои учётно-ссудные операции.

Начался отлив золота за границу. С 16 октября по 1 декабря 1905 г. золотой фонд Государственного банка уменьшился с 1 318,8 до 1 126,1 млн рублей. К 19 декабря 1905 г. золотое покрытие кредитных рублей опустилось ниже предела, предусмотренного законом 1897 года. Кризис был ликвидирован благодаря заключению в январе 1906 г. во Франции займа на 100 млн руб., погашенный выручкой от займа, заключенного в апреле того же года.

Усиленный переучёт Государственным банком векселей частных банков, являвшийся в 1905-1906 гг. мерой борьбы с кризисом, в последующие годы стал одним из основных направлений деятельности Банка. Государственный банк начал превращаться из банка краткосрочного коммерческого кредита в «банк банков». Общая задолженность частных банков Государственному банку с 37,3 млн руб. на начало 1910 г. выросла за два года до 342,3 млн рублей.

В это время Государственный банк был одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Его баланс с 1905 по 1914 г. увеличился почти в два раза. Источником средств для его операций были выпуски кредитных билетов и средства казны. Вклады и текущие счета частных лиц и учреждений оставались на уровне 1903 г. и составляли в среднем 250 млн рублей. Эмиссия кредитных билетов в течение этих лет дала Банку 810,9 млн руб., средства казны - 600 млн рублей. На покупку золота и иностранной валюты у Государственного банка уходило 7/8 эмиссии. Оставшуюся часть эмиссии и средства казны он через посредство коммерческих банков направлял на кредитование промышленности и торговли.

Несмотря на интенсивное развитие промышленности , в России доминирующей частью экономики оставалось сельское хозяйство . Важнейшей активной статьей торгового и платежного балансов страны по-прежнему был экспорт хлеба. Поэтому с 90-х гг. Банк развернул кредитование хлебной торговли в форме подтоварных кредитов. С 1910 г. Государственный банк в рамках государственного регулирования хлебной кампании начал строительство элеваторов и зернохранилищ. Создание государственной системы элеваторов должно было способствовать минимизации потерь зерна при перевозках. В начале 1917 г. сеть элеваторов Государственного банка состояла из 42 элеваторов общим объемом 26 000 тыс. пудов, и строилось еще 28 зернохранилищ.

При участии Государственного банка в стране была создана система учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации , кустарей и крестьян . В 1904 г. в Банке было создано Управление по делам мелкого кредита, которое должно было контролировать деятельность учреждений этого типа и оказывать им в случае необходимости финансовую помощь.

Временное правительство

Придя к власти, бывшие лидеры IV Государственной думы столкнулись с теми же экономическими трудностями, что и царский Совет министров. И также не справились с ними.

Продолжавшаяся война поглощала все больше средств. Дефицит госбюджета в 1917 г. достиг 22 568 млн рублей. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогообложения, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За период с марта по ноябрь 1917 г. Временному правительству за счет налогов удалось получить 1 158,3 млн рублей. Выпущенный им «Займ свободы» дал 3 700 млн рублей. Эти средства пошли на выполнение обычных расходных статей госбюджета. Военные же расходы, составившие за 1917 г. 22 561 млн руб., были покрыты за счет эмиссии бумажных денег. Лимит банкнотной эмиссии Временное правительство увеличило в пять раз, доведя его до 16,5 млрд рублей.

В результате за 8 месяцев нахождения у власти Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за 2,5 предшествовавших года войны. Эмиссия кредитных билетов за этот период составила 6 412,4 млн руб., разменных марок - 95,8 млн руб. и разменных казначейских знаков - 38,9 млн рублей. Такой значительный выпуск сказался на ускорении обесценения денег, что вынудило правительство прибегнуть к эмитированию кредитных билетов крупного достоинства - 250 рублей и 1 000 рублей. С августа начался выпуск казначейских знаков достоинством в 20 и 40 рублей.

Несмотря на крупную эмиссию, денег в обращении все время не хватало. Рост цен и, следовательно, увеличение денежного выражения товарной массы, тезаврация крупных купюр состоятельными слоями города и особенно деревни, вызывали недостаток денег в обращении и диспропорции в покупюрном составе денежной массы.

В августе и сентябре «денежный голод» приобрел характер кризиса в связи с сезонным расширением товарооборота. С целью ликвидации этого кризиса Временное правительство допустило в обращение в качестве законного платежного средства ряд ценных бумаг и начало выпуск денежных знаков упрощенного типа - марок-денег.

Недостаток в обращении денежных знаков особенно мелких и средних купюр привел к тому, что кроме общегосударственных денежных знаков в некоторых городах и губерниях появились свои средства обращения. Подобные эмиссии означали, что при Временном правительстве начался процесс распада единой денежной системы страны, усиливавший общую дезорганизацию и способствовавший дальнейшему усилению инфляции.

За время нахождения у власти Временного правительства в обращение было выпущено бумажных денег на 9,5 млрд рублей. В результате общая сумма бумажных денег, находившихся в обращении на 1 ноября 1917 г. составила 19 575,7 млн рублей. Причем особенно большая эмиссия - 1 116,3 млн руб. - была осуществлена Временным правительством в марте 1917 г., сразу же после прихода к власти. В итоге сумма непокрытых золотом кредитных билетов возросла с 6,5 до 16,5 млрд рублей. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, оказались покрыты золотом только на 5,5 %.

Рост денежной массы в обращении сопровождался быстрым увеличением товарных цен: при Временном правительстве они выросли в 4 раза. К 1 ноября 1917 г. покупательная стоимость довоенного рубля равнялась 6 - 7 копейкам.

На 23 октября 1917 г. задолженность Казначейства Государственному банку по учёту краткосрочных обязательств составила 15 507 млн руб. против 7 882 млн руб. на 1 марта 1917 года.

Значительные средства Государственный банк предоставлял Казне на закупки хлеба, сахара, мяса и угля. На 23 октября 1917 г. сумма кредитов на эти цели составила 1 276 млн руб. против 301 млн руб. на 1 августа 1917 г., когда Государственным банком кредит на эти цели был выдан в первый раз.

Кредиты Государственного банка под государственные ценные бумаги составили на 23 октября 1 275 млн рублей.

В сумме кредиты, связанные с войной, занимали накануне Октябрьской революции свыше 90 % баланса Государственного банка, который составлял на 23 октября 1917 г. 24 242 млн рублей.

См. также

Примечания

Российская банковская система в конце 1850-х годов. К середине XIX в. банковская система России включала центральные государственные банки (Государственный Заемный банк и Государственный Коммерческий банк), Ссудные, Сохранные и Вдовьи казны, Приказы общественного призрения, местные государственные банки, несколько десятков городских общественных банков, около двух десятков частных банкирских домов, Контору придворных банкиров, обслуживавших государственные внешнеторговые операции, и несколько местных сословных банков. Главную роль в ней играли центральные государственные банки.

Государственный заемный банк, созданный еще в 1786 г. на основе реорганизации Государственного банка для дворянства, с 1824 г. активизировал операции по выдаче долгосрочных ссуд под залог помещичьих имений и каменных домов, заняв первое место в области ипотечного кредита. Государственный коммерческий банк был образован в 1817 г. с целью оживить торгово-промышленную деятельность в стране. Он открыл конторы в крупных городах страны: Москве, Архангельске, Одессе, Риге, Астрахани, Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове, Екатеринбурге и др. К концу 1830-х годов этому банку удалось привлечь колоссальные средства во вклады. Он играл главную роль в выдаче ссуд под товары и учете векселей.

Другим звеном банковской системы России были кредитные учреждения, действовавшие в благотворительных целях. К их числу относились Ссудные, Сохранные и Вдовьи казны при санкт-петербургском и московском Воспитательных домах (открыты в 1771 году), а также Приказы общественного призрения (открыты в губерниях в 1775 г.). Они занимались привлечением средств населения во вклады. Сохранные казны и Приказы общественного призрения выдавали ссуды под залог недвижимости. Ссудные казны предоставляли ломбардный кредит - краткосрочный кредит под залог легко реализуемого движимого имущества. Доходы от этих кредитных учреждений использовались для содержания больниц и приютов для вдов и сирот. Прочие банковские учреждения из-за низкой предпринимательской активности имели второстепенное значение.

Попытки правительства удержаться от бумажноденежной эмиссии для финансирования дефицита государственного бюджета приводили к негласным «позаимствованиям» им сумм из казенных банков. Они не приносили банкам прибыли и сокращали их операции. Такая практика, с одной стороны, позволяла государству избежать чрезмерного накопления внутреннего долга в форме государственных облигационных займов, но, с другой стороны, банки постоянно находились под угрозой краха в случае массового изъятия вкладчиками своих денег. Однако до середины 1850-х годов из-за невысокой предпринимательской активности сумма вкладов почти всегда превосходила сумму изъятых средств, что и обеспечивало стабильность банковской системы.

Кризис наступил в 1856 г., когда в России начались учредительная лихорадка и связанный с ней отток вкладов из банков. И хотя с лета 1857 г. произошел спад активности в создании компаний, отток вкладов из банков продолжался. Этому способствовало принятое министром финансов П.Ф. Броком в 1857 г. решение снизить процент по частным вкладам с 4 до 3 %. В 1858 г. населением было изъято из банков 229 млн. руб., а в 1859 г. - 355 млн. руб.17 Казенные банки, средства которых в значительных масштабах были изъяты в государственную казну, не смогли обеспечить выдачей кредитных билетов требования на изъятие вкладов.

Сохранные казны и Приказы общественного призрения прекратили производство вкладных операций. 31 мая 1860 г. был упразднен Государственный Заемный банк, а его дела были переданы в петербургскую Сохранную казну. Перестал существовать и Государственный Коммерческий банк. Вся существовавшая к тому времени система банков была фактически демонтирована.

Вклады, внесенные в прежние государственные кредитные учреждения, были переданы созданному 31 мая 1860 г. Государственному банку Российской империи, к которому перешли и дела Государственного Коммерческого банка. В уставе нового банка отмечалось, что он учрежден «для оживления торговых оборотов и для упрочения денежной кредитной системы». Операции Государственного банка должны были заключаться в покупке векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам за счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных).

Устав не предоставлял Государственному банку прав эмиссионного учреждения. Правда, указ Александра II от 26 декабря 1859 г. предоставлял кредитным учреждениям право выпуска 5 %-ных банковых билетов, и это право переходило к Государственному банку, но речь шла не о банкнотах, а платежных обязательствах, подлежавших погашению в обозначенный срок. С современных позиций выглядит непонятным присоединение к Государственному банку Экспедиции государственных кредитных билетов с возложением на него всех обязанностей по деятельности этого предприятия. Но если учесть, что правом денежной эмиссии в то время обладало только Государственное казначейство, а Экспедиция выполняла распоряжения казначейства о печати денег, то станет ясно, что на Государственный банк возлагались обязанности печатания казначейских кредитных билетов по распоряжению казначейства.

По уставу Государственный банк был подведомствен Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Принципиальные вопросы по Государственному банку решались и оформлялись через Особенную канцелярию по кредитной части. Непосредственным начальником Государственного банка был министр финансов.

Управление всеми операциями и делами банка и наблюдение за их производством возлагались на правление банка, которое состояло из управляющего (председатель), его товарища (заместителя), шести директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитных установлений. Первым управляющим Госбанком был назначен в 1860 г. действительный статский советник А.Л. Штиглиц, сын придворного банкира, основателя банкирского дома «Штиглиц и К» барона Л.И. Штиглица. Товарищем управляющего Государственным банком был утвержден Е.И. Ламанский. При правлении Госбанка функционировал Учетный и ссудный комитет, который состоял из управляющего банком, его товарища (заместителя), двух директоров банка и четырех членов от купечества.

Председателем комитета являлся управляющий банком. Члены Учетного и ссудного комитета от купечества избирались на два года из петербургских купцов первой и второй гильдий. В их обязанности входили оценка поступавших для учета векселей, оценка товаров для предоставления подтоварных ссуд и выяснение кредитоспособности клиентов. При создании Государственного банка к нему перешли семь контор от Государственного коммерческого банка. В дальнейшем число контор, а также отделений и агентств Государственного банка увеличилось. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн. руб., резервный - 3 млн. руб. В 1860-начале 1880-х годов Государственный банк занимался прямым и косвенным финансированием казны, ликвидацией счетов упраздненных банков, участвовал в проведении выкупной операции, а также поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита.

Ресурсы Государственного банка складывались из средств, полученных от Государственного казначейства, а также проведения ряда коммерческих операций: учета векселей, покупки и продажи процентных бумаг, начисления процентов по ссудам под процентные бумаги и пр. Большую часть своих ресурсов в 1860 - начале 1880-х годов Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал кратко- и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. руб. Погашение долга началось в 1881 г. и закончилось в 1901 г.

Выход из банковского кризиса в России XIX век

Поскольку процесс оттока вкладов продолжался, но теперь уже из Государственного банка, необходимы были чрезвычайные меры. Трудность заключалась в том, что до второй половины 1890-х годов правом эмиссии денег банк не располагал. Правда, ввиду чрезвычайного положения ему было предоставлено право эмиссии 4 %-ных обязательств, которые вместо кредитных билетов выдавались лицам при изъятии ими вкладов из банка. Каждый такой билет имел достоинство не ниже 300 руб. серебром. Обязательства банка принимались казначейством (наряду с казначейскишЯ билетами) в уплату налогов, а Госбанком - в погашение его ссуд. Товарный оборот эти обязательства не обслуживали. Погашались 4 %-ные обязательства тиражами в течение 41 года. Всего Государственный банк выпустил 4 %-ные обязательства на сумму 36 млн. руб. Этого, однако, оказалось недостаточно. Для оказания помощи банку Государственное казначейство было вынуждено выпустить в 1860 г. кредитных билетов на сумму 34,8 млн. руб., а в 1861 г. на 619,6 тыс. руб. В середине 1861 г. волна изъятия вкладов пошла на убыль. Угроза банкротства банка была ликвидирована.

Ликвидация счетов дореформенных банков. До 1887 г. Государственный банк проводил операции по ликвидации счетов упраздненных банков, которая была возложена на него по уставу. Банк производил выплату всех долгов указанных учреждений. Все ликвидационные операции должны были производиться за счет Государственного казначейства, которое в случае необходимости должно было выдавать банку наличные деньги или свои процентные обязательства с правом продажи их на бирже. Но из-за постоянных бюджетных дефицитов у Государственного казначейства не было возможности предоставлять средства Государственному банку, и банк вынужден был ежегодно направлять на эти операции часть своей коммерческой прибыли. Это сильно затянуло ликвидационную операцию. Обороты по ликвидации стали давать излишек поступлений только с 1872 г. В январе 1887 г. ликвидационная операция была завершена.

Борьба с последствиями экономических кризисов в России

С середины 1870-х годов Государственный банк Российской империи принял участие в борьбе с последствиями экономических кризисов и хозяйственными затруднениями отраслевого и местного значения. В частности, он стал проводить операции по спасению оказавшихся на грани банкротства банков и некоторых предприятий. В результате действий Государственного банка банковские кризисы середины 70-х и начала 80-х годов XIX в. не нанесли ощутимого удара по банковской системе России. Основные столичные и провинциальные коммерческие банки были спасены.

В середине 80-х годов Госбанк занимался поддержкой и спасением обществ взаимного кредита. Их долг банку в 1887 г. достиг 6,2 млн. руб. Были спасены также и городские общественные банки в крупных городах. С 1886 г. Государственный банк стал субсидировать Крестьянский поземельный и Дворянский банки. Средства для своих операций эти банки получали в результате выпуска закладных листов. Убытки, которые возникали при их реализации, банк оплачивал за счет Государственного казначейства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: