Статья 58 3 часть 1 закона 212 фз. Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам должны

Согласно ст. 58.3 п.2.1. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2009 № 212-ФЗ Для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса Опасный 4 8,0 процента Вредный 3.4 7,0 процента 3.3 6,0 процента 3.2 4,0 процента 3.1 2,0 процента Допустимый 2 0,0 процента Оптимальный 1 0,0 процента. Мы специальной оценки условий труда не проводили, но в 2010году мы проводили аттестацию рабочих мест и аттестационной комиссией рабочие места аттестованы по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 3.1 и 3.2. Можем ли мы при начислении страховых взносов применять положения п.2.1 или должны применять положения п.1 и п.2 ст.58.3

К результатам специальной оценки условий труда приравниваются результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать при определении особых дополнительных тарифов

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Ситуация: Кто должен начислять взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам должны:

  • организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по списку № 1 , утвержденному ). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников;
  • организации, предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на определенных видах работ (по списку № 2 , утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников.

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации или аттестация рабочих мест .

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда , ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены статьей 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пунктами и статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Если в организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда, применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов , установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

При этом к результатам специальной оценки условий труда приравниваются результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест . До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать при определении особых дополнительных тарифов. Для этого необходимо выполнение трех условий:

  • аттестация рабочих мест проводилась (результаты аттестации оформлены) в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н ;
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Возможность применения результатов аттестации рабочих мест при определении размеров дополнительных тарифов обусловлена тем, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не изменилась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагаются пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1-3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.*

Следует учитывать, что при начислении пенсионных взносов по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину расчетной базы (624 000 руб.), не применяются. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от этой суммы. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 3 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 . Этот порядок распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

Применение дополнительных тарифов зависит от момента начисления выплат и не зависит от периода, за который эти выплаты были начислены. Например, в 2014 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, может быть начислена премия или вознаграждение по итогам работы за 2013 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2013 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагались, в 2014 году эти суммы нужно включить в расчетную базу для начисления дополнительных взносов. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727 .

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат , которые включаются в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Если в течение месяца сотрудник был занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, дополнительные пенсионные взносы тоже следует начислять со всех облагаемых выплат. Однако в этом случае в расчетную базу нужно включать только ту часть выплат, которая соответствует времени, фактически отработанному сотрудником во вредных (опасных, тяжелых) условиях. Например, при совмещении профессий на работах с вредными и обычными условиями труда начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу нужно со всех выплат, начисленных сотруднику в течение месяца (включая доплату за совмещение профессий), пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/878 , от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309 .

Л.А. Котова

заместитель директора департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

Видеоприем страхователей г. Таганрога

31 января 2013 г. заместитель управляющего ОПФР по Ростовской области Л.В. Кухта провела видеоприем страхователей г. Таганрога Ростовской области.

В ходе видеоприема были рассмотрены следующие вопросы:

1.Попадают ли летчики-испытатели под обложение дополнительными страховыми взносами? Если да, то как производится начисление заработной платы для обложения страховыми взносами?

Ответ: Дополнительные тарифы страховых взносов, установленные статьей 58.3. Закона №212-ФЗ, с 01.01.2013г начисляются плательщиками страховых взносов только на выплаты и вознаграждения в пользу работников, занятых на видах работ с тяжелыми, вредными условиями труда (в соответствии со Списком 1 и Списком 2) и имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Профессия летчик-испытатель не поименована в вышеназванных Списках, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Таким образом, дополнительный тариф страхового взноса на выплаты летчикам-испытателям не начисляется.

Ответ: В соответствии с нормами статьи 58.3 Закона №212-ФЗ с 01.01.2013 года для плательщиков страховых взносов установлена обязанность начислять дополнительные тарифы страховых взносов на выплаты и вознаграждения:

- работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по Списку 1), мужчинам в возрасте 50 лет, женщинам в возрасте 45 лет при условии, что они проработали соответственно не менее 10 лет и 7,5 лет на данных работах при наличие определенного страхового стажа – в 2013 г. в размере 4% , в 2014 г. – 6% , в 2015 и последующих годах – 9%;

- работникам, занятым на видах работ с тяжелыми условиями труда (по Списку 2), с учетом достижения определенного возраста и при наличии соответствующего страхового стажа для назначения льготной трудовой пенсии – в 2013 г. – 2% , в 2014 г . – 4% , в 2015 и последующих годах 6% .

В случае, когда работники в течение месяца заняты на работах одновременно по двум спискам (например: чередуя работу под землей согласно Списку 1 и работу на поверхности согласно Списку 2), рекомендуем плательщикам вести раздельный учет выплат и начислений по каждому списку отдельно.

3.Отчетность по льготным работникам – списки необходимо представлять по каждому работнику или общей суммой по предприятию?

Ответ: На сайте Министерства труда и соцзащиты размещен проект приказа «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам (форма РСВ-1 ПФР), и Порядка ее заполнения». В проекте приказа установлено, что настоящий приказ применяется, начиная с представления работодателями расчетов по форме РСВ-1 за 1 квартал 2013 года.

Данной формой в разделе 2 предусмотрены подразделы «2.2. Расчет страховых взносов по доп. тарифу для плательщиков, указанных в ч.1 ст.58.3 Закона №212-ФЗ» начисляющих доп.тариф работникам, занятым на работах по Списку 1 и «2.3. Расчет страховых взносов по доп.тарифу для плательщиков, указанных в ч.2 ст.58.3. Закона №212-ФЗ» начисляющих доп.тариф работникам, занятым на работах по Списку 2. Согласно прилагаемому «Порядку заполнения РСВ-1», соответствующие строки данных подразделов заполняются нарастающим итогом с начала года и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода общими суммами по всем соответствующим льготным категориям работников.

4.Были ли изменения по начислению страховых взносов по иностранным работникам?

Ответ: Порядок начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды иностранным гражданам и лицам без гражданства на 2013 год не изменился. Скорректирован порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, застрахованными лицами в сфере обязательного пенсионного страхования. Так, с 01.01.2013г. иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, признаются застрахованными в системе ОПС, если с ними заключены трудовые договоры на неопределенный срок, а также срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года .

Напомним, что на выплаты в отношении указанных лиц страховые взносы начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения такого застрахованного лица.

5.П. 4 ч. 2 ст. 58.3 – кто и в каких случаях освобождается от уплаты дополнительных страховых взносов в соответствии с этим пунктом?

Ответ: Согласно части 4 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов могут быть освобождены от уплаты страховых взносов, исчисленных по дополнительным тарифам, установленным настоящей статьей, по результатам специальной оценки условий труда. В настоящее время порядок проведения специальной оценки условий труда законодательно не установлен.

6.При обложении страховыми взносами по дополнительному тарифу следует ли учитывать размер предельной величины базы (568 000 рублей)?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным настоящей статьей, положения частей 4 и 5 статьи 8 настоящего закона не применяются, (т.е. при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на 2013 год в размере 568 000 руб., не учитывается).

7.Будут ли меняться формы отчетности (РСВ-1 и персучета)?

Ответ. Проект приказа «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам (форма РСВ-1 ПФР), и Порядка ее заполнения», как уже говорилось ранее, размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты.

В данной форме в раздел 2 добавлены подразделы «2.2. Расчет страховых взносов по доп.тарифу для плательщиков, указанных в ч.1 ст.58.3 Закона №212-ФЗ» и «2.3. Расчет страховых взносов по доп.тарифу для плательщиков, указанных в ч.2 ст.58.3. Закона №212-ФЗ».

Дополнительные тарифы носят солидарный характер , поэтому суммы страховых взносов , начисленные и уплаченные по указанным тарифам, персонифицироваться на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц не будут.

Вместе с тем, от факта начисления и уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу зависит право работника на включение соответствующих периодов в специальный трудовой стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию.

В связи с этим, с 2013 года предусмотрено введение индивидуальных сведений по форме СЗВ-6-4. В указанной форме предусмотрен раздел «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений ЗЛ, занятого на соответствующих видах работ , на которые начислены страховые взносы по дополнительному тарифу », заполнение которой будет подтверждать право конкретного ЗЛ на специальный стаж за соответствующий отчетный период. Причем, сведения о суммах указанных выплат будут указываться помесячно за каждый отчетный период.

Кроме того, в новой форме также предусмотрен раздел, содержащий данные о сумме выплат и вознаграждений, начисленных работнику за отчетный период с помесячной разбивкой (по аналогии с формой СЗВ-6-3).

Следует сказать о подтверждении с 1 января 2013 года периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 2013 года коды особых условий труда в индивидуальных сведениях (в т.ч. в пенсионных формах СПВ-1) указываются только в случае начисления (уплаты) страховых взносов по дополнительному тарифу . В случае отсутствия начисления (уплаты) страховых взносов по дополнительному тарифу коды особых условий труда и (или) основания для досрочного назначения трудовой пенсии не указываются.

8.Будут ли облагаться дополнительными страховыми взносами работающие пенсионеры?

Ответ: Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 настоящего закона возраста.

Статья 58.3 Закона №212-ФЗ устанавливает обязанность плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты и вознаграждения физическим лицам, перечисленным в подпунктах 1-18 статьи 27 Закона №173-ФЗ, дополнительно начислять страховые взносы по соответствующим тарифам. При этом начисление дополнительных тарифов страховых взносов осуществляется в отношении работников независимо от того, получено ими право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на момент начисления дополнительных тарифов, или нет.

Сумма страховых взносов, исчисленная по дополнительным тарифам, подлежит уплате на соответствующий КБК на страховую часть трудовой пенсии и зачисляется на солидарную часть тарифа.

9.Начислять ли дополнительные страховые взносы на заработную плату работнику во время работы в особых условиях труда в следующих случаях: а) работник находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, но выплачивается разовая премия к 8 Марта, к дню Машиностроителя и т. д.; б) нахождение в простое (с частичной выплатой зарплаты); в) привлечение к легкому труду (часть раб. времени - особые условия труда, часть - на общих или «легких» основаниях); г) период временной нетрудоспособности (выплата в этом периоде премии к профессиональному празднику ).

Ответ: По мнению Отделения ПФР по РО:

а) Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости ) (ст.256 Трудового кодекса РФ). Таким образом, обложение страховыми взносами выплат работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, осуществляется на общих основаниях и не подлежит обложению взносами по доп. тарифу.

б) Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Таким образом, обложение страховыми взносами выплат работнику в период простоя (выплата средней зарплаты) осуществляется на общих основаниях и не подлежит обложению взносами по доп. тарифу.

в) Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, а также периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени. Таким образом, в случае если работник часть рабочей недели занят не «льготной» работой, выплаты за такую работу подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях и не подлежит обложению взносами по доп. тарифу.

г) Согласно правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды получения пособия по временной нетрудоспособности включаются в стаж. Таким образом, выплаты, осуществляемые плательщиками в периоды временной нетрудоспособности работника, подлежат обложению страховыми взносами по дополнительным тарифам.

Порядок освобождения плательщиков от уплаты страховых взносов по доп.тарифам, предусмотренного ч.4 ст.58.3 Закона №212-ФЗ, в настоящее время законодательно не установлен. На данный момент Пенсионный фонд РФ и Министерство труда и соц.защиты официальных разъяснений по данному вопросу не давало.

При поступлении соответствующих разъяснений от ПФ РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ порядок освобождения вышеназванных плательщиков от уплаты дополнительных тарифов страховых взносов будет доведен до сведения плательщиков.

10.Порядок предоставления льготы ИП по фиксированному платежу (какие документы и в какие сроки необходимо их представить в ПФР)

Ответ: В настоящее время порядок документального подтверждения индивидуальными предпринимателями периодов неосуществления ими предпринимательской деятельности законодательно не установлен. Отделением ПФР по РО сделан запрос в ДОАСВ ПФР по данному вопросу. В связи с тем, что срок уплаты страховых взносов в фиксированном размере для плательщиков, указанных в п.2 ч.1 ст.5, установлен ст.16 Закона №212-ФЗ - не позднее 31 декабря текущего календарного года , рекомендуем, предварительно оценив, насколько достоверно Вы сможете подтвердить отсутствие соответствующей деятельности в вышеназванных периодах, до получения разъяснений Департамента страховые взносы не уплачивать. При получении разъяснений Департамента информация будет доведена до сведения плательщиков.

Обязанность по уплате дополнительных страховых взносов установлена в ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Данная статья была введена в действие 1 января 2013 года Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ. С учетом изменившегося законодательства, в частности, с установлением правил проведения специальной оценки условий труда, возникла необходимость внести поправки в порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам. В статье расскажем о новшествах, связанных с исчислением таких взносов, и представим разъяснения специалистов ПФР по вопросам, с которыми работодатели часто сталкиваются на практике.

Дополнительные тарифы страховых взносов применяются работодателями (как организациями, так и индивидуальными предпринимателями)в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых указаны в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ ).

6% - в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых обозначены в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ ;

4% - в отношении выплат лицам, перечисленным в пп. 2 - 18 п. 1 вышеназванной статьи.

Напомним, что в предыдущем году размеры тарифов были ниже: 4 и 2% соответственно.

Как и прежде, страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ (ч. 3 212-ФЗ ).

Теперь скажем о нововведениях. В конце прошлого года был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ ). Основной целью данного закона является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, а также формирование комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В целях реализации Федерального закона № 426-ФЗ Федеральным законом № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ . Статья дополнена новым п. 2.1 , который звучит следующим образом.

Для плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в ч. 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса, %
Опасный 4 8,0
Вредный 3.4 7,0
3.3 6,0
3.2 4,0
3.1 2,0
Допустимый 2 0,0
Оптимальный 1 0,0

Итак, тарифы, предусмотренные 212-ФЗ , применяются вместо дополнительных тарифов, которые установлены ч. 1 и 2 данной статьи.

К сведению

При определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ , признаны вредными и (или) опасными, применяются результаты указанной аттестации, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно (ст. 5 Федерального закона № 421-ФЗ ). До 1 января 2014 года в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов действовал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» .

Еще одно новшество: с 1 января 2014 года утратила силу ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ . Данной частью предполагалось освобождение работодателя от обязанности по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда.

Вместе с тем в настоящее время действует следующее правило: если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0%, то есть по сути работодатель будет освобожден от обязанности по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам. В ситуации, когда по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными (класс 3 (с подклассами) или 4 соответственно), работодатели в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8%.

К сведению

Для уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в 2014 году применяются коды бюджетной классификации (КБК), действовавшие в 2013 году для уплаты взносов, установленных ч. 1 , 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ :

392 1 02 02131 06 0000 160 - страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в 173-ФЗ , зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;

392 1 02 02132 06 0000 160 - страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, обозначенных в пп. 2 - 173-ФЗ , зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.

Исчисление дополнительных страховых взносов в отдельных ситуациях

В Письме ПФР от 30.12.2013 № НП-30-26/20622 «О дополнительных тарифах страховых взносов» специалисты фонда представили разъяснения по вопросам, с которыми работодатели часто сталкиваются на практике. Обратимся к этим разъяснениям.

Начисление дополнительных страховых взносов в ситуации, когда работник находится в учебном отпуске, период которого не включается в льготный стаж. Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работника зависит от его занятости на работах, указанных в пп. 1 и 173-ФЗ , в месяце, в котором начисляются данные выплаты и вознаграждения, независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (если они производятся за прошлые периоды). Следовательно, если работник в течение месяца находился в учебном отпуске, период которого не включается в льготный стаж, страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты, произведенные работнику в данном месяце, не начисляются.

Ранее соответствующие разъяснения были приведены в Письме Минтруда РФ от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105 .

Исчисление дополнительных взносов в ситуации, когда определенный период работы не включается в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Согласно ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ . В связи с этим страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, начисляются независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.

Исчисление дополнительных страховых взносов в случае полной занятости работника в течение месяца на работах с вредными условиями труда. При полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ , исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ , независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (с учетом выплат за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, суммы оплаты учебного отпуска, премий за прошлые периоды и др.). При этом в силу 212-ФЗ не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленных ч. 4 и 5 ст. 8 данного закона.

Начисление страховых взносов по дополнительным тарифам в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, так и на работах, не поименованных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ. Страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам исчисляются плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (с учетом выплат за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, суммы оплаты учебного отпуска, премий за прошлые периоды и др.), пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

На основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона № 173-ФЗ , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516 ), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, пополняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.

Таким образом, исчисление фактически отработанного времени на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в случае занятости работника в течение полного рабочего дня должно производиться в рабочих днях, а в случае его занятости на условиях неполного рабочего дня - в часах.

К сведению

Если период занятости работника в течение месяца на работах, не поименованных в пп. 1 и 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ , согласно Правилам № 516 включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, в случае перевода сотрудника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, перевода беременной женщины в соответствии с медицинским заключением на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов), начисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от количества дней, фактически отработанных в таком месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Исчисление дополнительных взносов в случае, если работник был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в течение неполного месяца (частичная занятость), при этом имелись периоды освобождения его от исполнения трудовых обязанностей (как с сохранением, так и без сохранения заработка), которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. К таким периодам относятся, например, учебный отпуск, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, время прохождения стажировки, дополнительно оплачиваемые дни по коллективному договору (в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, похоронами и др.). В данной ситуации страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам исчисляются со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ ) пропорционально количеству фактически отработанных им дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Пример 1.

Водитель троллейбуса (вид работ поименован в пп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) по состоянию здоровья переведен на более легкую работу - на должность диспетчера троллейбусного парка. За отработанный месяц ему начислена заработная плата в сумме 21 350 руб. Кроме того, ему выплачена премия в размере 14 000 руб. В месяце 20 рабочих дней. 2 дня работник был в отпуске без сохранения заработной платы, из 18 отработанных дней 8 дней работал водителем троллейбуса, а 10 дней - диспетчером.

Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составит 35 350 руб. (21 350 + 14 000).

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, будет равна 1 767,50 руб. (35 350 руб. / 20 дн.).

При этом сумма страховых взносов, исчисленных по дополнительным тарифам, составит 565,6 руб. (1 767,50 руб. х 8 дн. х 4%).

Исчисление дополнительных страховых взносов в периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Согласно п. 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Следовательно, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат пропорционально количеству рабочих дней, приходящихся на период, засчитываемый в льготный стаж.

Пример 2.

В месяце 20 рабочих дней, из них:

15 дней сотрудник отработал на работах, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ;

7 дней составляют период временной нетрудоспособности (включаемый в льготный стаж), из которых 5 дней приходятся на рабочие дни.

Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 20 000 руб.

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, будет равна 1 000 руб. (20 000 руб. / 20 дн.).

При этом сумма страховых взносов, исчисленных по дополнительным тарифам, составит 800 руб. (1 000 руб. х 20 дн. х 4%).

Пример 3.

В месяце 20 рабочих дней, из них 15 дней сотрудник отработал на работах с обычными условиями труда, 7 дней - период нахождения работника в очередном отпуске (включается в льготный стаж), из которых 5 дней приходятся на рабочие дни.

Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, являющихся объектом обложения страховыми взносами, составляет 20 000 руб.

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, - 1 000 руб. (20 000 руб. / 20 дн.).

При этом сумма страховых взносов, исчисленных по дополнительным тарифам, составит 200 руб. (1 000 руб. х 5 дн. х 4%).

Начисление дополнительных страховых взносов в пользу работников-пенсионеров. Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но которые продолжают работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

Исчисление дополнительных взносов на выплаты и вознаграждения, производимые за счет бюджетных субсидий. Начисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения страховыми взносами в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ , независимо от источника их финансирования (в том числе в случае, если эти выплаты и вознаграждения осуществляются за счет бюджетных субсидий), за исключением сумм, поименованных в ст. 9 данного закона.

Начисление дополнительных страховых взносов для работников, в отношении которых предусмотрен особый порядок исчисления периодов работы с вредными и опасными условиями труда. По вопросу начисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, осуществляемых в пользу отдельных профессиональных категорий работников, для которых предусмотрен особый порядок исчисления периодов соответствующей работы (водолазов и других работников, занятых на работах под водой, работников, занятых в определенных профессиях (должностях) на подземных горных работах, в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, работников, занятых в сезонных отраслях промышленности: в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, работников летного состава гражданской авиации, парашютистов всех наименований, спасателей, десантников-пожарных всех наименований, спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС), необходимо иметь в виду следующее: у перечисленных категорий работников возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии обусловлено совершением ими определенных действий в течение календарного года, в частности, у водолазов - погружением под воду, у парашютистов - совершением прыжков, у летчиков - совершением полетов и т. д.

В целях применения положений ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ занятость работой этих лиц (под водой, под землей, в небе и т. п.) не указывается с продолжительностью их нахождения в соответствующих условиях работы и количеством совершенных действий (погружений, прыжков с парашютом и т. п.). Следовательно, на выплаты и иные вознаграждения в пользу упомянутых работников нужно начислять страховые взносы по дополнительным тарифам с момента возникновения с такими лицами трудовых отношений.

В части выплат в пользу работников, занятых на подземных работах, по которым учет специального стажа (по списку 1 или 2) зависит от времени занятости на подземных работах, страховые взносы по дополнительным тарифам следует начислять в соответствии с ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ .

К сведению

Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 . При этом списки 1 и 2 применяются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 .

По окончании расчетного (учетного) периода плательщику может быть произведен перерасчет страховых взносов по дополнительному тарифу на основании расчета времени фактической занятости работника на подземных работах.

Лица, осуществляющие трудовую деятельность в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов пригородного и внутригородского сообщения), относятся к лицам, занятым на работах, указанных в пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ .

В связи с этим на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работников плавсостава судов морского, речного флота, флота рыбной промышленности (включая суммы за период оплачиваемых дней отдыха, оплату учебного отпуска, основного отпуска), следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ , с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений вне зависимости от навигационного периода работы вышеуказанных судов.

Начисление дополнительных взносов в случае, если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда) в рамках трудовых договоров (трудовых отношений) с одним и тем же работодателем. Страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех начисленных работнику в данном месяце выплат пропорционально количеству фактически отработанных им часов на работах с вредными условиями труда.

Если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда) у одного работодателя, причем работа по совместительству осуществляется не в рамках трудовых отношений, а на основании отдельного гражданско-правового договора, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются только с сумм выплат, начисленных в данном месяце за работу во вредных условиях труда в рамках трудового договора (трудовых отношений). На выплаты за работу по совместительству (в обычных условиях труда) дополнительные страховые взносы не начисляются.

Исчисление дополнительных страховых взносов по наибольшему тарифу. В случае занятости работника одновременно на работах, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона №  173-ФЗ (например, в должности врача-рентгенолога), и работах, перечисленных в пп. 2 - 18 п. 1 данной статьи (например, работа с осужденными в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы), в рамках одного трудового договора страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех выплат по наибольшему тарифу (в 2013 году - 4%, в 2014 году - 6%).

  1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

14.07.2016 10:49:00

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР установлены с 1 января 2013 г. для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда и имеющих право на досрочную пенсию. Эти лица указаны в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).

При каких обстоятельствах и в каких размерах работодатель обязан начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам?


В частности, для работодателей в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, перечисленных в п. 1 указанной нормы (то есть на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в следующих размерах: в 2013 г. - 4%, в 2014 г. - 6%, в 2015 г. и последующие годы - 9%.

Для работодателей в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2-18 этой же нормы (занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, в полевых, геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах и др.), применяются дополнительные тарифы в следующих размерах: в 2013 г. - 2%, в 2014 г. - 4%, в 2015 г. и последующие годы - 6%.

При этом с 1 января 2014 г. в случае, если у работодателя проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) либо существуют рабочие места, по которым имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест и условия труда на которых по результатам такой аттестации признаны вредными и (или) опасными, взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам СОУТ (аттестации рабочих мест), в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, применяют дополнительные тарифы в следующих размерах:

Класс условий
труда
Подкласс условий
труда
Дополнительный
тариф страхового
взноса, %

Опасный
4 8,0
Вредный
3.4
7,0

3.3
6,0

3.2
4,0

3.1
2,0

Допустимый
2 0,0

Оптимальный
1 0,0

Условия применения дополнительных тарифов
страховых взносов в ПФР

Исходя из положений ч. 1, 2, 2.1 ст 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР установлены для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. Таким образом, основным условием применения плательщиками страховых взносов дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР является занятость застрахованного лица на вышеуказанных видах работ.

В связи с этим применение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР не зависит от вида договора, по которому работает у данного плательщика застрахованное лицо, занятое на вышеупомянутых видах работ. Поэтому если физическое лицо занято на видах работ, указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, то страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР начисляются на выплаты и иные вознаграждения в пользу данного работника независимо от того, заключен ли с таким работником трудовой договор или договор подряда.

Кроме того, если работник продолжает работать на вышеупомянутых видах работ после того, как выработал льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии и пенсия ему назначена, то с выплат в его пользу страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР также начисляются в общеустановленном порядке, поскольку ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не предусматривает никаких других условий для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР, кроме занятости работника на этих видах работ.

Что касается исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР с выплат в пользу работников, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии которых обусловлено совершением работником определенных действий в течение календарного года (например, лиц, работающих в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах), учитывая, что занятость этих лиц на указанных видах работ с целью применения положений ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не зависит от дней, отработанных в полях и т.п., то, соответственно, на выплаты и иные вознаграждения в пользу упомянутых работников следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР с момента возникновения с такими лицами трудовых отношений.

Уплата страховых взносов в зависимости от полной или частичной занятости работника на работах с особыми условиями труда


Исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в п.п. 1 и 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений, независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (то есть если они производятся за прошлые периоды). При этом работник может быть занят на вышеупомянутых видах работ как полностью, так и частично. <Под частичной занятостью работника в течение месяца на работах с особыми условиями труда понимается ситуация, когда работник в течение месяца часть времени занят на работах, поименованных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, а часть месяца не занят на данных видах работ>.

Вместе с тем, если работник, занимающий должность на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованной в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, находится в служебной командировке, на межвахтовом отдыхе, в очередном оплачиваемом отпуске, в учебном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и т.д., то такой работник для целей исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР считается полностью занятым на работах с особыми условиями труда.

При этом в случае полной занятости работника в течение месяца на вышеупомянутых работах исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты.

В случае оформленной надлежащим образом частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в п.п. 1 и 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, так и на иных работах (не поименованных в указанных пунктах) исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Пример. В месяце 22 рабочих дня, из них на основании приказа руководителя работник 10 дней отработал на работах, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и 12 дней - в нормальных условиях.

Общая сумма начисленных в этом месяце выплат, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, равна 22 000 руб. (в том числе отпускные, премия за прошлый год).

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1000 руб. (22 000 руб. / 22 дн.).

Величина страховых взносов по дополнительным тарифам - 600 руб. (1000 руб. x 10 дн. x 6%).

Исчисление страховых взносов при наличии актуальных результатов
аттестации рабочих мест (и) или результатов СОУТ

При наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест (и) или результатов СОУТ плательщик может применять дифференцированные размеры дополнительных тарифов страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в размере от 8% до 0%.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными.

К сведению. Класс (подкласс) условий труда на рабочем месте может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В связи с этим, если по итогам аттестации рабочему месту установлен вредный или опасный класс условий труда, в отношении такого рабочего места следует применять дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

В случае если в документах по результатам проведенной аттестации рабочему месту был присвоен 3-й класс (вредные условия труда) без подразделения на степени вредности (3.1, 3.2, 3.3., 3.4), при отсутствии возможности у плательщика страховых взносов подтвердить степень вредности условий труда аттестованного рабочего места в отношении выплат работнику, занятому на данном рабочем месте, должен применяться дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4, то есть 7%.

Что касается СОУТ, то датой ее завершения следует считать дату утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Следовательно, результаты СОУТ используются с даты утверждения отчета, и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении СОУТ, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, исчисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Следует обратить внимание, что дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР применяются только в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР. В связи с этим если работник не занят на вышеуказанных видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: