Куда будет двигаться экономика польши после устойчивого роста. Польша прирастает белорусами

На фоне растущей активности Польши в Восточной Европе и её претензиях на роль регионального лидера "Междуморья" уместно посмотреть, каковы экономические основы данной активности и насколько прочна её база. Что позволяет говорить о перспективах такой политики, направленной против России.

Польша в регионе Восточной Европы является наиболее крупным государством по экономике, территории и населению. Однако есть основания полагать, что экономика Польши не даёт ей возможности претендовать на самостоятельные лидерские позиции в регионе Восточной Европы.

ВВП - 470 млрд долл. США. Численность населения - 37,95 млн чел., площадь - 312,7 тыс. кв. м.

Польша исторически стремится к утверждению своих лидерских позиций в Восточной Европе и реализации национальных амбиций при поддержке «сильных мира сего» (США). Последние возлагают на Варшаву задачи по курированию и координации действий союзников по отношению к их восточным соседям, в первую очередь Украине и Республике Беларусь.

При этом Польша зачастую используется в качестве демонстрационной площадки результатов преобразования постсоветской страны в действительно «европейское» государство.
Как известно, лидерские устремления невозможно реализовать без стабильного экономического базиса. Для понимания реальных позиций Республики Польша обратимся к краткому освещению динамики её основных финансово-экономических и социальных трендов.

Согласно данным Всемирного банка, в период с 2000 по 2008 год наблюдался постоянный экспонентный рост ВВП Польши, валовой внутренний продукт вырос с 171,886 до 533,816 млрд долл. США (310% роста, 25-я страна по величине ВВП в мире). После мирового кризиса 2008 года экономика ВВП показывала разнонаправленную динамику и на момент начала 2017 года снизилась до 469,509 млрд долл. США (или на 12%).

Однако высокие темпы роста польской экономики во многом связаны с поддержкой со стороны Евросоюза, США и международных финансовых структур (Всемирного банка, МВФ, ЕБРР) и не связаны с «дикорастущим экономическим чудом».

В структуре ВВП основная доля принадлежит сфере услуг, промышленности, сельскому хозяйству (в 2016 году 64%, 33%, 2-3% соответственно). В период с 2000 года наблюдался постоянный рост доли сферы услуг и снижение промышленной составляющей.

Сфера услуг в первую очередь представлена транспортными, банковскими, страховыми услугами, торговлей и иными видами деятельности.

Вместе с тем следует понимать, что промышленность играет важную роль в обеспечении занятости населения, в развитии национальной науки и техники и в формировании совокупной добавленной стоимости.

В настоящее время промышленность Польши представлена такими направлениями, как машиностроение (автомобилестроение, с/х механизация, ж/д транспорт и подвижной состав), авиастроение, двигателестроение, судостроение, военно-промышленные компании, а также хорошей нефте-химической отраслью (переработка нефти и производство азотных соединений).

Следует понимать, что польская промышленность - это активы, созданные в период после Второй мировой войны во время вхождения Республики Польши в Организацию Варшавского договора, т. е. за счёт и благодаря усилиям СССР и Союзных республик .
В настоящее время большинство промпредприятий выкуплено американскими и европейскими корпорациями (Sikorsky Aircraft Corporation, AgustaWestland, Airbus Defence and Space, FIAT, General Motors) или обанкрочено .

В части внешнеторговых операций видно, что с 1990-х годов наблюдался постоянный рост. Экспорт товаров возрос за счёт открытия границ и ликвидации таможенных пошлин с ЕС и США. Одновременно происходило увеличение импорта товаров и услуг (График № 4).

Вместе с тем в течение длительного периода времени (с 2000 года) сальдо внешней торговли было отрицательным (до минус 38, 2 млрд долл. США), положительное сальдо стало только с 2015 года - 2,6 млрд долл. США, 4,375 млрд долл. США в 2016 году (График № 5).

При этом в Польше имеет место высокий уровень дефицита госбюджета. По состоянию на сентябрь 2017 года он составлял минус 54,4% (доходная статья бюджета - 4 884,40 млн евро к 8 4649,90 млн евро).

Для компенсации дефицитов торгового баланса и госбюджета необходимы постоянные заимствования либо на внешнем, либо на внутреннем (у населения или юридических лиц) финансовых рынках.

Как результат - внешний долг Польши по состоянию на октябрь 2017 года составляет 363 658,00 млн евро, или по текущему курсу – 428 752,8 млн долл. США (т. е. около 100% от ВВП ). В расчёте на одного трудоспособного жителя Польши внешний долг достигает 12,8 тыс. долл. США. Для покрытия такого долга каждый поляк должен работать три года за зарплату в 1 тысячу злотых (280-300 долларов) или же 8 месяцев бесплатно.

Проценты по внешним займам уплачиваются с налогов поляков , что во многом обуславливает высокий уровень дефицита бюджета (т. е. налогов и сборов не хватает).

При этом уровень налогообложения в Польше достаточно высокий (см. таблицу ниже).

Ставка корпоративного налога 19,00 %

Ставка подоходного налога 32,00 %

Налог с продаж 23,00 %

Ставка социального страхования 36,12 %

Ставка соцстрахования для компаний 22,41 %

Ставка соцстрахования для работников 13,71 %

Кроме того, следует учитывать значительный уровень т. н. инфляционного налога или высокий уровень инфляции за последние 10 лет, которая составила около 90%. Это означает, что цены за этот период выросли почти в 1,9 раза. В это же время рост средней зарплаты составил около 75%, и это при постоянном увеличении производительности труда (выработки). Другими словами, труд простого поляка сильно недооценён, и это в его собственной стране.

При этом поляки для компенсации высокого уровня внешнего долга и экономически необоснованных оборонных программ должны работать дольше. Возраст выхода мужчин на пенсию - 65,5 лет, женщин - 60,5 лет.

Если рассматривать Польшу как единое домохозяйство, то оно не зарабатывает достаточно собственных денежных средств (которые покрывали бы её текущие расходы), а «живёт» в долг . И при этом фискальные поступления (от населения и юр. лиц) не компенсируют покрытие текущих расходов на государственные программы, амбициозные планы, выплату текущего долга, что заставляет правительство «чрезмерно напрягать» своё население и втягивать страну в ещё большую кредитную кабалу от стран Запада.
Здесь к месту будет наша статья по оборонным бюджетам и реальным устремлениям корпораций. Как видим, значительные военные ассигнования Польши сильным бременем переносятся на простых граждан и национальные субъекты хозяйствования. При этом западные корпорации рассматривают Польшу и её население исключительно в качестве донора своего высокого уровня жизни .

Уровень безработицы снижался за последние несколько лет и по состоянию на сентябрь колеблется на уровне 7%. Вместе с тем по уровню безработицы среди молодёжи данный показатель превышает 13,7-14,4% (что вынуждает молодое поколение Польши искать «лучшую долю» за пределами своей страны).

Согласно данным главного управления статистики Польши, на начало 2017 года за пределами РП находилось 2515 тыс. поляков, что на 118 тыс. больше (4,7%) по сравнению с концом 2015 года.

Большая часть пребывает в Европе - 2214 тыс. человек, из них 2096 тыс. - в странах ЕС. Основная доля эмигрантов приходится на Великобританию (788 тыс. человек), ФРГ (687 тыс.), Нидерланды (116 тыс.), Ирландию (112 тыс.).

Одновременно наблюдается низкий уровень рождаемости - 212-е место в мире (1,33 рождения на каждую женщину) и постоянное старение польского населения. По прогнозам главного управления статистики Польши, до 2050 года население Польши при текущих демографических процессах снизится с 37,95 до 33,9 млн человек .

Как видим, экономика Польши не настолько самостоятельна и имеет существенные социально-экономические проблемы. Её текущее развитие обеспечено за счёт финансовой поддержки ЕС и США.
В настоящее время Польша пытается демонстрировать активную позицию помощника Украины, т. н. «старшего брата», который оказывает поддержку в сложной ситуации, претендуя, в свою очередь, на роль лидера.

Но в большинстве случаев это связано со стремлением польских правящих элит «сесть» на «распил» финансовой помощи, которая выделяется США и другими странами Запада на поддержку режима на Украине .

Из вышеприведённой оценки видно, что Польша ввиду отсутствия экономико-финансовых свобод вряд ли способна выступать самостоятельным политическим игроком и лидером в Восточной Европе . Польша выступает в роли лишь одной из фигур в большой игре Запада. Печально лишь то, что данные политические заигрывания руководства страны и полное отсутствие их суверенности в действиях тяжёлым социально-экономическим бременем ложится на простого поляка и его следующие поколения.

Какую экономическую политику проводит правительство «Права и справедливости»? В чем залог экономического роста Польши ? Какую роль играют в ее развитии европейские фонды? Об этом рассказал польский экономист и публицист Виктором Войцеховским.

Основные аспекты экономической политики нового правительства Польши. Правительство, сформированное партией "Права и справедливости" (ПиС), официально подвергает сомнению много экономических реформ, которые были воплощены в жизнь в течение последних 25 лет. Основным и одновременно самым дорогим проектом новой команды является внедрение универсальных социальных выплат семьям объемом 500 злотых в месяц на ребенка. А ее заметный недостаток - огромные расходы бюджета (около 1% ВВП в год), потому что право на такие трансферты не привязано к доходам семьи. Кроме того, эти выплаты могут существенно уменьшать желание работать в многодетных семьях и таким образом формировать устойчивую зависимость от социальной помощи у людей с низкой профессиональной квалификацией.

Более того, согласно популистского предвыборного обещания правительство ПиС хочет вернуть прежний низкий пенсионный возраст (то есть 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Только в первые годы такая смена обойдется государству в среднем примерно в 0,5% ВВП в год. Учитывая высокие темпы старения населения в дальнейшем эти суммы могут постепенно расти даже до 1% ВВП. По моему мнению, начало поэтапного повышения пенсионного возраста до 67 лет для обоих полов, что вылилось в продолжение профессиональной активности поляков, было одной из важнейших экономических реформ, введенных предыдущим правительством.

В 2016-м программу помощь на детей будет полностью финансироваться из единовременных поступлений (прибыли Национального банка Польши и средств, вырученных от тендера на частоту LTЕ), но уже в следующем году их не будет. Несмотря на введение новых секторальных налогов (в частности, для банков и магазинов с большой площадью), а также сохранение повышенной ставки НДС, новое правительство не уйдет в 2017-м в рост дефицита бюджета. Сразу после выборов 2015-го правящий кабинет ПиС ослабил так называемое регулирование расходов, которое должно держать в рамках бюджетные расходы, особенно в период хорошей конъюнктуры. Следовательно, несмотря на относительно высокий темп роста ВВП (3,0–3,5%), который пока держится и прогнозируется на ближайшие годы, в 2017-м дефицит государственных финансов вырастет примерно до 3% ВВП. Стоит вспомнить, что только в прошлом году Польше удалось достичь показателей, необходимых для завершения процедуры преодоления чрезмерного дефицита, обязательной для члена ЕС. Достаточно незначительного замедления темпа роста - и к ней снова придется вернуться. В нынешней ситуации, когда основным двигателем роста экономики является внутренний спрос, для достижения желаемого мы должны минимум сформировать сбалансированный бюджет, а может, даже с незначительным профицитом. Тот факт, что новая власть радикально игнорирует необходимость восстановления государственных финансов, может нам дорого стоить.

Правительство очень оптимистично считает, что новые социальные расходы будут профинансированы благодаря повышению эффективности фискальной системы и дополнительно за счет новых сборов в различных секторах экономики. Конечно, в Польше есть большая проблема с эффективностью взыскания НДС и налога на прибыль предприятий. Но ожидаемых дополнительных поступлений пока нет, и не факт, что их можно будет получить так быстро, как надеются министры.

Кроме слишком экспансивной фискальной политики, которая, по мнению представителей правительства, должна ускорить темп роста ВВП, новая команда тяготеет к усилению роли государства в экономике. На практике это выражается в полной остановке приватизации, обжаловании ранее подписанных приватизационных сделок, а также в переборке из частных рук конкретных компаний, в частности в банковском секторе. Сейчас страховой гигант PZU, контролируемый государственным казначейством, ведет переговоры с итальянской группой UniCredit о выкупе контрольного пакета ее дочери - банка Pekao SA, который по объему активов является вторым в Польше.

Экономические вызовы для Польши на кратко - и среднесрочную перспективу. Текущая ситуация в реальной экономике неплохая. Однако я считаю, что Польша должна серьезно подготовиться к стойкому замедлению темпа экономического роста в среднесрочной перспективе. Базовые резервы, которые стимулировали рост производительности и давали возможность динамично развивать экономику после 1989-го, сегодня стремительно иссякают. Не стоит рассчитывать на то, что мы будем развиваться на уровне 4,5% в год. Если бы динамику роста удалось удержать на 3%, это уже было бы большим успехом. Но для этого нам требуется существенное увеличение производительных инвестиций в частном секторе, которые являются основным носителем технологического прогресса.

К сожалению, тенденция к усилению роли государства в экономике, которая наблюдается сейчас, постепенная политизация финансового сектора, наложение новых налогов на банки и крупные магазины, которые в основном принадлежат зарубежным инвесторам, - все это не способствует инвестициям. Как и все постсоциалистические страны, мы имеем ограниченные ресурсы государственных сбережений, поэтому должны создавать хорошие условия для инвесторов из-за рубежа. Кроме действий только экономического характера инвестиционный климат в Польше портит конфликт вокруг Конституционного суда . Паралич этого учреждения усиливает инвестиционную неуверенность, а потому тормозит рост как внутренних, так и иностранных вложений и заставляет инвесторов ожидать высшей премии за риск. Кроме того, Польша не сможет удерживать должный темп подъема экономики, если ограничивать предложение труда. Количество людей трудоспособного возраста в стране уже несколько лет уменьшается по демографическим причинам. Вместо того чтобы снижать пенсионный возраст, как это предлагает ПиС, мы должны быстро его повышать. Я считаю, что темп этого процесса мог бы быть даже выше, чем предусматривает реформа, введенная предыдущим правительством (то есть 67 лет для женщин только в 2040-м).

В короткой перспективе существенный риск для темпа экономического роста в Польше составляет конъюнктура за рубежом. Несмотря на низкие процентные ставки в Западной Европе, экономический рост там разочаровывает. Мы не знаем, насколько масштабным будет замедление в китайской экономике, куда много инвестировали многочисленные компании, после чего они испытывают проблемы с обслуживанием долгов. При таких условиях рассчитывать, что темпы роста польской экономики в течение ближайших лет составят около 3,5%, как предполагает правительство, рискованно.

Ей оказался польский злотый, который, по мнению немецких специалистов, недооценён на 10%. Согласно их прогнозу, курс злотого начнёт укрепляться — этому будет способствовать низкий уровень безработицы, рост зарплат и высокие показатели деловой активности.

В марте самой недооценённой валютой по версии Deutsche Bank был российский рубль. На тот момент курс рубля к доллару составлял 73-74 рубля, затем российская валюта начала уверенно укрепляться. В настоящее время доллар стоит 66 рублей.

Deutsche Bank ожидает роста польской экономики на 3,5% в 2016-2017 гг. Такой же рост ожидает и международное рейтинговое агентство Moody’s, которое, впрочем, пересмотрело прогноз по рейтингу Польши со стабильного на негативный.

Замедлился ВВП, посыпались прогнозы

Польша — единственная страна Евросоюза, которой удалось избежать рецессии после кризиса 2008-2009 годов. С тех пор экономика страны неизменно демонстрировал положительную динамику. Однако в этом году ВВП Польши снизился впервые с 2012 года. В первом квартале показатель сократился на 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом. В годовом выражении экономика выросла на 3%. Это ниже прогнозов экономистов.

«Скажем прямо, снижение всего на 0,1% не является доказательством слабости экономики Польши или «первой ласточкой» рецессии. По сути, это незначительное снижение, которое, скорее всего, будет нивелировано по итогам года. Собственно, в первом квартале рост был положительным и составил 2,5%», — отмечает зампредправления «Локо-банка» Андрей Люшин .

Следом за новостями о падении польского ВВП международное агентство Moody’s ухудшило прогноз по рейтингу страны. Своё решение аналитики объяснили наличием рисков, связанных с увеличением текущих расходов, планами правительства понизить пенсионный возраст, нарушением инвестиционного климата из-за политической ситуации.

В агентстве признают, что в 2016-2017 годах темпы роста экономики сохранятся на уровне 3,5%, а объём торговли будет расти. Однако, по мнению Moody’s, существует риски, угрожающие экономической стабильности государства. Они связаны с высокой безработицей среди молодёжи и низким уровнем профессиональной мобильности.

Даже несмотря на небольшое снижение кредитного рейтинга, Польша остаётся одной из самых стабильных стран Восточной Европы и ЕС, говорит Люшин. «Тем не менее я не склонен соглашаться с мнением о том, что в ближайшее время национальная валюта продемонстрирует 10% рост, просто в силу того, что никаких предпосылок для столь существенного укрепления нет, тем более, с учётом скептической оценки экономической политики действующего правительства, которая и стала причиной снижения рейтинга», — поясняет он.

По мнению начальника отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константина Бушуева , квартальное снижение ВВП Польши может быть серьёзным «звоночком». «В последний год загрузка производственных мощностей в Польше почти достигла рекордных уровней, а безработица снизилась до многолетних минимумов. В таких условиях правительство решило вводить аккуратные меры по охлаждению экономики. Например, ввело новый налог на активы заёмщиков в размере 0,44%. Это уже привело к падению числа новых кредитов в первом квартале. В условиях проблем с кредитованием и ослаблением спроса на польскую продукцию из-за российских санкций можно опасаться дальнейшего замедления темпов роста ВВП страны. При этом годовые темпы роста ВВП всё равно могут оставаться выше нуля, так как экономика Польши неплохо сбалансирована», — добавляет эксперт.

Любому мигранту, собирающемуся в данную страну, важно знать, какова социально-экономическая ситуация здесь.

Это поможет разобраться в местной системе налогообложения, включая важный для предпринимателей возврат НДС, а также заранее оценить реальный уровень жизни тут по объективным экономическим факторам. В данной статье мы разберемся с основными параметрами, которые имеет экономика Польши, и которые важны, в том числе, для мигранта.

Экономика Польши: Темпы роста ВВП

С 1991 года экономика Польши получила мощный рывок, и всего за несколько лет по своим показателям сравнялась с системами таких мощных стран как Германия или же Франция.

Этому поспособствовало сразу несколько факторов, в частности, продуманная политика развития различных экономических отраслей, посильные и для бизнеса, и для частных лиц налоги, а также поэтапное выполнение стратегических планов в каждой отрасли. Все это в совокупности дало удивительные результаты.

ВВП Польши сохраняет положительную динамику уже на протяжении 23 лет, что делает страну абсолютным рекордсменом среди европейских стран. В среднем рост ВВП в этой стране ежегодно составляет примерно 4%. Характер его, разумеется, неравномерен, так как за указанный период были и времена относительного экономического затишья, и достаточно бурного развития.

Наиболее значительными периодами роста ВВВ именно в Польше стали 1995-1998 годы, когда рост составлял до 7% и выше. После 1998 темп развития ВВП несколько замедлился в связи с российским кризисом, и уже в 2003-2008 опять ВВП Польши вышел на уровень 5% и выше ежегодно.

Даже в более тяжелые для всей экономической системы ЕС 2009-2014, ВВП Польши был положительным и в среднем не спускался на отметку ниже 2%, когда же в иных странах спад был достаточно серьезным, за счет чего экономика многих субъектов пострадала.

Ныне ВВП Польши имеет средний рост в 3,4%, что было отмечено даже в не самые успешный для Европы 2015 и начало 2016 года. В целом же по ВВП прогнозы именно для этой страны остаются на очень высоком уровне. Считается, что до 2015 года именно это государство станет лидером по росту ВВП среди всех остальных стран.

Прогнозируют, что уже в ближайшие годы уровень роста ВВП остановится примерно на отметке 2%, хотя у той же Германии таковой составит всего 1,6% ВВП. Естественно, такие прогнозы делают данную страну одним из наиболее инвестиционно привлекательных объектов, а также лучших мест для миграции уже в годы ближайшие.


Экономика выбранной страны имеет целый ряд интересных особенностей, которые как раз и провоцируют в ней повышенный рост ВВП. К таковым необходимо отнести:

  • Сниженную долю в общей массе сектора услуг.
  • Большой процент сектора реального, что обеспечивает стабильный рост и уровень ВВП именно для данного региона.
  • Упор на промышленность и ремонт механизмов. Данные отрасли составляют в среднем 24,7%, 18,8% соответственно.
  • Низкий уровень долга частных хозяйств перед государством.

Банковская система страны достаточно консервативна, имеет достаточно малый процент в общем ВВП. Сердцевиной же экономической системы по праву можно посчитать средний, а также малый бизнес, который даже в кризисные периоды в достаточно консервативном польском обществе остаётся на плаву.

Все это как раз и привело к тому, что при стагнации общей европейской банковской системы именно Польше удалось ВВП удержать и даже иметь стабильный рост. В настоящее время здесь экономика по отраслям полностью практически сформирована. Сейчас же и государство, и различные частные предприниматели заинтересованы в стабильном развитии системы. Они повышают конкурентный уровень товаров и услуг, и прогнозировано уже в ближайшие годы выйдут на лучшие места торговли мировой.


В отличие от иных государств Евросоюза, экспорт и импорт в экономике страны не имеет значительного веса, потому и ситуация на международном рынке на нее влияет достаточно слабо, по крайней мере, по сравнению с другими экономическими системами ЕС.

Сейчас же внешнеторговый баланс именно этой страны сальдо имеет отрицательное, хотя динамика его положительна, и с 2013 года тут также отмечается вполне серьезный рост, за счет того, что экспорт и импорт возросли.

Если говорить о тех основных партнерах, под которые заточена экономика страны в текущее время, то к таковым отнести стоит страны ЕС (здесь заключены долгосрочные договора во многих отраслях), а также США, Норвегию и Россию.

Кроме того, в последние годы немалую долю во внешнеэкономических отношениях именно данного государства азиатские страны. Налажены сегодня торговые отношения с Китаем, а также Кореей.


В настоящее время импорт Польши делает данное государство 22-й страной в мире по данному экономическому показателю. В последние годы данный показатель имел достаточно серьезный рост, который составил 8,2%. Наиболее значительную часть импорт имеет в поставках нефти, а также автомобильных запчастей. Оба направления имеют импорт на уровне до 5%.

Также импорт Польши включает в свою структуру продукцию пищевой промышленности, машиностроения, товары легкой промышленности. Кроме того, в последние годы очень весомым стал импорт не только сырья, но и технологий, а также рабочей силы именно в данное государство. Это позволяет привлекать сюда важнейшие ресурсы для различных отраслей, что также обеспечивает государству весьма стабильный рост.

Кроме того, через эту страну проводится импорт из стран Восточной Европы в ЕС. В частности, именно через данную территорию проводится импорт газа и различных продуктов горной промышленности.

Также именно через эту территорию в Европу заходит практически вся сырьевая база. Для экономики данного государства такой импорт является значительным источником национального дохода. И, вполне вероятно, что уже в ближайшее время, используя именно такой импорт, экономика страны сможет увеличить темпы собственного роста.


Экспорт Польши составляет не более 40% общего валового продукта страны. Однако же, несмотря на это экспорт в самой Польше выстроен достаточно хорошо. В настоящее время по данному параметру государство занимает 27 место в мире, а также 25- е в части наиболее крупных государств-импортеров.

Наиболее значительные позиции в мире имеет экспорт Польши в частях продукции горной промышленности (в основном угля, но также имеется экспорт и меди, стали), химической промышленности, занимающей в таком секторе как экспорт вторую позицию, машиностроения, а также картона. Также страна обеспечивает на достаточно хорошем уровне экспорт сельхоз продукции. В основном это фрукты и овощи, а также практически вся продукция животноводства, в том числе, крупный рогатый скот.

Также Польша обеспечивает экспорт таких товаров как бытовая техника, одежда и обувь. Однако же данные виды продукции идут именно на экспорт в основном в страны Восточной Европы, так как по уровню качества несколько уступают той продукции, которая котируется в Евросоюзе.

Если же говорить о тех отраслях, в которых экономика получила отрицательное сальдо по параметру экспорт, то к ним нужно отнести торговлю керамическими изделиями. Иные отрасли внешней торговли развиты в этой стране слабо. Однако возможно, что с развитием отдельных отраслей польского хозяйства, данная ситуация сможет в сжатые сроки измениться, и здесь экспорт также получит достаточно высокий удельный вес в общей структуре торговли уровня международного.


Как и показатели валового продукта и торговли, социальные индикаторы данной страны также достаточно сильно выросли. В настоящее время можно отметить следующие параметры, важные для понимания ситуации в данной стране:

  • Валового продукта на душу населения проходится в среднем 11500 $.
  • Продолжительность жизни, средняя для данного региона составляет 64,3 года.
  • Высокий уровень грамотности населения. Более 90% людей, работающих в данной стране и выплачивающих налоги, имеют среднее образование.
  • Хороший уровень социальной активности людей активное участие их в жизни страны, социальных программах и выборах. Более 50% населения регулярно ходит на выборы и заинтересованы в наиболее активном развитии этой страны.
  • Низкий уровень относительной бедности среди населения.
  • Минимальный уровень преступлений с применением насилия — всего 3,3% по последним данным даже с учетом высокого процента мигрантов в данной стране в нынешнее время. Именно по этой причине государство считают одним из наиболее в Европе безопасных.
  • Малое количество заключенных, отбывающих в настоящее время срок в государстве.

Столь высокие показатели социальные, имеющиеся в данном государстве ныне, во многом — заслуга местных властей. Так здесь в настоящее время эффективны все нормы защиты прав человека, в том числе, для иностранцев. Государство контролирует импорт, экспорт, возврат НДС и все имеющиеся налоги.

Все это, естественно, создаёт благоприятные условия для развития экономики в различных секторах и увеличения благосостояния населения. Необходимо, однако, отметить, что номинально некоторые экономические показатели защищенности населения, к примеру, валовый продукт на душу, здесь ниже, чем в иных странах Европы.

Однако же учитывая сравнительно невысокий уровень цен (который во многом удерживает малый импорт), можно сказать, что обитатели этой страны живут безбедно. Также вполне прогнозирован дальнейший рост данных показателей с общим улучшением экономической ситуации.

Налогообложение в этой стране предусматривает выплату двух типов налогов: косвенные (среди которых НДС, налог с азартных игр и, разумеется, акциз), а также прямые (подоходный, на недвижимость или транспорт и другие). Существуют следующие особенности выплаты таких налогов:

  • Подоходный для всех трудоустроенных в Польше резидентов, нерезидентов. Ставка его зависит от уровня дохода. Если человек получает за год до 85528 злотых, заплатить нужно всего 18%. Если выше, нужно заплатить 32% и 14839,02 злотых. Для частных же предпринимателей налоги составят 19% всего.
  • CIT – подоходный для предприятий. Составляет, как и для частников, 19%. Альтернативой его может быть тоннажный налог на продукцию, который также выплачивается ежемесячно.
  • На дарение или же наследство. Сумма определяется в порядке частном с учетом и стоимости передаваемого объекта, также и степени родства.
  • Налоги на выигрыш.
  • НДС. Именно такой налог в Польше может иметь различные ставки, применимые для тех или иных видов продукции. Это 23% — стандартная ставка НДС, 8%, 5%, 3% — НДС для некоторых изданий и продуктов питания, 0% — экспортные товары: принтеры, сканеры и другие виды товаров. Освобождены от уплаты НДС заведения медицинские, социальные и некоторые финансовые службы.

Также в Польше действуют сельскохозяйственный, лесной, от гражданско-правовых действий (в основном сделки продажи) налоги. Их ставки, а также периодичность оплаты определяется с учетом конкретного вида деятельности предпринимателя.

Согласно польским правилам, налоги, в том числе, и подоходный, и НДС, выплачиваются по месту регистрации согласно установленным срокам подачи декларации. Часть платежей является ежемесячной (как НДС), часть выплачивается разово, а некоторые налоги нужно выплачивать раз в квартал. Сельскохозяйственные налоги выплачиваются в четырех частях: до 15.03, до 15.05, до 15.09, до 15.11. И так ежегодно.


Иностранцы в Польше также не освобождаются от налогообложения и обязаны вносить регулярные платежи, если официально работают или ведут бизнес в этой стране. Для того, однако, чтобы такие платежи совершать, мигрантам предварительно необходимо получать налоговый номер индивидуальный PESEL, по которому в дальнейшем вас и поставят на учет.

Принципы налогообложения для нерезидентов, к слову, совершенно не отличаются от правил оплаты налогов гражданами данной страны.

Всю необходимую информацию и о налоговых ставках, и о правилах подачи отчетности, и о возможности возврата НДС, можно в польских государственных учреждениях. Они предоставляют консультации независимо от того, являетесь вы резидентом Польши либо же нет, и помогут вам избежать ошибок при подаче декларации и, конечно, штрафов.

Ещё в первобытные времена поляки начали заниматься гончарством, ткачеством, пряжей и земледелием. Во времена Средневековья мастера самостоятельно изготовляли вручную промышленные изделия. Лишь после отделения ремесла от сельского хозяйства промышленность стала считаться отдельной отраслью. В девятнадцатом веке на смену мануфактуре в стране пришла машинная индустрия. Начиная с этого времени важнейшую роль для местной экономики начали играть такие крупные центры промышленности Польши, как Вроцлав, Гданськ, Варшава, Познань, Лодзь и другие.

Общая характеристика

В годы социализма активнее всего в стране развивалось машиностроение, металлургия, энергетика и лёгкая промышленность. После перехода Польши на рыночную экономику в 1991 году произошло существенное ухудшение жизни работников, занятых в этих отраслях. Кризис в государстве длился до тех пор, пока его руководству не удалось переориентировать производство на ближневосточный и западноевропейский рынок. Как результат, в наши дни страна стала одним из европейских лидеров по экономическим возможностям.

Сейчас главные отрасли промышленности Польши - это металлообработка, металлургия, машиностроение, судостроение. Кроме них, неплохо развит также текстильный, химический, пищевой и фармакологический сектор. Преимущественное большинство из субъектов экономики находится в частной собственности.

Расположение предприятий

Размещение Польши по её территории является довольно равномерным. Концентрация предприятий какого-либо одного направления присуща лишь некоторым регионам. Крупнейшим промышленным районом можно назвать здесь Катовицкое воеводство, на территории которого работает каждый пятый поляк, занятый в отрасли. Тут находятся крупные фабрики машиностроительной, химической и металлургической сферы. Центром судостроения являются Щецин и Гданьск - города, расположенные на балтийском побережье. Текстильная сконцентрирована в районе Ченстохова, Лодзи и Бельско-Бялы. В столице страны и её окрестностях в основном расположены предприятия, которые специализируются на производстве электротехнической продукции. В Варшаве, Люблине, Познани и Плоньске налажен выпуск автомобилей, а во Вроцлаве, Познани и Зеленой Гуре - пассажирских и грузовых вагонов. Далее более подробно речь пойдёт о ключевых отраслях.

Машиностроение

Крупнейшей отраслью польской промышленности считается машиностроение. В стране в больших объёмах выпускается транспортное, сельскохозяйственное, промышленное и строительное оборудование. В производстве рыболовных судов, строительных и дорожных машин, железнодорожных вагонов, вертолётов и телевизоров государство является одним из европейских лидеров. Среднегодовая стоимость выпускаемой машиностроительной продукции составляет более 70 миллиардов долларов. На подъеме сейчас находится и автомобилестроительная . С конвейеров заводов известных производителей, разместивших свои предприятия на территории страны, ежегодно сходит более 700 тысяч легковых и грузовых машин.

Лёгкая промышленность

В сфере лёгкой промышленности лидирующие позиции уже на протяжении долгого времени традиционно удерживает текстильная отрасль. В районе города Лодзь находятся её крупнейшие компании. Здесь производятся разнообразные виды тканей и пряжи. Значительная часть этой продукции реализуется в дальнейшем польским компаниям, специализирующимся на изготовлении трикотажного полотна и пошиве готовой одежды.

Пищевая промышленность

Практически в каждом крупном городе страны функционируют предприятия, что изготовляют продукты питания, табачные изделия либо напитки. Следует отметить, что пищевая промышленность Польши имеет солидную долю в структуре государственной экономики, достигающую 20%. Нынче самыми перспективными считаются её мясоперабатывающий, молочный, плодовоовощной и кондитерский сектора. Спрос на продукцию местных предприятий в этой отрасли ежегодно только увеличивается. На высокоразвитые страны приходится примерно 80% из всех экспортируемых местных пищевых товаров, что свидетельствует об их высоком качестве.

Химическая промышленность

На очень высоком уровне находится также и химическая промышленность Польши. Страна входит в десятку европейских лидеров по количеству выпускаемой продукции в данной отрасли. Преимущественное большинство предприятий находится на территории Катовицкого воеводства. Они производят серную кислоту, минеральные удобрения, краски, лаки, синтетические волокна и многие другие товары. В немного меньших объёмах, если сравнивать с ними, выпускаются автомобильные покрышки, синтетический каучук и пластмассы.

Крупнейшие польские промышленные компании

В настоящее время в стране функционирует большое количество предприятий, занятых в различных сферах. Многие из них известны во всём мире. К примеру, фармакологическая промышленность Польши имеет высокую репутацию за рубежом благодаря компании Polpharma SA, входящей в двадцатку лучших мировых изготовителей лекарств. Фирма Brilux за двадцать лет существования стала одним из известнейших на планете разработчиков и производителей осветительного оборудования. Довольно большой популярностью, в том числе и в нашей стране, пользуется компания Zelmer, что выпускает бытовую технику.

Итоги

Эксперты утверждают, что положительные экономические изменения, которые произошли в стране на протяжении последних пятнадцати лет, связаны с переориентацией местных предприятий на экспорт промышленных товаров. В связи с этим не удивительно, что все польские отрасли промышленности сегодня активно развиваются. Как результат, страна считается одной из самых перспективных в Европе по экономическому потенциалу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: