Программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Требования по блокированию, замораживанию активов лиц, которые признаны причастными к экстремистской деятельности Меры по замораживани

Встреча руководителей банков с руководством Банка России

Теме регулирования деятельности кредитных организаций Банком России была посвящена встреча 7 ноября 2013, по традиции организованная Ассоциацией российских банков

Со стенограммой мероприятия настоятельно рекомендуем ознакомиться, перейдя по ссылке http://arb.ru/b2b/docs/9752819/

По вопросам противодействия легализации докладчиком являлся Ясинский Илья Владимирович — Заместитель Директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

В Банк России поступило большое количество вопросов на тему последних изменений в законодательстве. В первую очередь, кредитные организации интересует тема новых противолегализационных требований в рамках Федерального Закона №134-ФЗ. Я представлю вашему вниманию блиц-комментарии трех позиций, которые являются наиболее сложными с точки зрения понимания и практической реализации.

Первый блок - это требования, касающиеся идентификации бенефициарных владельцев.

Второй блок вопросов связан с реализацией принципиально нового для российского законодательства - института блокирования, замораживания активов лиц, причастных к экстремистской деятельности. Законодатель попытался регламентировать эту процедуру в рамках закона весьма детально. Так, в законе сформулированы два понятия: блокирование и замораживание, и, соответственно, два определения этого понятия. Но все, что касается процедур, остается за скобками закона. Многие банки начинают апеллировать к Банку России, к Росфинмониторингу: вы нам расскажите, как мы можем заблокировать или заморозить активы? Но в законе ни финансовой разведке, ни Банку России такие полномочия не предоставлены. Поэтому соответствующие нормы являются нормами прямого действия, а наша с вами задача - определиться, как правильно выполнять требования закона.

И третий блок вопросов - это предоставление финансовым институтам, в первую очередь кредитным организациям, новых полномочий по работе с клиентами, которые злоупотребляют доверием банка, проводя операции, попадающие под категорию сомнительных. Это расширенное право отказа в заключении договора банковского счета, расширенное право по отказу в выполнении распоряжения клиента о проведении операции и новое полномочие по расторжению договора банковского счета.

Я предлагаю рассмотреть три этих блока.

При прочтении необходимо делать поправку на то, что Государственной Думой 17.12.2013 в третьем чтении был принят Законопроект № 185938-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вносящий изменения в Федеральный закон №115-ФЗ о ПОД/ФТ, в части принимаемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Второй блок принципиально новых положений - это требования по блокированию, замораживанию активов лиц, которые признаны причастными к экстремистской деятельности. И я уже обращал ваше внимание на то, что по непонятным причинам законодатель сформулировал два понятия: блокирование и замораживание и, как следствие, два определения. Какие вопросы возникают в этом контексте? В первом определении понятия блокирования упоминаются определенные виды активов, и речь идет о безналичных денежных средствах и ценных бумагах. Во втором определении понятия блокирования и замораживания тоже упоминаются некие активы, и в данном случае законодатель использует такой универсальный термин, как имущество. Первый вопрос, который напрашивается после анализа этих двух определений: намеренно ли законодатель в числе активов не упомянул наличные денежные средства, и можем ли мы прийти к выводу о том, что на наличные денежные средства, на операции с наличными денежными средствами требования по блокированию и замораживанию не распространяются? Мы с вами должны понимать, что вопрос этот риторический в том смысле, что на него априори не может быть положительного ответа. Потому что, если бы мы такую ситуацию допустили, мы должны были бы признать - вся система противодействия финансированию терроризма лишена смысла, потому что благополучно эти люди могут финансировать свои плохие делишки, и понятно, что это можно сделать наличными средствами в небольших объемах, и тому подтверждением являются самые ужасающие террористические акты. Поэтому хотя бы даже по этой причине, от противного мы должны говорить о том, что несмотря на то, что нал не упоминается как актив, на который распространяются требования по блокированию, очевидно, что и на операции с наличными денежными средствами требования закона распространяются.

У нас есть еще и формальное подтверждение такой позиции, опять же базирующееся уже на втором определении блокирования, замораживания. Мы с вами уже говорили о том, что упоминается термин «имущество». Если мы с вами обратимся к гражданскому законодательству, то увидим, что термин носит универсальный характер, под имуществом понимаются в том числе и денежные средства, причем вне зависимости от того, в какой наличной, либо безналичной формах они существуют. Поэтому еще раз повторюсь, очевидно, мы с вами должны прийти к выводу о том, что на абсолютно любые активы, которые находятся в зоне досягаемости кредитной организации, которые принадлежат лицам, включенным в перечень экстремистов, террористов, процедура блокирования распространяется.

Но здесь еще один очень тонкий есть момент, который следует иметь в виду. Требования по блокированию, замораживанию касаются не только тех лиц, которые являются субъектами исполнения закона. Детальный анализ определения позволяет сделать вывод о том, что речь идет обо всех юридических и физических лицах, которые имеют доступ к имуществу, которое принадлежит террористам, и каждый такой «физик», каждый такой «юрик» должен его заблокировать. Это я к тому, что если вдруг у кого-то из вас такое имущество окажется, как у граждан России, имейте в виду, что требование закона и вы должны выполнить. Но, другое дело, что никаких санкций за невыполнение не предусмотрено, поэтому естественно акцент смещается в сторону кредитных организаций.

Есть три конкретных вопроса, на которых я позволю себе остановить свое и ваше внимание. Первый вопрос - как быть в ситуации, когда на счет лица, причастного к экстремистской деятельности, поступают денежные средства от контрагента, находящегося на обслуживании в другой кредитной организации, и который не является террористом. Что означает блокирование? Можем ли мы денежные средства зачислить на счет клиента, либо мы эти денежные средства должны вернуть контрагенту, обслуживающемуся в другой кредитной организации? Однозначного ответа на этот вопрос закон не дает, но все-таки в моем понимании наиболее разумным является вариант, когда мы будем использовать так называемую систему ниппель, то есть всех впускать, никого не выпускать. Более того, речь идет не о блокировании банковского счета, а о блокировании имущества, поэтому в описанном примере, очевидно, мы должны зачислить поступившие от контрагента денежные средства на счет вашего клиента, который признан причастным к экстремистской деятельности, а уже после зачисления эту сумму заблокировать, заморозить.

Второй вопрос, который часто возникает у банков - это вопрос, связанный с тем, как быть с исполнением кредитными организациями своих гражданско-правовых обязательств в рамках договора банковского вклада, где в качестве вкладчика выступает террорист. Должна ли кредитная организация этому нехорошему человеку начислять проценты на остаток по вкладу? Как мы с вами видим, законодатель на эту тему прямо ничего не говорит, с другой стороны он также ничего не говорит о том, что факт блокирования, замораживания как-то отражается на выполнении кредитными организациями своих гражданско-правовых обязательств. Поэтому, коль скоро на эту тему ничего не говорится, мы вынуждены с вами согласиться с тем, что да, кредитные организации, если договор продолжает действовать обязаны начислять проценты на остаток по банковскому вкладу, но при этом очевидно, что эти проценты так же, как и тело вклада, должны быть заморожены.

Третий вопрос - как быть с кредитами, которые однажды кредитные организации, не просчитав потенциальные риски, выдали некоему «физику» либо «юрику», которые на момент выдачи не были террористами, но впоследствии таковыми оказались. И при этом эти террористы, тем не менее, являются людьми чести и собираются кредит обслуживать, и тело кредита возвращать, и проценты по нему платить. Возникает вопрос - вправе ли кредитная организация на эти денежные средства не распространять процедуры блокирования, может ли она проценты списывать? Например, на счет террориста поступают денежные средства в виде заработной платы, и он часть из этих ресурсов предполагает использовать на погашение кредита. Опять же никаких изъятий на эту тему в законе не сформулировано, поэтому как это не прискорбно, но, по крайней мере, надзорный орган полагает, что в этом случае и на эти денежные средства, которые банку причитаются, должны распространяться процедуры блокирования, замораживания.

Ввиду вот этих, наверное, не очень приятных для кредитных организаций комментариев возникает вопрос - а когда же все-таки можно разблокировать и разморозить имущество лица, причастного к экстремистской деятельности? На эту тему закон тоже хранит глубокое молчание. Поэтому ответить на этот вопрос мы можем только путем системного анализа соответствующих положений закона. К каким выводам приводит нас этот системный анализ? Мы с вами видим, что законодатель, по крайней мере, говорит о том, что является основанием для блокирования замораживания, и основанием для блокирования замораживания является включение в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности. На основании этого мы можем сделать вполне разумный и обоснованный вывод, что разблокировать, разморозить имущество террориста можно тогда, когда он будет исключен из перечня экстремистов, террористов. До той поры, пока этого не произойдет, имущество должно быть заблокировано.

Последний вопрос в этой части - как соотносится новый институт блокирования, замораживания и старый институт приостановления операций, где в качестве хотя бы одной из сторон выступает лицо, причастное к экстремистской деятельности? Логика нам с вами подсказывает, что блокирование, замораживание является более жестким институтом, и очевидно, что в этих условиях от приостановления можно было бы отказаться. Но опять же в силу непонятных для нас причин законодатель этого не сделал. На мой взгляд, существуют, по крайней мере, две ситуации, когда, тем не менее, институт приостановления на практике может быть реализован. Какие это ситуации? Под приостановление попадают операции, где хотя бы в качестве одной из сторон выступает лицо, включенное в перечень экстремистов, террористов. Ввиду этого может быть конкретная практическая ситуация. У вас на обслуживании находится клиент, который фигурантом перечня не является, но он дает поручение на перевод денежных средств в пользу своего контрагента, находящегося на обслуживании в другой кредитной организации, и вам известно, что этот контрагент является фигурантом перечня - это классический пример, когда возникает обязанность по приостановлению такой операции. Если от Росфинмониторинга не поступает требование о дальнейшем приостановлении, операция проводится, а уже другой кредитной организацией, обслуживающего контрагента вашего клиента, на эти денежные средства распространяется процедура блокирования, замораживания. И второй конкретный случай связан с тем, что как мы с вами помним, под приостановление попадают не только те операции, где одной из сторон является экстремист, террорист, но и те, где в качестве стороны выступает субъект, находящийся под контролем экстремиста, террориста. Это уже та тема, которая тесно связана с категорией бенефициарного владения и выгодоприобретательства. Поэтому если в результате реализации новых требований закона, вы приходите к выводу о том, что ваш клиент находится под контролем лица - фигуранта перечня, то на эти операции требование по приостановлению распространяется. Вот, пожалуй, это две конкретные ситуации, на которые мы с вами можем выйти, когда институт приостановления еще не потерял своей актуальности.

Есть еще одна очень важная тема, которая сегодня поднимается Росфинмониторингом, тема, связанная с тем, что, несмотря на введение процедур блокирования, замораживания, нужно понимать, что какие-то минимальные средства к существованию террориста и лиц, которые находятся на его иждивении, должны ему выдаваться. Но как мы с вами видим, применительно к фигурантам перечня на эту тему закон ничего не говорит. Если обратиться к еще одной новой статье закона - статье 7.4, то мы увидим, что речь идет о лицах, которые не фигуранты перечня, но в отношении которых специальным межведомственным комитетом принимается решение о блокировании, замораживании. Так вот этим лицам полагается некое гуманитарное ежемесячное пособие, но правда на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей, фигурантам же перечня не позволяется и этой малости. При таком жестком ограничении государство невольно толкает возможно оступившихся однажды лиц к тому, чтобы они дальше осуществляли преступную деятельность, потому что им нужно поддерживать хотя бы на минимальном уровне и свою жизнедеятельность, и жизнедеятельность своих иждивенцев. Поэтому коллеги из Росфинмониторинга говорят нам о том, что есть еще одна ситуация, когда блокирование, замораживание и приостановление соотносятся, и это как раз тот случай, когда террорист хочет получить заработную плату, пенсию либо какое-либо социальное пособие. И в данном случае речь должна идти о том, что такая операция приостанавливается, кредитная организация об этом информирует финансовую разведку, и, если финансовая разведка не приостанавливает операцию на дополнительный срок, эти денежные средства такому фигуранту перечня должны быть выданы.

Но здесь много проблем. Первая проблема связана с тем, что, во первых, то, о чем я вам сейчас рассказал, очевидно, из закона не вытекает. И вторая проблема заключается в том, что если мы говорим о выдаче заработной платы, то сегодня у нас размеры заработных плат ничем не ограничены. И даже если еще вчера террорист получал зарплату в 10 тысяч рублей, то завтра никто ему не мешает получать зарплату в 1 миллион рублей. И очевидно, что такого рода суммы террористу выдавать нельзя. Но это тоже та тема, которая никак законом не регламентирована. Мы, понимая проблему, тем не менее, говорим коллегам из Росфинмониторинга, что в идеале в этой части нужно вносить изменения в закон. Они этот вопрос поставили перед Натальей Викторовной Бурыкиной, и вроде бы как она сказала да, что такое изменение в закон внести необходимо. Поэтому сейчас наши коллеги на эту тему работают совместно с нами, ну и мы надеемся, что какие-то изменения до конца года в этой части в законе о противодействии легализации произойдут. До той поры, очевидно, мы должны исходить из того, что институт блокирования, замораживания имеет приоритет перед приостановлением, и соответственно пока не будет каких-либо спецуказаний на эту тему от Росфинмониторинга, никакие операции с активами, которые принадлежат лицам, причастным к экстремистской деятельности, проводить нельзя.

Ссылка на третий блок Расширенное право отказа в заключении договора банковского счета, расширенное право по отказу в выполнении распоряжения клиента о проведении операции и новое полномочие по расторжению договора банковского счета —

Порядок блокирования или разблокирования денежных средств в размере обеспечения заявок на участие регламентирован ст. 44 Федерального закона № 44-ФЗ.

Блокирование денежных средств в размере обеспечения заявок - в течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке (ч. 20 ст.44).

Разблокирование обеспечения заявки

Заявка отозвана Участником - в течение 1 рабочего дня с даты поступления уведомления об отзыве указанной заявки (ч. 21 ст. 44);

Отказ Участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе - в течение 1 (одного) рабочего дня, следующего после даты поступления Оператору протокола рассмотрения заявок / протокола рассмотрения и оценки заявок (п. 22 ст. 44);

Участник электронного аукциона не принял участие в аукционе - в течение 1 (одного) рабочего дня с даты размещения на Электронной площадке протокола проведения аукциона (п. 23 ст. 44);

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, признана не соответствующей требованиям документации о закупке - в течение 1 (одного) рабочего дня с даты размещения на Электронной площадке протокола подведения итогов (ч. 24 ст. 44);

Разблокирование денежных средств Участников, не признанных Победителями по результатам протокола подведения итогов - в течение не более чем 1 (одного) рабочего дня с даты публикации протокола подведения итогов (п. 1 ч. 8 ст.44);

Отмена определения поставщика - в течение 1 (одного) рабочего дня с даты поступления информации об отмене определения поставщика (п. 2 ч. 8 ст. 44);

Разблокирование денежных средств Участника, признанного Победителем по итогам протокола подведения итогов - в течение 1 (одного) рабочего дня с даты размещения в единой информационной системе подписанного проекта контракта (п. 1 ч. 8 ст 44).

В соответствии с ч. 27 ст. 44 в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, Оператор электронной площадки по истечении 30 (тридцати) дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет Заказчику денежные средства, внесенные этим Участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан Заказчиком.

Информация была полезной?

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИЯ

О применении кредитными организациями мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и приостановлению операций


В связи с участившимися обращениями по вопросам применения кредитными организациями мер по:

1. отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ));

2. отказу от заключения договора банковского счета и расторжению договора банковского счета (вклада) (пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ);

3. замораживанию (блокированию) денежных средств (подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ);

4. приостановлению операций (пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ закреплен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ . В данный перечень, в том числе, входят кредитные организации.

Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, закреплены в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ :

1. Пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено право кредитных организаций отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если у сотрудника кредитной организации, в ходе реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция (сделка) совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено право кредитных организаций:

- отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ .

3. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ .

При этом согласно пункту 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица;

3) осуществлять в порядке, установленном , операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

4. Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлена обязанность по приостановлению операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ .

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей вышеуказанные организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона , на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ , по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

При этом, согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами (в случаях, установленных федеральными законами, учреждениями, подведомственными государственным органам) в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия указанных надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп осуществляет Банк России.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: