Анализ развития апк республики беларусь. Агропромышленный комплекс России, его развитие и особенности

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность отраслей народного хозяйства, занятых производством продовольствия и промышленной продукции из сельскохозяйственного сырья, их хранением и реализацией потребителю; производством средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, их производственно-техническим обслуживанием.

Другими словами, АПК Беларуси включает 1)сельское хозяйство,

2) перерабатывающую промышленность и 3) обслуживающую сферу .

В структуру АПК входят: организационно – функциональная структура, продуктово - сырьевая и территориальная.

Организационно-функциональная структура АПК включает три сферы:

1) отрасли, обеспечивающих АПК средствами производства для всех звеньев АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, продовольственное машиностроение; производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений и др.).

2) сельское хозяйство по производству продовольствия и сельскохозяйственного сырья;

3) отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, хранение, транспортировка и реализация продукции). Это - пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленность. А также - легкая промышленность, работающая на сельскохозяйственном сырье, и торговля продовольственными товарами.

Продуктово –сырьевая структура АПК включает ряд подкомплексов продовольственных и непродовольственных товаров.

В состав АПК Республики Беларусь выделяются следующие основные подкомплексы: хлебопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоконсервный, кормовой, льняной.

Территориальная (региональная) структура АПК включает совокупность соответствующих отраслей в рамках данной территории, т.е. в масштабах республики, области, района. Территориальные (региональные) АПК районов и областей являются составными элементами единого АПК республики.

Инфраструктура АПК – это структура, которая состоит из предприятий и организаций, обслуживающих АПК, и обеспечивающих общие условия развития производства и жизнедеятельности людей. По своему целевому назначению инфраструктура подразделяется на производственную инфраструктуру и социальную.

Производственная инфраструктура АПК обеспечивает взаимосвязь всех фаз процесса воспроизводства: производства, разделения, обмена и потреблении. В нее входят материально-техническое обслуживание (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и т.д.); материально-техническое снабжение и заготовки сельскохозяйственной продукции; элеваторное, холодильное и складское хозяйство; систему доведения продукции до потребителя; транспорт и связь по обслуживанию производственных нужд всех отраслей и предприятий АПК.



Задачей социальной инфраструктуры является обеспечение нормальных условий жизнедеятельности, воспроизводства и закрепления рабочей силы.

В нее входят дошкольные учреждения, органы просвещения, образования, науки; органы здравоохранения, спорта и охраны окружающей среды; жилищно - коммунально-бытовое хозяйство; розничная торговля и общественное питание; общественный транспорт, связь; информационная служба, служба охраны и техники безопасности труда.

Модернизация агропромышленного комплекса намечена в программах технического и технологического переоснащения его отраслей, «Энергосбережение», «Плодородие», «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур».
С целью улучшения социально-экономической и демографической ситуации на селе, создания приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села. Она призвана решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить необходимые социальные стандарты жизни сельского населения и эффективное, конкурентоспособное агропромышленное производство.

Лекция 9 (2 часа)

Вопросы темы 4:

4.3.2. Сельское хозяйство как комплексообразующая отрасль АПК:

структура и особенности.

4.3.3. Растениеводческие подкомплексы, оценка состояния и направления

развития.

4.3.4. Животноводческие подкомплексы: оценка состояния и задачи

развития.

4.3.5. Состояние и развитие отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.

4.3.2. Сельское хозяйство как комплексообразующая отрасли АПК: структура и особенности .



Основной комплексообразующей отраслью АПК является сельское хозяйство . В валовом внутреннем продукте страны доля сельского хозяйства составляет 7,5% . По состоянию на начало 2008 года в республике функционировало 1720 сельскохозяйственных организаций, 2016 крестьянских (фермерских) хозяйств, 1100 тыс. личных подсобных хозяйств, занято 435,6 тыс. человек (10,5 % от общей численности занятых в народном хозяйстве). Сельское хозяйство ориентировано главным образом на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в продуктах питания. Отдельные виды продовольственных товаров являются экспортным потенциалом.

Сельское хозяйство производит продукты питания и сырье для пищевой и легкой промышленности (составляющие около 9% национального дохода республики и более ¾ товаров народного потребления).

Беларусь относится к странам с индустриально-аграрной экономикой, располагающим значительными земельными и трудовыми ресурсами.

Занимая в мире 0,15% территории и имея 0,17% населения, Беларусь обладает 16% мировых посевов льна, или более 20% его посевов в Европе, производит 2,8% – картофеля, 0,9 – молока, 0,6 – сахарной свеклы, 3 – мяса в убойной массе и 0,24% зерна, расширяются объемы возделывания зернобобовых и масленичных культур.

В настоящее время в сельской местности проживает 27,6% жителей страны, остальные 72,4% живут в городах.

Сдерживают рост производства в продовольственном комплексе две основные проблемы. Первая – низкая покупательная способность населения, вторая – отсутствие развитой инфраструктуры доведения продукции до покупателя.

Основные особенности сельского хозяйства:

1) в качестве главного средства производства выступает земля, так как она является одновременно средством труда и предметом труда; земля ограничена пространственно и ничем незаменима;

2) в сельском хозяйстве с помощью зеленых растений за счет фотосинтеза из неорганического вещества создается органическое вещество, т.е. накапливается новая энергия, в других отраслях энергия расходуется;

3) в сельском хозяйстве экономический процесс воспроизводства тесно переплетается с естественным, природным воспроизводством, так как в качестве средств производства здесь выступают живые организмы (растения, животные, микроорганизмы);

4) в сельском хозяйстве период производства не совпадает с рабочим периодом (особенно в растениеводстве), из-за чего занятость работников здесь имеет сезонный характер;

5) себестоимость производства единицы однородной продукции сельского хозяйства в разных районах размещения разная, поэтому из-за экономической целесообразности следует размещать производство товарной продукции там, где она обходится дешевле;

6) не вся произведенная в сельском хозяйстве продукция может быть товарной, так как значительная часть (свыше 20%) валовой продукции сельского хозяйства – семена, корма, часть поголовья животных используется в дальнейшем процессе воспроизводства

Сельское хозяйство подразделяется на две крупные отрасли: растениеводство и животноводство .

Растениеводство охватывает зерновое хозяйство, картофелеводство, овощеводство, плодоводство, льноводство, кормопроизводство и т.д.

Животноводство включает в себя скотоводство, свиноводство, овцеводство, козоводство, птицеводство, коневодство. А также - кролиководство, рыбоводство, пчеловодство.

Каждая отрасль сельского хозяйства имеет свои специфические особенности. Они различаются по виду производимой продукции, применяемым средствам и предметам труда, характеру профессионального состава кадров, применяемой технологии и организации производства.

Сельское хозяйство взаимосвязано с другими сферами АПК по многим направлениям. От первой сферы (фондопроизводящих отраслей) оно получает машины, минеральные удобрения, химические средства защиты растений и животных, строительные материалы и т.д. Для предприятий третьей сферы АПК, работающих на сельскохозяйственном сырье, оно это сырье поставляет.

Основные задачи сельского хозяйства – обеспечение дальнейшего роста и большей устойчивости производства, повышения эффективности растениеводства и животноводства с целью более полного удовлетворения потребностей населения в высококачественных и недорогих продуктах питания, а промышленности – сырье, создание необходимых государственных сельскохозяйственных резервов как для внутреннего потребления, так и для экспортных целей.

Агропромышленный комплекс — исключительно важная отрасль национальной экономики РФ. Данная сфера предопределяет уровень продовольственной безопасности, а также может быть одним из мощных стимулов роста всей хозяйственной системы государства. Какова специфика АПК в России?

Определение АПК

Агропромышленный комплекс — это, по сути, совокупность нескольких отраслей национальной хозяйственной системы, которые направлены на выпуск или переработку сырья сельскохозяйственного происхождения, а также на получение из него различных видов продукции. В отмеченную совокупность сегментов экономики входят: собственно сельское хозяйство, представленные в широком разнообразии отрасли промышленности, которые обеспечивают переработку сырья, снабжают аграриев техникой, необходимыми удобрениями и иными ресурсами промышленного происхождения, а также транспортно-логистические предприятия, ответственные за поставку продукции АПК потребителям.

Агропромышленный комплекс, согласно ряду точек зрения, также формируют отрасли национальной хозяйственной системы, прямо не связанные с индустриальной или сельскохозяйственной сферой, однако исключительно важные с точки зрения перспектив развития соответствующего сегмента экономики. Прежде всего это образование: в него могут входить государственные, частные, международные учреждения различного профиля. Также в последнее время все более значима роль IT-индустрии, особенно в части разработки ПО для автоматизированного управления различными производственными процессами, CRM-системы и т. д.

Роль АПК в экономике России

Россия — государство с относительно небольшой долей сельского хозяйства в ВВП, порядка 5%. Вместе с тем, как полагают многие эксперты, существует большое количество смежных отраслей (собственно, формирующих собой АПК), которые представляют значимую в макроэкономическом смысле группу субъектов. В связи с изменениями во внешнеполитическом векторе развития страны агропромышленный комплекс РФ между тем, как склонны считать многие аналитики, имеет шансы на ощутимый рост. Некоторые из его признаков наблюдаются уже сейчас. Так, например, в связи с трендами в рамках импортозамещения, появление которых было обусловлено, если придерживаться популярной точки зрения, продуктовым эмбарго, а также снижением курса рубля, производство некоторых видов сельхозпродукции в РФ в 2014 году выросло на десятки процентов, а в 2015-м имеет шансы на дальнейший рост, как полагают многие аналитики. Таким образом, роль АПК в экономике России, вероятно, будет в ближайшие годы усиливаться. Однако аспекты импортозамещения подробнее мы изучим чуть позже.

Агропромышленный комплекс РФ также исключительно важен с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности государства. До последнего времени во многих ключевых сегментах обеспечения населения продуктами питания сохранялась (а в ряде отраслей остается актуальной) высокая зависимость от импорта. Государство, полагают эксперты, должно прилагать все усилия к тому, чтобы обеспечивать население продуктами преимущественно отечественного производства. По крайней мере, в тех сегментах, в которых можно добиваться приемлемых результатов в силу климатических условий: понятно, что, например, многие виды фруктов в России попросту не могут расти из-за длительной зимы.

Классификация сегментов АПК

Выше мы обозначили, какие основные сферы формируют агропромышленный комплекс. Рассмотрим сущность их классификации подробнее.

Одна из ключевых сфер АПК — это индустрия производства сельскохозяйственной техники и иных материальных ресурсов, необходимых фермерам (включая, в частности, комбикорма и удобрения). Следующий сегмент — это производственная сфера, объединяющая собственно сельское хозяйство, в рамках которого осуществляется практическая работа фермеров, а также отрасли, в которых осуществляется выпуск продукции на основе сельскохозяйственного сырья.

Третий компонент АПК — это сфера, объединяющая в себе транспортную отрасль, логистику, связь, ритейл — все то, что связано с поставками сельскохозяйственной продукции потребителям, а также с установлением межпроизводственных коммуникаций. Некоторые эксперты полагают, что сельское хозяйство и промышленность, которая выпускает продукцию на основе соответствующих видов сырья, следует рассматривать в качестве обособленных сфер АПК.

Так или иначе, отрасли, которые формируют агропромышленный комплекс, классифицируются в рамках обозначенной схемы в достаточной мере условно. Часто границы между ними очень подвижны: например, многие сельскохозяйственные компании сочетают в себе направления бизнеса, связанные как с выпуском продукции для потребителя, так и с ее доставкой. Поэтому многие эксперты предпочитают классифицировать АПК не столько в рамках тех или иных отраслей, сколько методом распределения тех или иных активностей по видам деятельности предприятий. Это связано, полагают аналитики, с активными интеграционными процессами, в которых участвуют многие организации агропромышленного комплекса, если говорить, в частности, о российской модели.

Так или иначе, рассмотренная классификация АПК в рамках сфер или видов деятельности — смотря какой точки зрения придерживаться — в достаточной мере логична. Дело в том, что она предполагает трехступенчатую, последовательную систему производственных циклов. На самом первом уровне осуществляется выпуск технических средств для сельскохозяйственной деятельности. На второй ступени стоит производство основной продукции. На третьей — реализация ее конечному потребителю.

Также можно отметить, что со структурами АПК, если говорить, в частности, о российской экономике, активно взаимодействуют государственные и муниципальные органы власти. В ведении управления могут находиться важнейшие вопросы развития агропромышленного комплекса. Экономическое состояние тех или иных отраслей часто зависит от того, насколько эффективно будет работать конкретный региональный комитет агропромышленного комплекса. В частности, приоритеты в предоставлении кредитов, субсидий и иных нужных аграриям форм поддержки — в ведении соответствующих структур.

Рассмотрим специфику каждой из сфер (или направлений деятельности) подробнее.

Сфера снабжения АПК

Данную сферу, таким образом, формируют отрасли агропромышленного комплекса, ответственные за производство материально-технических ресурсов сельскохозяйственных предприятий. Какие именно?

Прежде всего это, конечно, машиностроение — главным образом представленное тракторным направлением, предприятиями, производящими комбайны, а также различные виды технологического оборудования и инвентаря. Важнейшую роль играет взаимодействующий с АПК пищепром, производящий комбикорма и иного вида продукцию, которая востребована в животноводстве. В сферу снабжения АПК также входят предприятия, занимающиеся квалифицированным ремонтом различной техники. Важнейшая отрасль в рассматриваемой сфере АПК — сельское строительство.

Производственная сфера АПК

Данная отрасль — это совокупность направлений деятельности, связанных с непосредственным трудом аграриев, который может быть представлен в рамках широкого спектра субъектов — частных фермеров, крестьянских хозяйств, крупных холдингов и т. д.

Можно отметить, что многие из соответствующих элементов рассматриваемой отрасли реализуют активности также производственного типа. То есть данные предприятия могут непосредственно участвовать в выпуске основного продукта АПК. Такие фирмы могут образовывать собой представленную в АПК в широком спектре отраслей промышленность — пищевую, молочную, мясную. Предприятия соответствующего профиля также подразделяются на большое количество типов.

Транспортно-логистическая сфера АПК

В данную сферу входят предприятия агропромышленного комплекса, которые занимаются логистикой, доставкой, ритейлом и иными вопросами, связанными с непосредственным снабжением потребителей продукцией сельского хозяйства. Как мы уже отметили выше, в экономике развитых стран мира часто наблюдаются различные интеграционные процессы на уровне отдельных сфер АПК. Развитие агропромышленного комплекса России, как полагают многие аналитики, происходит в целом в рамках тех же закономерностей. Поэтому предприятия, основной профиль которых, к примеру — это сельскохозяйственное производство, также формируют в своей корпоративной структуре подразделения, ответственные за логистику, продажи и иные направления деятельности, релевантные рассматриваемой сфере.

Перспективы АПК России

Рассмотрим теперь, как развивается агропромышленный комплекс России, более подробно. Выше мы отметили, что в числе ключевых факторов тех процессов, которые сейчас происходят в данной отрасли экономики — импортозамещение, а также внешнеполитическая конъюнктура. Как полагают многие эксперты, агропромышленный комплекс России в целом преодолел кризисный период, характерный для 90-х годов, когда снизилось производство по большинству направлений, потому огромный процент продуктов питания импортировался.

Вместе с тем, как полагают некоторые аналитики, по многим параметрам российское сельское хозяйство еще не достигло, в частности, показателей советского периода, и потому есть к чему стремиться. Хотя есть оценки, по которым индикаторы в соответствующей индустрии вполне сопоставимы с цифрами, в частности, для 1990 года, а в некоторых сферах - превосходят их.

Изучим подробнее специфику, таким образом, одного из наиболее выраженных, как полагают многие аналитики, драйверов роста российского АПК сегодня — импортозамещения.

Был ли готов АПК к импортозамещению?

Интересен тот факт, что процесс, о котором идет речь, начался вовсе не с взаимных санкций России и стран Запада, хотя, конечно, текущая его динамика во многом обусловлена именно внешнеполитическим фактором в виде соответствующих активностей. Программы агропромышленного комплекса в РФ стали активно формироваться и реализовываться за несколько лет до возникновения предпосылок для осложнений в отношениях нашей страны и Запада. Таким образом, открывшиеся перспективы для масштабного импортозамещения в период санкций, считают аналитики, имели все шансы быть реализованными в силу наличия в РФ необходимой инфраструктуры, технологий, кадров. В России обнаружилось достаточно много отраслей, полагают эксперты, в которых аграриям не пришлось начинать с низкого старта: все было готово к тому, чтобы в короткие сроки нарастить необходимые объемы производства основного продукта.

Какие можно обнаружить примеры успешных и конструктивных действий правительства РФ до санкций? Так, например, в 2013 году власти, осуществляя управление агропромышленным комплексом, инвестировали порядка 5,43 млрд руб. за счет федерального бюджета в некоторые важнейшие сферы животноводства. Получили финансирование также и региональные инициативы. Многие работники агропромышленного комплекса почувствовали повышение зарплаты, улучшение условий труда и технологического состояния предприятий. Осуществлялась поддержка аграриев в аспекте кредитования.

Таким образом, состояние агропромышленного комплекса России к моменту введения санкций было во многих аспектах оптимальным с точки зрения реализации успешного импортозамещения. В среде российских аналитиков есть точка зрения, в соответствии с которой Правительство РФ решило ввести летом 2014 года продовольственное эмбарго, тщательно просчитав возможные последствия, проанализировав возможности АПК и придя к выводу, что Россия сможет осуществить замену импортных продуктов своими силами.

Вместе с тем в области импортозамещения в РФ эксперты обнаруживают ряд актуальных задач, которые еще только предстоит решить. Рассмотрим их.

Импортозамещение в РФ: задачи

Прежде всего, как отмечают аналитики, правительству России предстоит большая работа в области стимулирования государственно-частного партнерства в АПК. Это может выражаться, например, в инвестиционных вопросах, в логистике, в обмене опытом. К тому же, полагают аналитики, развитие государственно-частного партнерства может способствовать снижению бюджетной нагрузки.

Экономика агропромышленного комплекса России во многом зависит от эффективности транспортной инфраструктуры. Многие из поставщиков сельскохозяйственной продукции попросту не имеют возможности взаимодействовать с потребителями или хотя бы с посредниками, готовыми предложить рентабельные условия сотрудничества, в силу низкой доступности транспортных коммуникаций. Собственно, одно из ключевых направлений финансирования в рамках затребованной Минсельхозом суммы в размере 600 млрд руб. на развитие импортозамещение — это именно логистическая отрасль. Вместе с тем, полагают многие аналитики, даже если правительство РФ сможет выделить средства, которые запросило Министерство агропромышленного комплекса, развитие страны в силу несовершенства логистической системы может осуществляться недостаточно быстрыми темпами.

Вопрос финансирования

Выше мы отметили, какого масштаба цифры могут фигурировать в коммуникациях между ведомствами, ответственными за развитие АПК страны, и правительством. Речь идет о финансовых величинах, сопоставимых с бюджетами сразу нескольких российских регионов. Данное обстоятельство, как полагают некоторые аналитики, предполагает сложную задачу, стоящую перед правительством РФ в условиях бюджетного дефицита, который, вероятнее всего, будет наблюдаться в ближайшее время в силу невысоких цен на нефть.

То, насколько эффективной будет политика государства в аспекте финансирования, предопределяется качеством работы компетентных ведомств, считают аналитики. Например, в РФ работает такая структура, как Комиссия по эффективности государственных расходов. На нее, в частности, может быть возложена задача по поиску средств для импортозамещения. Возможно, полагают эксперты, это будет реализовано методом временного сокращения иных направлений бюджетного финансирования.

Ключевые направления

Несмотря на то что в области импортозамещения перед Правительством РФ стоит ряд нерешенных задач, и к тому же могут возникать финансовые сложности в аспекте их реализации, власти продолжают разрабатывать программы, отражающие реализацию алгоритмов импортозамещения в ближайшие годы.

Как мы уже отметили выше, в числе важнейших направлений деятельности ведомств — строительство логистических центров. Данные объекты предполагается задействовать, во-первых, с целью повышения эффективности взаимодействия между различными отраслями АПК, а во-вторых, с целью более качественного финансового мониторинга расходования бюджетных средств.

Работа логистических центров, о которых идет речь, будет обеспечиваться обновлением правовой базы, совершенствованием норм в рамках самых разных отраслей законодательства. Цель государства — создать механизм, в рамках которого сельхозпроизводитель сможет легко находить потребителя посредством ресурсов, предоставляемых логистическим центром.

Следующее направление деятельности правительства в рамках реализации программ по импортозамещению — субсидирование ряда отраслей сельского хозяйства, в частности, молочного и мясного производства.

Разумеется, это не исчерпывающий список направлений деятельности, которые может реализовывать Минсельхоз или, например, подотчетный ему департамент агропромышленного комплекса в том или ином регионе. Вместе с тем, полагают аналитики, если властям удастся решить данные задачи, то условия для импортозамещения будут созданы великолепные.

Импортозамещение и продовольственная безопасность

В начале статьи мы отметили, что АПК для экономики страны исключительно важен с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Есть сведения, что в рамках действующей правительственной доктрины Россия должна снизить свою зависимость, в частности, в области импорта молока, до 30%, то есть своими силами производить 70% продукта. Аналогичных показателей нужно достичь и по мясу, обеспечить полную независимость по картофелю, на 50% - по винограду. Можно отметить тот факт, что по растительному маслу, а также сахару продовольственная безопасность, как свидетельствуют данные в ряде источников, достигнута практически полная. Так или иначе, как считает ответственное за развитие сельского хозяйства Министерство, агропромышленного комплекса, преимущественно зависящего от импорта, в РФ быть не должно.

И потому, даже если речь идет о ввозе сельхозпродукции из дружественных России стран, то соответствующие объемы, тем не менее, не должны обуславливать превышения установленных на правительственном уровне критериев. Безусловно, есть достаточно много мировых поставщиков овощей, фруктов, мяса, молока, способных заменить европейские компании, в отношении которых введено продовольственное эмбарго.

Помощь России в снабжении теми или иными продуктами готовы оказать, в частности, Китай, Сербия, страны Латинской Америки. Например, известно, что в КНР предполагается открытие крупных инфраструктурных объектов, посредством которых национальные производители овощей и фруктов смогут наладить взаимодействие с российскими потребителями, в том числе и в рамках прямых поставок. Однако акцент должен ставиться на реальное импортозамещение, полагают эксперты. Дело даже не в геополитическом факторе, предполагающем как можно больший суверенитет, в том числе и в аспекте продовольственной безопасности. Экономике РФ сейчас нужны новые драйверы роста, и АПК в этом смысле имеет большой, пока что не реализованный в полной мере потенциал, полагают эксперты.

Агропромышленный комплекс сегодня обеспечивает продовольственную безопасность страны, а также способствует развитию сельского хозяйства. Сельское хозяйство представляет собой вторую сферу агропромышленного комплекса и является основной составной частью АПК, в интересах которого организуются, функционируют и взаимодействуют другие сферы комплекса.

Сельское хозяйство является не только основным, определяющим элементом АПК, но и его связующим звеном -- даже незначительные изменения в объемах и структуре производимой сельскохозяйственной продукции могут оказать весьма существенное значение на другие сферы АПК.

В связи с этим проблема развития сельского хозяйства являются актуальной темой для научных исследований. Проанализируем основные показатели развития сельского хозяйства за последние 5 лет .

В прошлой пятилетке была реализована Программа возрождения и развития села. Это крупнейший за всю историю нашей страны инвестиционный проект совокупной стоимостью 52,6 млрд. долл. С учетом приоритетов развития агропромышленного комплекса и в предыдущие периоды программа позволила в корне улучшить жизнь белорусской деревни и создать новые конкурентные преимущества страны в международной торговле.

Беларусь не только обеспечила свою продовольственную безопасность, но и стала заметным экспортером продуктов питания. Занимая в мире 89-е место по территории, республика вышла на 4-е место по экспорту молока, 6-е - льноволокна, находится в числе 20 первых стран по экспорту сыров, мясопродуктов и других товаров продовольственной группы.

Экспорт сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности в 2010 г. достиг рекордного за всю историю значения в 3,3 млрд долл. и вырос за пятилетку в 2,1 раза. Успехи в выполнении программы сомнений не вызывают, но факторный анализ показывает, что ряд важных целевых задач не достигнут, экономика АПК находится в сложном состоянии .

В последние годы в структуре валового внутреннего продукта удельный вес сельского хозяйства в ВВП не превышает 8%. При этом минимальное значение этого показателя наблюдалось в 2007 и 2010 гг. - 7,5% (Рис. 2.1)

Рисунок 2.1 - Удельный вес отдельных отраслей экономики в структуре ВВП. Источник:

Для сельского хозяйства характерен рост объемов производства продукции в постоянных ценах к предшествующему году за весь период исследования. В то же время в 2009 г. темпы роста объемов производства снизили такие отрасли, как лесное хозяйство, промышленность, транспорт, торговля и общественное питание .

В последние 5 лет в сельском хозяйстве трудилось 9,7-10,5% занятого населения. При этом наблюдается тенденция снижения численности трудовых ресурсов в сельском хозяйстве к 2010 г. Наибольшее число занятых в сельском хозяйстве пришлось на 2011г. и составило 10,3% (Табл. 2.1).

Таблица 2.1- Динамика численности населения, занятого в сельском хоз., тыс. чел.

Источник:

Изучая структуру основных средств по отраслям экономики по их первоначальной стоимости на начало года за период 2006-2011 гг., можно увидеть, что здесь доля сельского хозяйства составляет 14,1-15,0%.

С 2006 года ежегодно увеличивались инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство. Темп роста этого показателя в сопоставимых ценах за 2008- 2010 гг. составил к предшествующему году 128,5%, 129,8% и 108,7% соответственно. При этом доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций в основной капитал занимало от 14,6% в 2007 г. до 18,2% в 2009 г. (в действующих ценах). В 2011 г. этот показатель составил 12,5%, что на 4,7% меньше по сравнению с 2010 г. (17,2%).

Основную роль в производстве сельхозпродукции по-прежнему играют сельскохозяйственные организации - 62,0-69,6% общего объема (Рис. 2.2).

Вторую позицию занимают хозяйства населения. Показательно, что в 2010 году фермерские хозяйства вышли на максимальное за 5 лет значение - 1% в общем объеме производства сельхозпродукции.


Рисунок 2.2 - Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств.

Основные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животноводство - за последние 5 лет в республике занимали примерно одинаковый удельный вес с небольшим преобладанием продукции растениеводства: 52,6-56% и 44-47,4% соответственно (Табл. 2.2). При этом в сельхозпредприятиях лидирует производство продукции животноводства (56,2-60,8% в общем объеме производства) над растениеводством (39,2-43,8%). В то же время домашние и фермерские хозяйства занимаются преимущественно получением растениеводческой продукции (в пределах 77-84%) .

Таблица 2.2 - Продукция сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий; в процентах от общего объёма продукции сельского хозяйства)

Растениеводство

Животноводство

За последние годы в Беларуси объемы сельскохозяйственного производства имеют тенденцию к увеличению во всех категориях хозяйств (Табл. 2.3). Достигнув максимума в 2008 году темпы прироста в последующем снизились и в 2010 г. составили 101,9%. Но в 2011 г. объем сельхоз продукции достиг отметки в 106,6%.

Таблица 2.3 - Индексы физического объёма продукции сельского хозяйства к предшествующему году (в сопоставимых ценах)

Согласно официальной статистике, в течении последних лет в Беларуси наблюдается положительная тенденция в увеличении как общего объема производства сельскохозяйственной продукции, так и на 1 жителя и работающего в сельском хозяйстве - в 2010 году показатели превысили 2006 год более, чем в два раза (Табл. 2.4, рис. 2.3). Максимальный темп роста производства растениеводческой продукции наблюдался в 2008 г. (141,4% к предыдущему году), минимальный - в 2009 г. (102,1%). Продукции животноводства в 2010 году было произведено в объеме 127,3% к предыдущему году. Интересно, что в текущих ценах растениеводческой продукции было произведено больше, чем животноводческой.

Таблица 2. 4 - Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения и на одного работающего в отрасли

Показатель

Произведено сельскохозяйственной продукции, млрд. руб. (в текущих ценах)

Всего, в т. ч.

Растениеводческой

Животноводческой

Произведено сельхозпродукции на 1 жителя, тыс. руб.

Всего, в т. ч.

Растениеводческой

Животноводческой

Произведено сельхозпродукции на 1 работающего в с/х, тыс. руб.

Всего, в т. ч.

Растениеводческой

Животноводческой


Рисунок 2.3 - Динамика производства сельскохозяйственной продукции (в фактически действовавших ценах; млрд. руб)

В первом полугодии 2012г. в сельском хозяйстве в хозяйствах всех категорий производство продукции в текущих ценах составило 34070,1 млрд. руб. и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2011г. в сопоставимых ценах на 5,1%.

В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объёмы производства продукции за этот период увеличились на 6,7%, при этом продукция животноводства - на 7,8%, растениеводства - на 0,2%

Несмотря на положительную динамику развития сельскохозяйственного производства Беларуси, А. Герасименко в своих исследованиях отмечает, что недореформированное и неэффективно функционирующее сельское хозяйство является бременем для государственного бюджета. Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства в Беларуси (4,15% к ВВП) значительно выше, чем в других странах (Рис. 2.4). А удельный вес трансфертов, выраженный в процентах к добавленной стоимости в агросекторе, у нас достигает 67%, при том, что в ЕС этот показатель соответствует 30%, в Канаде - 34%, России - 30% .


Рисунок 2.4 - Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства в разных странах мира, % к ВВП

Большинство мер поддержки, применяемые в Беларуси, по классификации ВТО относятся к так называемой «желтой корзине», т.е. они искажают производство и торговлю. По оценкам Всемирного банка, в 20082010 гг. на долю «желтой корзины» в Беларуси совокупно пришлось 86% объема господдержки, что составило около 40% сельскохозяйственного ВВП. Самая значительная статья расходов (42%) приходится на субсидирование процентных ставок по кредитам и исполнение госгарантий в их погашении. Субсидии на приобретение средств производства (удобрений, пестицидов, семян, топлива) составили 28% от общего объема «желтой корзины». На субсидирование лизинга приходится 12%, на поддержку производства отдельных видов сельхозпродукции - 9%.

В то же время на меры поддержки, относящиеся к «зеленой корзине» (наименее искажающие производство и торговлю), в 2010 г. было выделено лишь 12% от общего объема финансирования. В мире для данных целей приходится более 70% господдержки. При этом, как следует из доклада Всемирного банка, белорусская «зеленая корзина» отличается низким уровнем разнообразия и ограничена набором базовых государственных услуг, направленных на поддержание конкурентоспособности сектора. Ее основу составляет мелиорация и в меньшей степени - расходы на исследование, образование и НИОКР .

В 2005-2011 годы аграрный комплекс полностью обеспечивал потребности внутреннего продовольственного рынка страны и при этом осуществлялась поставка на экспорт. Как отмечает С.Шапиро, экспортная деятельность в предстоящие годы будет приоритетной в белорусском АПК. Однако, по мнению автора, путь на зарубежные продовольственные рынки будет нелегким. Во-первых, по мере роста материального благополучия населения требования к качеству продовольственных товаров постоянно возрастают как на внутреннем, так и на внешних рынках. Во-вторых, конкуренция на внешних рынках усиливается вследствие повышения активности ряда крупных развивающихся государств: Китая, Бразилии, Аргентины и других. Следует учесть и то, что сельскохозяйственное производство России тоже набирает темпы .

Для решения насущных проблем в АПК нужны меры инновационного характера, обеспечивающие существенное наращивание производства сельскохозяйственной продукции при экономической целесообразности, расширение ее ассортимента и повышение качества до уровня мировых стандартов.

С целью повышения эффективности АПК, повышения доходов сельского населения и других социально-экономических целей разработана и запущена Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. Предусматривается, что эффективность сельскохозяйственного производства будет повышено за счет:

Приведения затрат на производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия к нормативному уровню;

Повышения продуктивности отраслей сельского хозяйства;

Развития материальной базы и технико-технологического переоснащения агропромышленного производства;

Установления приоритета экономических показателей, характеризующих доходность производства, рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг, окупаемость инвестиций.

Предполагается, что за счет приведения затрат к нормативному уровню сэкономится около 1 трлн. руб. Повышение эффективности отраслей растениеводства и животноводства должно снизить удельные затраты на производство сельхозпродукции на 5-10%, что сегодня оценивается в сумме 1,5 трлн. руб., и обеспечить рост рентабельности продаж до 11% в целом по стране .

Проанализировав динамику, состав, структуру социально-экономических показателей аграрного сектора, можно сделать выводы о том, что государству необходимо сконцентрировать большее внимание на увеличение этих показателей.

По статистике хорошо видно как этим показатели падают с каждым годом: наблюдается тенденция снижения численности трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, сокращается численность занятого населения в сельском хозяйстве, медленными темпами растет ВВП, нужно увеличивать производство сельскохозяйственной продукции на душу населения.

ВВЕДЕНИЕ
3

4

6

10

10

11

12

13

15

16

18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26

27

28

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ АНАЛИЗЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

3. МЕТОДИКА АНАЛИЗА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

3.1. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

3.2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА

3.3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

3.4. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

3.5. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

3.6. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

4. ТЕНДЕНЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВВЕДЕНИЕ

Особое место в экономическом анализе занимает отраслевой анализ, который позволяет, исходя из поставленных целей и задач, всесторонне рассмотреть отрасль, проанализировать состояние и тенденции ее развития, эффективность функционирования и многие другие аспекты.

Отрасль национальной экономики определяется как качественно однородная группа хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного развития труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Каждая отрасль как совокупность родственных предприятий и организаций обладает определенным производственно-техническим единством.

Важнейшим направлением анализа отрасли является изучение происходящих в ней структурных сдвигов, или изменений структуры, которые могут возникать по различным причинам. Можно выделить следующие структурные сдвиги в отрасли:

организационного характера (например возникающие в результате выбытия или ввода нового предприятия);

изменения структуры производства (например, изменение структуры производимой продукции);

изменение структуры состава производственных ресурсов.

Общее представление о роли и месте отрасли в национальной экономике позволяет получить структура валового внутреннего продукта (ВВП). На основе построения динамических рядов на определенный период можно выявить динамику изменения доли отрасли в ВВП, т.е. тенденции структурных сдвигов в национальной экономике за выбранный период.

В рамках отраслевого анализа необходимо также выделить следующие направления аналитической деятельности:

состояние и тенденции развития отрасли (объемы, темпы роста производства) с выделением в ее составе наиболее перспективных предприятий;

конкурентоспособность отрасли;

уровень монополизации в отрасли;

эффективность функционирования отрасли.

Отраслевой анализ предполагает оценку производственных и сбытовых характеристик отрасли, а также определение перспектив ее развития.

Важнейшая задача аграрного сектора экономики - обеспечение продовольственной безопасности страны, основы ее суверенитета, экономической и социальной устойчивости. Агропромышленная политика сегодня направлена на то, чтобы сделать эту отрасль высокоэффективной и конкурентоспособной, существенно повысить надежность обеспечения страны продукцией сельского хозяйства, улучшить ее качество.

1. ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Анализ состояния и тенденций развития агропромышленного комплекса (АПК) осуществляется в разрезе его основных сфер – производственной и обслуживающей сферы. Производственная сфера включает: сельское хозяйство; отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье; отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства.

Обслуживающая сфера включает отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.

Центральным звеном АПК является сельское хозяйство, обеспечивающее производство сельскохозяйственной продукции – продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений) и животноводства.

Сельское хозяйство обладает рядом специфических особенностей, обуславливающих специфические подходы к анализу отрасли:

1. Результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом зависят от природно-климатических условий. Поскольку дожди, засуха, морозы и другие природные явления могут значительно уменьшить сборы урожая, снизить продуктивность труда и другие показатели, при анализе хозяйственной деятельности необходимо учитывать природно-климатические условия каждого года и каждого хозяйства. Для получения правильных выводов о результатах хозяйственной деятельности показатели текущего года должны сопоставляться не с прошедшим годом, как это делается на промышленных предприятиях, а со средними данными за предшествующие 3-5 лет.

2. Для сельского хозяйства характерна сезонность производства. В связи с этим на протяжении года неравномерно используются трудовые ресурсы, техника, материалы, неритмично реализуется продукция, поступает выручка. Так, зерноуборочные комбайны могут быть использованы только 10-20 дней в году, сеялки - 5-10, картофелеуборочные комбайны - 20-30 дней. Эту особенность также необходимо учитывать при анализе хозяйственной деятельности, в частности таких показателей, как обеспеченность и использование основных средств производства, земельных, трудовых и финансовых ресурсов.

3. В сельском хозяйстве процесс производства очень длительный и не совпадает с рабочим периодом. Многие показатели можно рассчитать только в конце года. В связи с этим наиболее полный анализ в растениеводстве можно сделать только по результатам года. В течение года анализируется выполнение плана агротехнических мероприятий по периодам сельскохозяйственных работ; отклонение от нормативных затрат на единицу выполненных работ.

4. Сельскохозяйственное производство имеет дело с живыми организмами. Поэтому на уровень его развития оказывают влияние не только экономические, но и биологические, химические и физические законы, что усложняет измерение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности.

5. Основным средством производства в сельском хозяйстве является земля, природные особенности которой неразрывно связаны с климатическими условиями. В отличие от других отраслей народного хозяйства, где точно известна экономическая эффективность и производственная мощность всех фондов, продуктивность земли не поддается точному учету и под влиянием разных факторов меняет природный и экономический характер. Причем земля как главное средство производства не только не изнашивается, но и, наоборот, улучшается, если ее правильно использовать. И наконец, одной из особенностей этого средства производства является то, что земля чрезвычайно универсальна. Известно, что в промышленности на отдельном заводе, как правило, можно осуществлять производство только соответствующего вида продукции. В сельском хозяйстве на одной и той же земле можно производить многочисленные виды продукции. В результате ей свойственны такие особенности, как универсальность производства, слабая концентрация, многоотраслевой характер, более низкий уровень производительности труда. В этой связи анализ хозяйственной деятельности предприятий должен содействовать высокопроизводительному использованию земли, последовательному развитию наиболее полезных в условиях хозяйства направлений деятельности.

6. Сельское хозяйство отличается от других отраслей производства также и тем, что в нем часть продукции используется на собственные цели в качестве средств производства: семена, фураж, животные. Поэтому объем реализованной продукции обычно намного меньше произведенной.

7. С учетом специфики сельского хозяйства для оценки деятельности сельскохозяйственных предприятий используется много специфических показателей (урожайность, продуктивность скота, жирность молока и др.). Общие показатели, применяемые во всех отраслях народного хозяйства (себестоимость продукции, прибыль, рентабельность, оборачиваемость средств и пр.), отражают специфику " сельскохозяйственного производства. Это обусловливает некоторые особенности их анализа.

Вместе с тем нужно отметить, что в сельском хозяйстве больше, чем в промышленности, однотипных предприятий, осуществляющих производство примерно в одинаковых природно-климатических условиях. Поэтому в отличие от промышленных предприятий здесь можно более широко применять межхозяйственный сравнительный анализ. Это позволяет точнее оценивать результаты хозяйственной деятельности, выявлять передовой опыт других предприятий.

Наличие широкой базы для сравнения как в рамках отдельного предприятия, так и в масштабах района, области, страны позволяет чаще использовать в анализе следующие приемы: сопоставление параллельных и динамических рядов, аналитические группировки, корреляционный анализ, многомерный сравнительный анализ и др.

2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ АНАЛИЗЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Специфические особенности сельскохозяйственного производства учитываются при формировании системы показателей, используемых для анализа состояния и определения тенденций развития отрасли.

Для характеристики отрасли используются следующие натуральные и стоимостные, количественные и качественные, абсолютные и относительные показатели:

продукция сельского хозяйства, которая представляет собой денежные выражения продукции растениеводства и животноводства по фактическим ценам, являющимся средневзвешенными по отношению к товарной и нетоварной частям произведенной продукции за календарный год;

индексы объема продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах, в процентах к t году);

продукция растениеводства, включающая стоимость продуктов, полученных из урожая данного года, стоимость выращивания молодых многолетних насаждений и изменение стоимости незавершенного производства от начала к концу года;

продукция животноводства, включающая стоимость выращивания скота, птицы и других животных, производства молока, шерсти, яиц, меда и др.;

валовой сбор – собранный и оприходованный урожай сельскохозяйственных культур со всей убранной площади (как с основных, так и с повторных и междурядных посевов);

поголовье скота по состоянию на 1 января, устанавливаемое на основе ежегодных сплошных учетов (переписей) и включающее поголовье всех возрастных групп соответствующего вида скота;

реализация скота и птицы (производство мяса);

производство молока, характеризуемое фактически надоенным молоком, независимо от того, было ли оно реализовано или потреблено в хозяйстве;

средний годовой удой молока на одну корову, приводимый в расчете на среднее поголовье коров на начало года и начало каждого отчетного периода;

производство яиц, включающее их сбор за год от всех видов домашней птицы, в том числе яиц, используемых на инкубацию, выработку яичного порошка и другие цели;

число прибыльных (убыточных) предприятий;

себестоимость производства одной тонны продукции в сельскохозяйственных предприятиях.

При анализе сельскохозяйственного производства необходимо также учитывать наличие общей земельной площади – сельскохозяйственных и пахотных земель, земель под постоянными культурами (многолетние насаждения, плодопитомники, хмельники), сенокосов, пастбищ, посевных площадей, – на основе которой определяется урожайность сельскохозяйственных культур.

Показателями, характеризующими эффективность сельскохозяйственного производства, являются урожайность сельскохозяйственных культур, средний удой молока на одну корову, продуктивность в животноводстве.

Выделенные показатели рассчитываются и анализируются в разрезе всех категорий хозяйств.

Важным показателем, характеризующим отрасль, является производство основных продуктов сельского хозяйства на душу населения.

На основе анализа выделенных показателей делается вывод о состоянии сельскохозяйственного производства, роли и месте растениеводства и животноводства в аграрной сфере, специализации страны, региона в выращивании определенных культур, наличии и использовании сельскохозяйственных площадей по основным сельскохозяйственным культурам (зерновым, зернобобовым, техническим, бахчевым, кормовым, картофелю, овощам, фруктам, травам) и т.д.

Анализируется структура сельского хозяйства по типам хозяйств и формам собственности – государственная, кооперативная, акционерная, смешенная и т.д.

Отраслевой анализ предполагает выявление перспективных предприятий отрасли и оценку их деятельности.

Результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от уровня специализации и концентрации производства. Специализация и концентрация сельскохозяйственного производства развиваются под воздействием двух тенденций: с одной стороны, углубление общественного разделения труда содействует более узкой специализации, а с другой - особенности сельскохозяйственного производства (сезонность, особая роль земли и тесная связь растениеводства и животноводства) вызывают необходимость развития многоотраслевых предприятий. Большинство сельскохозяйственных предприятий являются многоотраслевыми, хотя в последние годы увеличилось количество узкоспециализированных хозяйств (птицефабрик, овощных фабрик, комплексов по выращиванию и откорму животных и др.). Однако такая узкая специализация возможна далеко не по всем видам сельскохозяйственной продукции.

Россия обладает огромным земельным фондом - 1707,5 млн.га, но земельные площади, используемые в сельском хозяйстве - пахотные земли, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения (сады и виноградники), составляют лишь 209,0 млн.га. Тем не менее, после Китая и США, наша страна занимает 3 место в мире по площади сельскохозяйственных угодий Родионова И.А., Экономическая география. М., Экзамен. 2003. С.672. .

Именно поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства. Проблема регулирования АПК государством рассматривается через теорию и практику. Теоретическая сторона определяет принципы государственного регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, практическая - инструменты и направления в данной области.

Государственное регулирование в АПК представляет собой процесс прямого или косвенного воздействия государства на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях стабилизации и обеспечения его устойчивого развития. Государство здесь вступает как глава в общественных отношениях, а также субъект рыночных отношений.

Сущность государственного регулирования устойчивости воспроизводства в АПК раскрывается в его функциях.

Прежде всего, это функция формирования эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений - реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов, покупателей и т. д. Весьма важна функция поддержания устойчивого спроса на продукты питания и их предложения.

Это достигается путем формирования и поддержание системы цен, обеспечивающих стимулирование предложения и спроса на потенциально конкурентоспособные продовольственные товары отечественных производителей. Государство, далее, поощряет создание системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров.

Оно обеспечивает вхождение субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему мирового продовольственного рынка. Наконец, государственное регулирование содействует научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства в АПК Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики, М., Экономика, 2005. С 46.

Правительством РФ планируется поэтапная передача основного объема субсидирования сельского хозяйства с федерального на региональный уровень, что, однако, может привести к снижению общего уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданию дополнительных региональных барьеров в реализации сельскохозяйственной продукции.

Необходимы определенные условия в данном случае, меры этих экономических условий для функционирования сельского хозяйства предусмотрены в проекте стратегии развития АПК и рыболовства до 2015 г., реализация которых должна осуществляться на базе федерального закона о развитии сельского хозяйства, проект которого еще находится в доработке.

Рассматривая проект, очевидно, что в нем сформулированы основные проблемы развития аграрного сектора. В нем определены основных направления их решения:

Развитие зернового экспорта; форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках;

Повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса;

Устойчивое развитие сельских территорий. Кроме того, намечены критерии их решения. В этих целях предусмотрено разработать и реализовать федеральные целевые программы: «Повышение эффективности и развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства»; «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».

Реализацию этих программ планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета.

Диспаритет цен - главная беда в комплексе проводимых государственных мер по регулированию агропромышленного производства. Необходимы основные меры по преодолению их. В случае, если проблема диспаритета цен решена не будет, не зависимо от того, как и кем поддерживаются доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетные субсидии, средства, полученные ими в результате формирования возможного дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию, будут изъяты из отрасли по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности в отношениях сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики.

Одна из основных функций государственной поддержки - формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания и платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции сельхозпроизводителей России. В целях реализации данного, государство воздействует на формирование доходов основных групп населения, поддерживая при этом нужный уровень пенсий, пособий и т. д. для тех групп населения, которые уже не могут или еще не могут получать соответствующие доходы. В то же время государство обязано создать условия и возможности для эффективной занятости трудоспособного населения.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства. Необходимо стимулировать производство, что является одним из важных условий, которое выполняется государством. Важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции товаропроизводителей, а также создания механизма их защиты от подавления иностранными импортерами.

Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного аграрного производства, если система данной поддержки будет основано на реализации следующих принципов его организации - рисунок 1.

Рисунок 1 - Принципы государственного регулирования сельскохозяйственного производства

Рассмотрим принципы регулирования.

Принцип единства экономических и социальных целей достаточно важен: меры государственного регулирования должны ориентироваться как на решение проблем экономики, так и принимать во внимание приоритеты и ценности жителей села, населения, модели поведения различных групп, социально-психологические и особенности национального развития.

Другой принцип - сочетание индикативности и директивности в управлении сферой аграриев, который предполагает, что методы регулирования в условиях рыночной экономики распространяются на предприятия государственного сектора в случае, если возникнет необходимость (например - засуха, землетрясение, наводнение и пр.).

Принцип аграрного протекционизма. Он имеет два аспекта: внутриэкономический, который касается взаимоотношений аграрного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продовольствия, комбикормов, семян, даже более лучшего качества, в условиях кризисных ситуаций оказывает негативное влияние на финансовое состояние отечественных сельскохозпроизводителей.

Однако рассматриваемы принципы зачастую нуждаются в дополнении.

Экономика России охарактеризована сложной комбинацией разных производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и мелких.

С одной стороны, устойчивой тенденцией является процесс концентрации производства, так как только крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

С другой стороны, в настоящее время происходит большой рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, которые не требуют больших вложений, объемов оборудования и трудовых ресурсов. Достаточно большое количество малых и средних предприятий существует в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Развитие предприятий предполагает использование разных форм собственности. Таким образом, очевидно, что государственное регулирование должно основываться на принципе равнозначной поддержки предприятий всех форм собственности.

Основным содержанием государственного регулирования производства в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Однако, здесь важно исключить возможность использования такой поддержки на компенсацию убытков от неэффективного ведения производства. Поэтому целесообразно выделить такой важный принцип регулирования государства, как экономическое стимулирование эффективно работающих предприятий.

В целях защиты сельхозпроизводителя в экономическом плане, государство формирует и поддерживает систему цен, обеспечивающую стимулирование устойчивого предложения и спроса на продовольственные и другие продукты, товары. Эффективность выполнения этой функции зависит от мер преодоления диспаритета цен, неблагоприятного воздействия монопольных структур различных сфер АПК на сельское хозяйство.

Принципы государственного регулирования находят проявление в конкретных методах, направлениях и инструментах достижения поставленных целей.

Они объединятся в три группы: правовые, административно-организационные и экономические (рисунок 2).

Рисунок 2 - группы принципов государственного регулирования

К двум первым, основанным на использовании методов контроля и ограничения со стороны как центральных, так и региональных органов власти, относятся: контроль за соблюдением стандартов; система лицензирования производства, переработки и реализации зерна; установление квот и таможенных пошлин на экспорт и импорт зерна, а также продукты переработки зерна; установление в законодательном порядке норм и правил хозяйственной деятельности участников рынка; установление пороговых цен на зерно; определение приоритетных направлений развития отраслей и их инвестирования; установление соотношения между ценой на сырье и рентабельностью для перерабатывающих предприятий и др.

Экономические методы бывают: прямыми (бюджетным) и косвенными (денежно-кредитным).

В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», основными направлениями экономических метолов являются: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села.

Рассмотренные направления образуют экономическое государственное регулирование сельскохозяйственного производства, которое в себя вбирает: финансово-кредитное регулирование; налоговое регулирование; ценовое регулирование.

Финансово-кредитное регулирование АПК сейчас является одним из главных звеньев государственного экономического регулирования АПК. Его назначение - распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики.

Государственное финансирование АПК определяются ст. 3 Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», который предусматривает распределение средств федерального бюджета по трем направлениям: осуществление государственных целевых программ; бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства; страхование.

По причине того, что задачи в области регулирования аграрного производства можно свести к обеспечению, необходимо рассматривать уровень доходности сельских товаропроизводителей, а также уровень развития сельских территорий, инструменты государственного регулирования аграрного производства можно условно разделить на две группы: инструменты по повышению эффективности сельскохозяйственного производства; инструменты по обеспечению социальной защищенности сельского населения и развитию социально-производственной инфраструктуры сельских территорий.

Итак, государственная поддержка АПК предполагает поддержку и эффективное использование средств государственной помощи.

Государству нужно создавать новые условия для становления, а также устойчивого поддержания паритета цен на сельскохозяйственные товары и промышленные средства производства для села, на средства для фондообразующих отраслей АПК, продукцию этих отраслей, на продукцию растениеводства и животноводства.

Кроме того, в государственных гарантиях нуждается реализация основных видов продовольственных товаров, поступающих в ценах ниже установленных, финансирование устойчивого воспроизводства и плодородия почв.

Сегодня, как никогда, нужно антимонопольное государственное регулирование, поддержка инновационно-инвестиционной деятельности по технико-технологическому состоянию АПК, помощь в воспроизводстве племенного скота, в развитии элитного семеноводства. Важна также экономическая защита сельхозтоваропроизводителей конкуренции импортеров продовольствия. И, кроме того, надо эффективно внедрять систему страхования результатов производства в АПК.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: