Зойкина квартира краткое описание. Планы на будущее

В этой пьесе обошлось без чертовщины. Достаточно того, что творят сами персонажи.

Хозяйка "нехорошей квартиры" Зоя - молодая вдова, которая старается сохранить свой уровень жизни в тяжелых послереволюционных условиях. Конечно, Зою собираются "уплотнить", то есть вселить в ее квартиру нуждающихся в жилплощади. Хозяйка заявляет, что открывает мастерскую по пошиву вещей. Впрочем, не обходится без взятки...

Кстати, квартира вовсе не сразу стала "нехорошей". Неблагонадежности ей добавил, например, родственник Зои - Аметистов, которого (она думала) расстреляли. Однако живой и бодрый он шутит, мол, разве нельзя после расстрела явиться в гости. Жить он собирается на квартире у Зои, чему та не очень рада, но он тут же берет все в свои руки, так как обладает своеобразной предпринимательской жилкой, а проще говоря, он еще тот махинатор.

Кроме того, Зои на квартире водятся наркотики, она покупает их у жулика-китайца для своего страдающего любовника. У горничной Манюшки, которая и приносит наркотики, начинается роман с помощником китайца - Херувимом.

Скоро квартира Зои становится похожа на образцовую мастерскую. Тут даже портрет Маркса на стене. Однако вкусы ее клиенток ближе к французской, а не советской моде. В тяжелых условиях женщинам нечем платить модистке. Например, Алла просит простить ей долг. (Заплатить она даже могла бы, но деньги понадобились для отъезда к жениху - в Париж.) На это ей предлагают работу манекенщицей. Вот только на вечерних показах. Клиентке приходится согласиться. Для вечерних показов комната меняется до неузнаваемости. Портрет идеолога меняют на изображение обнаженной натуры, к примеру. Домкому, конечно, донесли быстро, что в этой квартире ночами шумно (даже музыка играет) и люди приходят странные. Но опять взятка решает все!

После долгих ссор и примирений Херувим делает горничной предложение. Но нужны деньги... Тем временем Алла выходит на подиум. И ее видит собственный любовник - Гусь. Скандал, он обзывает модель, заявляет, что Зойкина квартирка - публичный дом. Алла шокирована, вот только с Гусем она и так собиралась порвать, чтобы уехать во Францию. И вот Гуся грабит и убивает Херувим. Они с шокированной Манюшкой убегает. Аметистов находит труп, ворует деньги у Зои и тоже сбегает. Зоя не успела сбежать, ее остановила подоспевшая проверочная комиссия. Зоя трогательно прощается с квартирой.

Пьеса учит не строить махинаций, слишком уж это опасно - для всех.

Картинка или рисунок Зойкина квартира

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Толстой Алексей Константинович

    Толстой Алексей Константинович – известный романист, который по красоте своих произведений ничуть не уступает своему литературному тёзке. Помимо романов, писатель создал несколько научно-фантастических рассказов, а также повестей.

  • Краткое содержание Убийство в Восточном экспрессе Агаты Кристи

    Детектив Эркюль Пуаро едет поездом в Стамбул. В вагоне присутствует полковник Арбэтнот и гувернантка из Багдада Мэри Дэбенхем, которой срочно нужно успеть на «Восточный экспресс».

Премьера пьсы состоялась в Театре им. Евг. Вахтангова 28 октября 1926 г. «3. к.» была снята 17 марта 1929 г., после 198-го представления. Во Франции премьера «3. к.» состоялась 9 февраля 1937 г. в парижском театре "Старая голубятня". При жизни Булгакова был опубликован только немецкий перевод «3. к.» в 1929 г. Впервые на русском языке: Новый журнал, Нью-Йорк, 1969-1970. Впервые в СССР: Современная драматургия, 1982.

По воспоминаниям второй жены драматурга Л. Е. Белозерской, инициатива исходила от театра, предложившего Булгакову написать комедию. Она утверждала, что сюжет «3. к.» был почерпнут из заметки в ленинградской вечерней "Красной газете", где рассказывалось о раскрытии милицией карточного притона некоей Зои Буяльской, действовавшего под вывеской пошивочной мастерской. Текст этой заметки до сих пор не найден. Не исключено, что на самом деле внимание Булгакова привлек освещавшийся в октябре 1924 г. "Красной газетой" процесс Адели Адольфовны Тростянской, организовавшей притон и дом свиданий под видом пошивочной мастерской и массажно-маникюрного кабинета. Возможно также, что прототипом булгаковской Зои Денисовны Пельц послужила Зоя Петровна Шатова, содержательница притона, арестованная в Москве весной 1921 г. При ее аресте были задержан и пришедший в притон Сергей Есенин.

Сразу же после снятия «3. к.» эпизод с 3. П. Шатовой был поставлен в прямую связь с булгаковской пьесой. В №10 журнала "Огонек", появившемся в конце марта 1929 г., была опубликована статья следователя Самсонова "Роман без вранья" - "Зойкина квартира". Там утверждалось: "Зойкина квартира существовала в действительности. У Никитских ворот, в большом красного кирпича доме на седьмом этаже посещали квартиру небезызвестной по тому времени содержательницы популярного среди преступного мира, литературной богемы, спекулянтов, растратчиков, контрреволюционеров специального салона для интимных встреч Зои Шатовой. Квартиру Зои Петровны Шатовой мог посетить не всякий. Она не для всех была открыта и доступна. Свои попадали в Зойкину квартиру конспиративно, по рекомендации, паролям, условным знакам. Для пьяных оргий, недвусмысленных и преступных встреч Зойкина квартира у Никитских ворот была удобна: на самом верхнем этаже большого дома, на отдельной лестничной площадке, тремя стенами выходила во двор, так что шум был не слышен соседям. Враждебные советской власти элементы собирались сюда как в свою штаб-квартиру, в свое информационное бюро".

По воспоминаниям писателя Владимира Артуровича Лёвшина (Манасевича), булгаковского соседа по Нехорошей квартире, одним из прототипов Зойки послужила жена художника Георгия Богдановича Якулова.



Сам Булгаков следующим образом определил жанр «3. к.» : "Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве". По глубине своей «Зойкина квартира» - размышление о взаимосвязи средств – и цели. Зойка, устроительница салона, приходит к невольному соучастию в убийстве. Избранные средства не могут не сказаться и на цели. Оттого Булгаков, в разные времена различно определяющий жанр пьесы («трагическая буффонада» - «трагикомедия» - «трагифарс»), при вариациях второй части определения (буффонада – комедия – фарс) оставлял неизменной первую, настаивая на трагическом элементе.

Система образов. Отрицательными персонажами в пьесе были все.

З о я Д е н и с о в н а П е л ь ц, вдова, 35 лет, деловая, разбитная хозяйка квартиры. Кузен ее А л е к с а н д р Т а р а с о в и ч А м е т и с т о в, администратор, 38 лет, обаятельный авантюрист и веселый человек (имевший литературным прототипом диккенсовского Джингля из "Посмертных записок председателя Пиквикского клуба (1837)"), случайно прибившийся к легкому Зойкиному хлебу. Он будто с трамплина взлетал и садился верхом на пианино, выдумывал целый каскад трюков, смешивших публику.

Дворянин П а в е л Ф е д о р о в и ч О б о л ь я н и о в, 35 лет, Зойкин возлюбленный, белая ворона среди нэпманской накипи, но безнадежно увязший в этой порочной среде, председатель домкома Аллилуйя, "око недреманное", пьяница и взяточник.
Хороши были китайцы, Г а н - Д з а - Л и н, он же Г а з о л и н, китаец, 40 лет, Х е р у в и м, китаец, 28 лет, убившие и ограбившие ответственного советского работника Гуся, (Б о р и с С е м е н о в и ч Г у с ь - Р е м о н т н ы й коммерческий директор треста тугоплавких металлов) коммуниста, при этом склонного обильно запускать руку в государственный карман.



Не отставала от них в выразительности и горничная Зои, М а н ю ш к а, 22-х лет, простонародный говорок которой как нельзя лучше подходил к этому образу.

В возлюбленной Гуся А л л е В а д и м о в н е, 25 лет, посещающей Зойкину квартиру, чтобы заработать денег и уехать в Париж к своему возлюбленному, просматривались не только комические и сатирические, но и трагические черты. Конечно, всех их в финале разоблачают представители МУРа.

Подобно Аметистову, другие персонажи 3. к. имели литературных прототипов.

Мертвое тело (М е р т в о е т е л о И в а н а В а с и л ь е в и ч а), спившийся ветеран белого движения, заставлял проницательных и образованных зрителей вспомнить "Сказку о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем" (1833) Владимира Федоровича Одоевского, где выпившему штоф водки приказному Севастьянычу, находящемуся при мертвом теле, вдруг является вышедший из тела владелец и требует тело обратно, но чиновник выдачу тела откладывает под предлогом, что надо собрать справки: "когда лекарь дотронулся до тела своим бистурием, владелец вскочил в тело, тело поднялось, побежало и... за ним Севастьяныч долго гнался по деревне, крича изо всех сил: "лови, лови покойника!"

Также бросается в глаза сходство со "Страшной местью" Николая Гоголя, где старик-колдун, казак Петр, предавший брата Ивана, принимает страшную муку от своей жертвы, превратившейся в каменного всадника на Карпатских горах: "Ухватил всадник страшною рукою колдуна и поднял его на воздух. Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи; но уже был мертвец, и глядел, как мертвец. Так страшно не глядит ни живой, ни воскресший. Ворочал он по сторонам мертвыми глазами и увидел поднявшихся мертвецов от Киева и от земли Галичской и от Карпата, как две капли воды схожих лицом на него... И все мертвецы вскочили в пропасть, подхватили мертвеца и вонзили в него свои зубы". Такова страшная посмертная судьба колдуна, чьей душе не дано за его преступления покаяния.

Мертвое тело в 3. к. имеет явное сходство с Мертвым телом в сказке Одоевского, но зловещее: "Вот придут наши, я вас всех перевешаю", роднит его с героем Гоголя. Булгаковскому персонажу уготовано то же наказание, что и гоголевскому колдуну - жить и мучаться после моральной гибели за те преступления, что свершили белые (разочарование в белом движении Булгаков выразил в "Днях Турбиных" и особенно в Беге).

Проблематика. Пьеса «Зойкина квартира», написанная одновременно с «Днями Турбинных и предваряющая «Бег», - о сломанной жизни, о людях, утративших почву под ногами. «Бег» - о тех, кто уехал. «Зойкина квартира» - о тех, кто остался. Действие происходит в городе Москве в 20-х годах ХХ-го столетия, 1-й акт в мае, 2-й и 3-й осенью, причем между 2-м и 3-м актами проходит три дня.

Уже в ремарке, начинающей пьесу, заявлена антитеза: «страшная» какофония дворовых криков и волшебство, красота Зойкиной квартиры, как бы «осколка» прежней упорядоченной жизни, протекающей в облагороженных формах, ритуалах. Старинный романс и ария из «Травиаты», звучащие у Зойки противостоят резким, зазывным голосам улицы, пронзительным гудкам трамвая, назойливой гармонике. Но позже выясняется: противостояние того, что «внутри», и того, что «снаружи», - ложно. Пространство искривлено, деформировано, лица искажены дьявольской ухмылкой. Зойкин «Париж на Арбате», подобно и той «Новой Баварии», куда по уверениям Аметистова, привезли раков «с гитару», - это московский Париж и наша Бавария, это представление героев о том, что есть «Париж» и «Бавария». Здесь если пьют, пусть и шампанское, то до бесчувствия, если «развлекаются» - то со взаимными оскорблениями, если начинают с романсов то кончают непристойными частушками. Салон соскальзывает в бордель.

Пьеса запечатлевает сдвиги, смещения в социальной жизни, забвение недавних, но уже ушедших норм, ценностей, правил. В ней сталкиваются разные «языки», когда произносимое одним персонажем не понимается другим, либо понимается неадекватно. Зойка сообщает Аллилуе (А н и си м З о т и к о в и ч А л л и л у я, председатель домкома, 42-х лет), что ее «дома нет» (то есть – она «не принимает»). Управдому же известен лишь прямой смысл сказанного – оттого от столь нескрываемого «обмана» даже он чуть теряется: «Так вы ж дома». Граф Обольянинов отказывается понять, что он бывший «граф» - по мнению тех, кто выселяет его из дома. «Что это значит – «бывший граф»? Куда я делся… Вот я стою перед вами»

Память о прежнем, важном Булгакову, дает фон, на котором развиваются события остро актуальной комедии. Здесь и «показательные» предприятия, и проблемы безработицы («биржи труда»), уплотнение в связи с жилищным кризисом, стремление многих к заграничным поездкам. О быстроте социальных перемен сообщает даже имя «очень ответственной» Агнессы Ферапонтовны. В контрастном сочетании отчества, явно «из крестьян», и имени, изысканного и нерусского, читается характер дамы, скорее всего, просто переделавшей на изящный манер деревенскую «Агнию».

Важен в «Зойкиной квартире» мотив омертвения живой ткани реальности, превращения человеческих лиц – в маски. Выразительная ремарка, открывающая второй акт,: «Манекены, похожие на дам, дамы, похожие на манекенов». Различны «степени» этого превращения: от Зойкиных «гостей» - к «Мертвому телу», то есть напившемуся допьяна «Ивану Васильевичу из Ростова», - и, наконец, к манекену, с которым пытается танцевать персонаж. И на общем фоне оскуднения, суживания человеческих проявлений, «играет» красками, сверкает, как беспричинный фейерверк, Аметистов, не могущий «уместиться» ни в одно конкретное физиономическое лицо. Его игра всегда избыточна по отношению к ситуации, она с лихвой превышает необходимое. Начиная свое очередное превращение по житейской необходимости (угодить богатому и влиятельному клиенту, войти в доверие к Алле), он всякий раз «заигрывается», щедро выплескивая свой живой актерский (но и человеческий дар).

Постоянен и важен в пьесе имотив всеобщего переодевания, «смены личин», бесконечных трансформаций. Показательная мастерская – ателье – публичный дом. Аметистов – актер и заведующий «подотделом искусств», пожарный и этнограф, дворянин, «бывший кирасир» - и карточный шулер, «старый закройщик» - и приближенный ко двору, служащий у Пакэна – и «сочувствующий». Комиссия Наркомпроса – муровцы, прачечная – она же лавка наркотиков, оборотень Херувим и т.п. И лишь два устойчивых полюса есть в пьесе: швея, которая на самом деле только швея, не подозревающая, где она сторочит на машинке, и граф Обольянинов, не устающий настаивать, что он «не пианист», не «товарищ», не «маэстро», не «бывший граф». «Графом» нельзя перестать быть, факт рождения неуничтожимы.

События, описываемые в произведении, происходят во времена НЭПа в Москве в 1920 году. Между первым действием и 2 и 3 проходит лето, а между 2 и 3 актом время составляет три дня.

Сюжет произведения родился из газетной статьи по процессу над Аделью Тростянской организовавшей под видом швейной мастерской притон, впрочем, прототипов было более чем предостаточно.

Главная героиня Зоя Пельц, открывшая в собственной квартире дом свиданий под прикрытием пошивочной мастерской. У нее два помощника ее двоюродный брат Аметистов, являющийся профессиональным мошенником и влюбленный в Зою, Обольянинов из бывших дворян.

Действие первое

Действие спектакля начинается майским вечером видом прихорашивающейся перед зеркалом Зои Пельтц. Председатель домового комитета Аллилуйя, зашедший к ней якобы по делу, сообщает что принято решение об уплотнении Зоиной квартиры так, как она имеет целых шесть комнат.

Зоя дает председателю взятку и говорит об открытии в своей квартире мастерской по пошиву одежды и школы так, что домком еще должен предоставить ей дополнительную площадь.

Появляется любовник Зои Павел Обольянинов, он отправляет к китайцу Газолину горничную Зои Манюшку за морфием. Обольянинов получает от китайца укол морфия и договаривается о ежедневной доставке морфия китайцем Херувимом, которого Зоя, в свою очередь нанимает гладильщиком в мастерскую. Зоя посвящает Обольянинова в свои планы и предлагает ему работу администратором.

Их разговор подслушивает кузен Зои Денисовны Аметистов. Зоя, думавшая, что он расстрелян в Баку в растерянности, кузен шантажирует ее подслушанной беседой и должность администратора достается Аметистову, как и прописка в Зоиной квартире. Аметистов знакомится с Павлом, они находят общий язык.

Действие второе

Пришла осень, мастерская в квартире Зои работает с полной отдачей. Кругом бурная деятельность: работает закройщица и швея, клиентки примеряют одежду. Вокруг суета все разговаривают, Аметистов и Зоя обсуждают Аллу на предмет работы манекенщицей. Алла Владимировна, задолжавшая Зое значительную сумму денег, после разговора с Зоей соглашается на работу взамен того что та спишет ей долг, будет платить солидную зарплату и предоставит возможность для выезда во Францию к жениху.

Квартира преображается к приезду Зоиного спонсора, являвшегося коммерческим директором промышленного треста, он кроме того, постоянный клиент Зои и ему она и ее дело обязаны своим процветанием. В квартире появляются дамы легкого поведения на месте портрета Карла Маркса висит эротическая картина. Херувим приносит кокаин. Приходит Гусь, Зоя знакомит его со своим кузеном.Вскоре происходит демонстрация манекенщицами модной одежды. Гусь пьет шампанское, выбирает подарок для любовницы, он очень доволен происходящим.

Действие третье

Через три дня в квартиру приходит Аллилуйя с жалобой на постоянный шум, но получив очередную взятку, исчезает. Аметистов и Павел направляются в пивную. Манюшке по очереди делают предложение оба китайца, сначала Херувим, он чуть было не убил ее за отказ, затем Газолин, прячущийся от разгневанного Херувима в шкаф. Скандал прекращается, когда приходит Комиссия из Наркомпроса несмотря на найденного в шкафу китайца и на его обвинение в опиумном курении жильцов квартиры, комиссия сообщает Манюшке что все в полном порядке уходит.

Ночь, шумно веселятся прибывшие гости. Гусь один поглощен в собственные мысли в тоске, увидев Аллу, демонстрирующую одежду, Гусь узнает женщину из-за которой он собирался бросить собственную семью, начинается скандал. Оставшись наедине, Гусь обвиняет Аллу в проституции, она убегает. Вошедший Херувим успокаивает Гуся и неожиданно бьет его ножом в спину. Забрав у него деньги напугав Манюшку, Херувим вместе с ней уходит.

Вошедший Аметистов, все понимает и под шумок сломав Зоину шкатулку забирает все деньги скрывается. Зоя обнаруживает труп, пропажу денег. Появляется Комиссия из Наркомпроса вместе с Газолином. Аллилуйя дает показания против Зои. Всех арестовывают. Главная проблема произведения в том, что поднявшиеся на гребень жизни люди, не смогли решить главную проблему, заключавшуюся в правильных человеческих отношениях.

Майский вечер. Зоя Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, одевается перед зеркалом. К ней по делу приходит председатель дом­кома Аллилуя. Он предупреждает Зою о том, что ее постановили уп­лотнить - у нее шесть комнат. После долгих разговоров Зоя показывает Аллилуе разрешение на открытие пошивочной мастер­ской и школы. Дополнительная площадь - шестнадцать саженей. Зоя дает Аллилуе взятку, и тот говорит, что, быть может, отстоит и остальные комнаты, после чего уходит. Входит Павел Федорович Обольянинов, любовник Зои. Он плохо себя чувствует, и Зоя посылает горничную Манюшку за морфием к китайцу, который часто его про­дает Обольянинову. Китаец Газолин и его помощник Херувим торгу­ют наркотиками. Манюшка велит Газолину, известному жулику, идти с ней и при Зое развести морфий в нужной пропорции - сам у себя он делает жидко. Газолин посылает с ней своего помощника, китай­ца-красавчика Херувима. Зоя делает Обольянинову укол, и тот ожива­ет. Херувим объявляет цену большую, чем цена Газолина, но Павел дает ему еще и на чай и договаривается с «честным» китайцем, что он будет ежедневно приносить морфий. Зоя же, в свою очередь, на­нимает его гладить в мастерской. Обрадованный Херувим уходит. Зоя рассказывает Павлу о своих планах, Манюшка, уже посвященная во все дела Зои, уходит за пивом и забывает закрыть дверь, в которую незамедлительно проникает Аметистов, кузен Зои, шулер и жулик. Он подслушивает разговор Зои и Павла о «мастерской», которой нужен администратор, и моментально догадывается, в чем дело. При­бегает Манюшка, зовет Зою. Та каменеет при виде кузена. Павел ос­тавляет их вдвоем, и Зоя удивляется, что она сама читала, как его расстреляли в Баку, на что Аметистов уверяет ее, что это ошибка. Зоя явно не хочет его принимать у себя, но кузен, которому негде жить, шантажирует ее услышанным разговором. Зоя, решив, что это судьба, дает ему место администратора в своем деле, прописывает у себя и знакомит с Павлом. Тот сразу понимает, какой перед ним выдаю­щийся человек и как он поставит дело.

Осень. Квартира Зои превращена в мастерскую, портрет Маркса на стене. Швея шьет на машинке, три дамы примеряют сшитую одежду, хлопочет закройщица. Когда все расходятся, остаются лишь Аметистов и Зоя. Они говорят о некоей красотке Алле Вадимовне, которая нужна для ночного предприятия. Алла должна Зое около 500 рублей, ей нужны деньги, и Аметистов убежден, что она согласится.

Зоя сомневается. Аметистов настаивает, но тут входит Манюшка и со­общает о приходе Аллы. Аметистов исчезает после нескольких сделан­ных Алле комплиментов. Алла, оставшись наедине с Зоей, говорит, что ей очень стыдно за неуплату долга и что у нее очень плохо с деньгами. Зоя сочувствует ей и предлагает работу. Зоя обещает платить Алле 60 червонцев в месяц, аннулировать долг и достать визу, если Алла всего че­тыре месяца будет по вечерам работать у Зои манекенщицей, причем Зоя гарантирует, что об этом никому не будет известно. Алла соглаша­ется начать работать через три дня, так как ей нужны деньги для отъез­да в Париж - там у нее жених. В знак дружбы Зоя дарит ей парижское платье, после чего Алла уходит. Зоя уходит переодеваться, а Аметистов с Манюшкой готовятся к приходу Гуся, богатого коммерчес­кого директора треста тугоплавких металлов, которому «ателье» обязано своим существованием. Аметистов убирает портрет Маркса и вешает картину с изображением обнаженной натуры. Под руками Манюшки и Аметистова комната преображается. Приходит Павел, который играет по вечерам на рояле (и тяготится этим), и проходит в комнату к Зое. Затем - Херувим, принесший кокаин для Аметистова, и, пока тот ню­хает, переодевается в китайский наряд. По очереди появляются дамы ночного «ателье». Наконец появляется Гусь, которого встречает роскош­но одетая Зоя. Гусь просит Зою показать ему парижские модели, так как ему нужен подарок для любимой женщины. Зоя знакомит его с Аметистовым, который после приветствий зовет Херувима и заказывает шампанское. Под музыку демонстрируют модели. Гусь восхищен тем, как поставлено дело.

Через три дня приходит Аллилуя, говорит о том, что по ночам в их квартиру ходит народ и играет музыка, но Аметистов дает ему взятку, и тот уходит. После звонка Гуся, который извещает о своем скором приходе, довольный Аметистов зовет Павла в пивную. После их ухода Херувим с Манюшкой остаются одни. Херувим предлагает Манюшке уехать в Шанхай, обещая достать много денег, та отказыва­ется, дразнит его (ей нравится Херувим) и говорит, что, может, вый­дет замуж за другого; китаец пытается ее зарезать, а потом, отпустив, объявляет, что сделал предложение. Он убегает на кухню, и тут при­ходит Газолин - делать предложение Манюшке, С кухни прибегает Херувим, китайцы ссорятся. Спасаясь, Газолин кидается в шкаф. Зво­нят в дверь. Херувим убегает. Это пришла комиссия из Наркомпроса. Они все осматривают, находят картину голой женщины и Газолина в шкафу, который рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум и танцуют, и жалуется, что его убивает Херувимка. Комиссия выпускает Газолина и уходит, заверив Манюшку, что все в порядке.

Ночь. Все гости бурно веселятся, а в соседней комнате в одиночестве тоскует и говорит сам с собой Гусь. Появляется Зоя. Гусь расска­зывает ей, что понимает, какая дрянь его любовница. Зоя успокаивает его. Гусь же находит утешение в том, что всех сзывает и раздает день­ги. Начинается показ моделей. Выходит Алла. Гусь в ужасе, увидев… свою любовницу! Начинается скандал. Гусь объявляет всем, что его невеста, с которой он живет, ради которой он оставляет семью, рабо­тает в публичном доме. Зоя увлекает всех гостей в зал, оставляя их одних. Алла объясняет Гусю, что не любит его и хочет за границу. Гусь обзывает ее лгуньей и проституткой. Алла убегает. Гусь в отчая­нии - он любит Аллу. Появляется Херувим, который успокаивает Гуся и вдруг ударяет его под лопатку ножом. Гусь умирает. Китаец усаживает Гуся в кресло, дает трубку, зовет Манюшку и забирает деньги. Манюшка в ужасе, но Херувим грозит ей, и они вместе убега­ют. Аметистов приходит, обнаруживает труп, все понимает и скрыва­ется, взломав Зоину шкатулку с деньгами. Входит Зоя, видит труп, зовет Павла и идет за деньгами, чтобы скорее убежать, но шкатулка взломана. Она хватает за руку Павла и бежит к двери, но им пре­граждают путь комиссия из Наркомпроса и Газолин. Зоя объясняет, что Гуся убили китаец с Аметистовым. Пьяные гости вываливаются из зала. Входит Аллилуя; увидев комиссию, в ужасе говорит, что давно знал все об этой темной квартире, а Зоя кричит, что у него в кармане десятка, которую она дала ему взяткой, она знает номер. Всех забира­ют. Зоя грустно говорит: «Прощай, прощай, моя квартира!»


Тихий майский вечер. Тридцатипятилетняя вдова, по имени Пельц Зоя Денисовна, наряжается у себя в комнате перед зеркалом. К ней заходит по делу председатель домкома Аллилуя. Он сообщает, что принято решение Зою уплотнить, ведь у нее целых шесть комнат. В свою очередь, Зоя предъявляет Аллилуе документ, разрешающий открытие в ее квартире школы и пошивочной мастерской, а значит, она имеет право на дополнительную площадь в шестнадцать саженей. Получив от Зои взятку, Аллилуя обещает отстоять ее комнаты и уходит. Появляется любовник Зои Обольянинов Павел Федорович. У него опять плохое самочувствие, поможет только морфий, за которым и отправляют к китайцу горничную Манюшку. Китаец Газолин вместе со своим помощником Херувимом торгуют наркотиками и не в первый раз выручают Обольянинова.

Манюшка говорит китайцу, чтобы он шел вместе с ней, и в присутствии хозяйки развел морфий в нужной пропорции, а не жульничал, как обычно. Газолин отправляет с ней своего помощника - красавчика Херувима. Когда Обольянинову сделали укол, он ожил и договорился с китайцем, что тот будет приносить морфий ежедневно. Павла не смутило то, что Херувим запросил большую цену, чем Газолин, он даже добавил «честному» китайцу на чай, а Зоя наняла его в свою мастерскую гладить. Довольный Херувим уходит. Зоя посвящает Павла в свои планы, а Манюшка, которая в курсе всех дел, идет за пивом. Разговор Зои и Павла о «мастерской», в которую требуется администратор, подслушивает Аметистов, кузен Зои и известный жулик. Он сразу понимает, в чем тут дело. Увидев кузена, Зоя растерялась, ведь слышала, что его расстреляли в Баку. Она совсем не рада встрече, но Аметистов ее шантажирует услышанным разговором, и Зоя вынуждена дать ему место администратора. Она также прописывает кузена у себя в квартире, поскольку жить ему негде, и знакомит с Павлом. Павел уверен, что Аметистов с его талантами поставит дело как надо.

К осени квартира Зои уже превратилась в мастерскую, на стене висит портрет Маркса. Дамы примеряют готовую одежду, работает швея, хлопочет закройщица. Затем все расходятся, Зоя беседует с Аметистовым. Они обсуждают красотку Аллу Вадимовну, которая должна Зое денег, и Аметистов уверен, что она согласится у них работать манекенщицей, а Зоя в этом сомневается. В это время приходит сама Алла Вадимовна. Оставшись с Зоей наедине, она извиняется, что не может выплатить долг, поскольку у нее очень сложное финансовое положение. Зоя предлагает ей работу манекенщицы по вечерам за 60 червонцев в месяц. Она обещает списать ей долг и достать визу, если Алла отработает у нее четыре месяца, а также гарантирует, что про ее работу никто не узнает. Алла соглашается, ведь ей нужны деньги и виза, чтобы уехать в Париж к жениху. Они договариваются, что Алла приступит к работе через три дня, а Зоя дарит ей платье в знак дружбы. После ухода Аллы, Зоя идет переодеваться. В это время Аметистов с Манюшкой преображают ателье и готовятся к вечернему визиту Гуся, который занимает должность коммерческого директора в тресте тугоплавких металлов. Он очень богат и именно ему обязано «ателье» своим существованием. Аметистов убирает со стены портрет Маркса и вешает на его место изображение обнаженной натуры. Херувим приносит для Аметистова кокаин, появляются дамы, работающие в ночном «ателье», приходит Павел, который должен играть на рояле, хотя ему это и не нравится. Наконец, входит сам Гусь. Его встречает шикарно одетая Зоя, знакомит их с Аметистовым. Под музыку манекенщицы демонстрируют парижские модели. Гусь выбирает подарок для любимой женщины, пьет шампанское и очень доволен обстановкой.

Спустя три дня в квартиру наведывается Аллилуя, предъявляет, что в квартире по ночам играет музыка и собираются люди, но, получив очередную взятку, уходит. Аметистов с Павлом идут в пивную. Херувим, оставшись с Манюшкой наедине, делает ей предложение и зовет бежать с ним в Шанхай, обещая раздобыть много денег. Она дразнит его, хотя красавчик ей очень симпатичен, и говорит, что, возможно, выйдет замуж не за него. Китаец, чуть не зарезав ее, уходит на кухню. В это время, приходит делать Манюшке предложение сам Газолин. Китайцы начинают выяснять отношения. Газолин прячется в шкаф, от разъяренного Херувима, но тут раздается звонок в дверь. Комиссия из Наркомпроса пришла осмотреть квартиру, нашли изображение голой женщины и обнаружили китайца в шкафу. Газолин рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум, и жалуется на Херувима, но комиссия уходит, сказав Манюшке, что все в порядке.

Ночь. Гости в «ателье» веселятся. Гусь тоскует в отдельной комнате. Зоя пытается его успокоить. Начинается демонстрация моделей. Увидев Аллу, Гусь узнает в ней свою любовницу, ради которой готов бросить семью. Разгорелся скандал. Зоя уводит гостей в другую комнату, чтобы оставить Аллу и Гуся вдвоем. Они выясняют отношения, Алла говорит, что не любит Гуся и собирается ехать к жениху в Париж. Он называет ее проституткой и лгуньей, она убегает. В комнату входит Херувим, делает вид, что утешает Гуся, а сам ударяет его ножом под лопатку. Труп Гуся он усаживает в кресло, забирает его деньги и, припугнув Манюшку, убегает вместе с ней. Появляется Аметистов, он сразу все понял, взломал Зоину шкатулку, взял деньги и скрылся. Входит Зоя, видит труп, хочет взять деньги и убежать с Павлом, но шкатулка пуста. На пороге квартиры появляется комиссия из Наркомпроса, а с ними Газолин. Зоя начинает оправдываться. Приходит Аллилуя и перед комиссией говорит, что давно догадывался о темных делах в этой квартире. Зоя кричит, что у него в кармане взятка, которую она сама ему дала, но ее уже не слушают. Всех забирают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: